Некоторые муниципалитеты Калужской области не выполняют свои полномочия по формированию маневренного жилого фонда.
Жилые помещения маневренного
фонда предназначены для временного проживания:
1) граждан в связи с
капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые
помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые
помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были
приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств
целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого
помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если
на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них
единственными;
3) граждан, у которых
единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате
чрезвычайных обстоятельств;
4) иных граждан в случаях,
предусмотренных законодательством.
В ежегодных докладах Уполномоченного по правам
человека в Калужской области органам местного самоуправления Калужской области
рекомендуется принять меры, направленные на формирование
маневренного жилого фонда.
К сожалению, данная рекомендация не выполняется надлежащим образом.
Часть органов местного самоуправления сообщают, что на территориях
муниципальных образований маневренный жилой фонд имеется, сформирован или
формируется, некоторые указывают на то, что такой фонд отсутствует в связи с
отсутствием свободного муниципального жилья и денежных средств в бюджетах.
Следствием такого положения дел является нарушение прав граждан и действующего
законодательства. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов
местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
Практика прокурорского надзора в субъектах РФ показывает, что
прокурорами в адрес органов местного самоуправления вносятся представления с
требованием о создании на территории муниципальных образований маневренного жилого
фонда. В случае невыполнения требований прокуроров, они обращаются в суды с
административными исковыми заявлениями о признании незаконными бездействия
органов местного самоуправления, выразившихся в непринятии мер, направленных на
формирование маневренного жилого фонда, обязании органов местного
самоуправления создать (сформировать) названный фонд.
Учитывая данные обстоятельства, Уполномоченный обратился в адрес
прокурора Калужской области Александра Гулягина с просьбой провести проверки по
вопросам формирования органами местного самоуправления маневренного жилого
фонда, наличия в муниципальных образованиях такого фонда.
По
результатам проверки прокуратура Калужской области сообщила, что в
территориальные прокуратуры было направлено поручение о проведении
соответствующей проверки, по результатам которой прокурорами Дзержинского,
Боровского, Жуковского, Мещовского, Тарусского районов, Кировским межрайонным
прокурором и прокурором города Калуги выявлены нарушения, выразившиеся в
отсутствии маневренного жилого фонда, его несоответствия предъявляемым
требованиям, а также в нарушении порядка и нормы его предоставления.
С целью устранения выявленных
нарушений указанными территориальными прокурорами внесено 12 представлений, а
также принесено 3 протеста на противоречащие действующему законодательству
муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления
жилых помещений муниципального жилищного фонда. В настоящее время акты
прокурорского реагирования находятся на рассмотрении.
Азарова Надежда Гавриловна, ведущий специалист
аппарата Уполномоченного по правам человека в Калужской области.