Торговля между людьми зародилась в
каменном веке, развивали её цивилизации Междуречья, возвышали и высмеивали в
комедиях великие философы – древние греки, а в искусство она превратилась на
восточных базарах. Торговля двигала прогресс – из сухопутной вскоре стала
морской, люди прокладывали новые пути, развивали коммуникацию. Издревле самыми
богатыми и многолюдными были города, стоявшие на торговых трактах или на берегах
судоходных рек. Торговые отношения эволюционировали: борьба за рынки, капитал,
изменивший сознание людей, которые потом изменили мир.
Сегодня купить всё можно в Интернете, а сам торговый сервис
стал визиткой стран и одним из факторов, поднимающих вверх по общемировым
рейтингам.
В воскресенье, 28 июля, работники торговли будут отмечать свой профессиональный
праздник. Давайте вместе попробуем заглянуть в один из магазинов города и узнать, что продаётся и
покупается, каковы запросы современного покупателя, на чём основаны принципы бизнеса и как нас обслуживают.
Улица Пролетарская. Центр города. Здесь возвышается новое трехэтажное здание с
высоким крыльцом, отделанное сине-белыми плитами. Рядом с магазином - стоянка
для автомобилей, сразу две семьи используют её прямо сейчас – удобно. Указатель
говорит: «Магазин «Перестройка». Это слово вызывает у каждого человека
множество ассоциаций. Сразу вспоминаются годы, когда в корне менялись рыночные
отношения. Для этого пришлось совершить перестройку и в умах людей. Но ближе
всего к истине – совершенствование и перестройка собственного дома, квартиры,
чем мы занимаемся на протяжении всей жизни, ведь магазин – строительный
супермаркет.
Он был открыт в мае
Строительный супермаркет разделён на тематические отделы не только вертикально
– по этажам, но и горизонтально – на каждом несколько отделов, обозначенных
табличками: белые надписи на красном фоне - цвета визитки бренда «Перестройка».
На первом этаже продаются строительные смеси, стройматериалы, краски, сантехника,
электрика, на втором расположили отделы отопительного оборудования, хозтоваров,
метиз-инструмента. На третьем этаже - обои, ПВХ-панели, рулонные шторы,
карнизы.
На пороге магазина встретили директора
управляющей компании «Вертикаль-Сервис» Николая Кондрашова.
- Это магазин, где есть всё, - поделился он. - Раньше, чтобы купить что-то
необходимое, нужно было прокатиться по нескольким торговым точкам и потратить уйму
времени. Теперь 99 % материалов для работы нашей управляющей компании можно
купить здесь.
- Отличный магазин! – поддерживает его
покупатель с карнизами в руках.
В рейтинге лучших торговых компаний мира огромное значение уделяют не только
удобству покупателей, но и тем, кто непосредственно продаёт. Сейчас их называют
«менеджерами», а не продавцами, но и требования к «менеджерам» в первое
десятилетие XXI века значительно изменились и
продолжают эволюционировать. Сейчас от «продавца» требуются не только
коммуникативные навыки, умение «держать лицо» - т.е. совершать «эмоциональное
обслуживание» покупателя, необходимы знания о товаре, который он продаёт,
умение работать с компьютерными программами, критическое мышление, креативность, клиентоориентированность, способность
легко и быстро обучаться новому. Менеджер современной формации должен быть ещё
и PR-менеджером банки сухой смеси, дрели или
водонагревателя. Он должен провести перед покупателем презентацию товара,
лаконично и интересно рассказать о нём за несколько минут. Сложный навык,
которому тоже нужно учиться.
Все продавцы, встречающие покупателей в
«Перестройке», одеты в униформу бренда – красные приталенные жилеты у девушек,
комбинезоны с логотипом – у мужчин. Дизайн разрабатывала группа старших
менеджеров, отталкиваясь от главных цветов логотипа.
-
Коллектив магазина менялся, но в последнее время наша команда более постоянна,
в ней работают 14 человек, – рассказывает коммерческий директор Александр
Семянищев.
Татьяна Афонасьева в торговле 16 лет, и в этом ей помогает профессия
бухгалтера. Начинала в небольшом сельском магазине, затем более десяти лет
работала в городе в строительном. Сейчас она продавец-консультант в отделе
краски, строительных смесей.
- Наша профессия требует постоянного
обучения, ведь на рынке появляются новые стройматериалы, которые мы должны
представить покупателю, - говорит Татьяна. – Для этого заглядываем в Интернет.
Для менеджера важно также доброжелательное отношение к покупателю.
Максим Савкин - специалист по электрике и продавец-консультант.
Профессиональное образование получил в Кировском индустриально-педагогическом
колледже, даст любой совет по своему направлению.
Сергей Нонин поможет покупателю в выборе
электроинструмента, крепежей, Юрий Гавриков - профи в сантехнике и электрике. Татьяна
Миронова – продавец-консультант отдела сантехники, Галина Хритошина –
бухгалтер-кассир, Игорь Терехов – сориентирует в выборе электроинструмента,
крепежа, Сергей Климов – знает толк в сантехнике, Виктор Брыков –
кладовщик-грузчик. Внутри магазин светлый, чистый – за этим следят два
клининг-менеджера - Соня Имамова и Ольга Попова.
Под крышей магазина оборудован современный склад. От пола до потолка он
заполнен строительными товарами, но самое главное – на складе есть электрокар,
который, во-первых, сделает работу грузчика более легкой и, во-вторых, ускорит
время «сборки» условной строительной «корзины» товаров и её доставки. Так
частичная автоматизация работы может принести пользу всем – магазину, грузчику,
покупателям.
В магазине работают специалисты, которые
могут после работы или в свой выходной день помочь установить приобретённое
оборудование. Это новый этап в деловых отношениях между покупателем и
продавцом, взаимовыгодный для обеих сторон. Получается, что такой сервис
позволяет покупателю экономить время и не искать дополнительные монтажные
бригады. Хотя строители здесь тоже частые гости.
- Мы постоянно приходим сюда за материалами для работы. Нас радушно встречают,
прислушиваются к пожеланиям. Покупаем немного, но систематически, -
рассказывает член строительной бригады Виталий Чунадра. – Обычно это сухие
смеси, валики, шпатели, сантехника. Магазин расширяет ассортимент, и это
приятно.
Работа продавца остаётся популярной. Каждый день продавцы-консультанты общаются
с покупателями, ориентируясь на их потребности, они составляют списки
необходимых товаров. Продавец в течение нескольких минут производит то самое
первое впечатление, от которого зависит, будет сделана покупка или нет. Его
задача – продать, но если покупатель всё же не купил вещь, он должен уйти из
магазина с информацией о ней – такова политика «Перестройки» и её руководства.
- Каждый консультант специализируется на своём товаре, - рассказывает директор
по рекламе, развитию и маркетингу Екатерина Семянищева, - но по ходу работы они
учатся друг у друга и могут мобильно заменить отсутствующего на данный момент
специалиста.
У Екатерины – высшее юридическое
образование. И оно пригодилось ей в магазине, так как она занимается
оформлением товаров в кредит – есть и такая услуга. Кроме того, она совмещает
работу в отделе «Обои», принимала активное участие в формировании торгового
ряда, в котором на сегодня представлено около 300 наименований обоев
российского и белорусского производства, можно заказать по каталогам
итальянские обои – премиум-класса.
Компьютер – неотъемлемая часть работы
современного менеджера.
- Мы работаем по программе 1С, весь
товар заложен в компьютере, продажа идёт через онлайн-кассы, - поясняет
Екатерина. – В современной торговле важен индивидуальный подход к покупателю,
приветливо встретить, посоветовать, рассказать о свойствах и характеристиках
товара. Можем предложить компьютерную «примерку» обоев, которые понравились, но
есть сомнения – как будут смотреться.
Из плюсов торгового сервиса магазина – возможность приобрести подарочный
сертификат на любую сумму на день
рождения или юбилей, не надо «ломать голову» над подарком. А уж юбиляр потом
сам определится, что ему необходимо.
Екатерина МИРОНОВА.