Моско́вская
желе́зная доро́га — филиал ОАО
«РЖД»,
одна из 16 железных дорог России. Обслуживает большую часть территории Центрального федерального округа,
четырнадцать субъектов Российской Федерации, в том числе пять полностью или
почти полностью - Брянскую, Калужскую, Орловскую, Смоленскую, Тульскую области, четыре - бо́льшую часть
- Курскую, Московскую, Рязанскую области, город Москву и в пяти субъектах отдельные участки — Республику Мордовию, Белгородскую, Владимирскую, Липецкую и Тверскую области. Она расположена в сердце России, где проживает
пятая часть населения страны, а потому, без преувеличения, дорога является
важнейшей по масштабам и объемам работы. Дорога перевозит почти четверть
пассажиров в дальнем сообщении и половину в пригородном от всей сети - более 700
млн. пассажиров в год. Существенная особенность Московской железной дороги -
колоссальный объем пригородных перевозок. Ежесуточно по ней курсирует около 3-х
тысяч пригородных поездов, в которых перевозится более 1,5 млн. пассажиров.
Характерная
особенность магистрали – ее разветвленность. 11 радиальных направлений сходятся
здесь. Они объединяются двумя кольцевыми линиями. Малым окружным кольцом (54
км), Большим окружным кольцом (БМО - 558 км) и широтными направлениями,
связывающими регионы центральной части страны. Таких регионов 11. Такой сложной
разветвленной транспортной сети не имеет ни одна дорога компании. Если все пути
вытянуть в одну линию, будет более 18 тыс. километров - это развернутая длина. Во всех сферах деятельности МЖД работает 70,4
тыс. человек (2018).
В существующих границах Московская железная дорога была образована в
1959 г. В соответствии с
Постановлением Совета Министров СССР от 13 июля 1959 г. № 748 были объединены
Московско-Рязанская, Московская Окружная и Московско-Курско-Донбасская железные
дороги. Вначале новая дорога получила название Московско-Курско-Донбасская
железная дорога. 21 августа 1959 г. Приказом МПС СССР № 161 ЦЗ дорога получила
название «Московская железная дорога». B 1961 г. была присоединена вся
Калининская железная дорога за исключением Великолукского и Ржевского
отделений.
В то
же время историческая летопись дороги намного обширнее, чем отрезок в 60 лет.
Как известно, рождением стальных магистралей принято считать дату 30 октября
1837 года. В этот день состоялось официальное открытие Царскосельской железной
дороги. Поезд, ведомый паровозом, прошел расстояние от Петербурга до Царского
Села - 26 км за 35 минут. В первую очередь железной дорогой были соединены две
российские столицы Москва и Санкт-Петербург. 1 ноября 1851г. состоялось
официальное открытие движения на Петербурго-Московской железной дороге. Затем
наступила очередь других городов России. Столичная магистраль стала второй
после Октябрьской ж/д по дате своего рождения.