В этом году, встречая свой профессиональный
праздник, железнодорожники отмечают сразу две славных даты – 60 лет Московской
железной дороге и 60 лет дорожной профсоюзной организации.
О том, какую роль играют сегодня профсоюзы и
какие задачи решают,
телепрограмме «Киров-ТВ» и газете «Знамя труда» рассказала председатель
профкома Фаянсовской механизированной дистанции инфраструктуры
Л.А.ИВАНЬКОВА. Актуальное интервью провела редактор-консультант «Киров-ТВ»
Н.В.ЛУНЁВА.
-
Людмила Александровна, расскажите, пожалуйста, об истории профсоюзного
движения.
- Профсоюз железнодорожников и
транспортных строителей – это одна из самых крупных общественных организаций
страны. И мы гордимся этим. За свою 60-летнюю историю Дорпрофжел завоевал
непререкаемый авторитет. Можно сказать, что зачинателями большинства перемен в
России были именно железнодорожники. Вспомним хотя бы первый субботник в апреле
1919 года. Он был проведён работниками депо Москва-Сортировочная. И профсоюзы
сохраняют эту традицию и по сей день. Именно на железной дороге в
В 1934 году в Фаянсовой образовалось
локомотивное депо - самое крупное предприятие на узле, где трудилось около
тысячи рабочих. Здесь активно действовали профсоюзы. Они организовывали и
подводили итоги соревнования, поощряли стахановцев.
Большие перемены коснулись железной дороги в 90-е, а затем и в 2000-е годы. В
2003 году образовано акционерное общество «Российские железные дороги».
Сформировано несколько федеральных дирекций - пассажирская, первая грузовая,
вторая грузовая, дирекция по ремонту пути. В результате реформы из
локомотивного депо мы были реорганизованы в ПМС-332 , а сейчас в Фаянсовскую
механизированную дистанцию инфраструктуры. То есть наши рабочие занимаются ремонтом, чисткой пути. Считаю, что путь – самое главное, нужно
чтобы машинист вёл поезд, и всё было надёжно. Эта надёжность и безопасность
сохраняется благодаря этим работникам.
-
Какие имена фаянсовских железнодорожников профсоюз закрепляет в истории?
- Могу назвать фамилии династий, которые известны и уважаемы на Фаянсовой.
Это Громовы, Гришины, железнодорожники
Паршиков, Лунёв. Сейчас тяжело переживаем уход из жизни Ивана Васильевича
Семченко – он тоже стоял у истоков, возглавлял цех эксплуатации.
- Мы говорим о людях, которые славят
предприятие, профессию, труд железнодорожников. Всё же он непростой…
- Очень тяжёлый. Вот только на прошлой
неделе были на закрытом перегоне в Брянской области. Мы приехали-уехали, а
ребята, которые там находятся, каждый день живут в грохоте, вибрации, шуме от
огромных машин, работают и день, и ночь. Они живут в вагонах. И так вся жизнь.
Нужно любить профессию, чтобы такое выдерживать. Потому что без любви к своему
делу, без интереса там просто не будешь работать.
-
Вам не кажется, что профсоюзное движение в стране после смены нашего
государственного строя, после всех перемен тоже претерпело большие изменения, и
профсоюзы уступили часть своих позиций?
- Наоборот, в начале 90-х годов
администрация зажимала профсоюзы и не давала им жизни. А сейчас проходят съезды
профсоюзов, на них всегда
присутствует президент РФ. Он выступал и в этом году, говорил, что там, «где профорганизации действуют активно, результативно решаются вопросы зарплаты,
вопросы труда и отдыха. Некоторые
работодатели осознанно дистанцируются от профсоюза, а иногда пытаются оказывать
давление, такой произвол недопустим, нужно пресекать подобные вещи». Президент
говорил о нацпроектах, цель которых повысить уровень благосостояния граждан. Такие
цели ставит перед нами сейчас Николай Алексеевич Никифоров, который возглавляет
ЦК профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей.
-
Есть трудовое законодательство. Его соблюдают. Так почему профсоюзы до сих пор
нужны?
- Мы защищаем интересы
железнодорожников, поэтому востребованы людьми и нужны им. Ни один нормативный
локальный акт, который создаётся на производстве, не принимается без учёта
мотивированного мнения профсоюзной
организации. Изучаем документ, проверяем его с точки зрения
законодательства, обсуждаем и принимаем
решение. Делаем ежемесячные и плановые проверки. Есть проверки по обращению
работников. Мы должны посмотреть – все ли обязательства выполняет работодатель
по колдоговору. Например, правильно ли выплачиваются премиальные, сверхурочные,
надбавки за праздничные или выходные дни, предоставляются отпуска. Это нужно
контролировать. У нас в профсоюзах созданы должности внештатных правовых
инспекторов. Я являюсь внештатным правовым инспектором ЦК профсоюза с
- А что даёт смелость работнику заявлять
о своих правах, он уверен в поддержке профсоюза?
- Да, уверен. У нас стопроцентное
членство в профсоюзе. 463 работника - и все состоят в профсоюзе.
-
Вы уговариваете их вступить в профсоюз?
- Нет, не уговариваю. Система такая:
если руководитель назначает собеседование с претендентом на должность, то оно
никогда не проходит без председателя профсоюзной организации. Когда принимаем
человека на предприятие, в первой же строчке – принятие в профсоюз.
Рассказываем, что это такое и чем он занимается, куда направляются взносы. И
всегда говорим: если есть какие-то трудности, проблемы – приходите, поговорим.
Бывают и трудности в решении проблем, если неправильно наказали, не довели
какую-то информацию до работника, я всегда приду к руководителю и поговорю с
ним. Не поймут – уйду, обдумаю, ещё раз приду. Мы тихо, спокойно выходим на
компромиссы. Если правда за руководителем, то мы должны объяснить работнику,
почему по трудовому законодательству он не прав.
-
И в результате такой работы возникает социальное партнёрство?
- Да. Кстати, 2019 объявлен годом социального партнёрства. В этом году у
нас истекает срок нашего коллективного договора. Сейчас создана комиссия,
которая работает над новым договором, он будет принят на 2020-2022 годы. Цель и
руководства, и профсоюзной организации - сохранить все гарантии, льготы для рабочих.
Но есть и изменения. Нас в профсоюзе волнует пенсионная реформа. Профсоюзы были
против повышения пенсионного возраста, но раз это принято, мы должны проводить
разъяснительную работу – как это скажется на стаже работы, какие гарантии. У
нас работники, которые состоят в негосударственном фонде «Благосостояние»,
получают корпоративную пенсию. Молодые, конечно, говорят: «Я молодой, мне это
неинтересно». А те работники, которые уже подошли к пенсии, говорят: «Не
убедили меня раньше, чтобы я в «Благосостояние» вступил, ухожу на пенсию, и она
у меня государственная». А та, что не государственная, от «Благосостояния» -
9100 средняя по «РЖД.» Разве это плохая
надбавка к пенсии? И профсоюзы обсуждали с генеральным директором ОАО «РЖД»
пенсионные вопросы. Кто состоит в «Благосостоянии», может выйти на пенсию как
прежде: женщины -55, мужчины – 60 лет.
Не каждый по своему состоянию здоровья может работать даже до 60. Машинист,
помощник машиниста – труд тяжёлый. И если они будут состоять в «Благосостоянии»
и не смогут доработать до 65, то у них есть выход.
-
Финансово – прекрасно, а как морально вы поддерживаете ветеранов?
- Когда принимался договор на 2017-2019
год, прошёл слух, что хотят убрать из коллективного договора пункт по
ветеранам, закрепив их права отдельным Положением. Профсоюз настоял, чтобы
пункт о ветеранах остался в колдоговоре. Это обязательство, и работодатель уже
не сможет отказаться.
Мы по заявкам предоставляем ветеранам
отдых в наших санаториях. Зубопротезирование, медицинская помощь, бесплатный
проезд в пассажирских и пригородных
поездах – пожалуйста. Обязательно чествуем ветеранов в юбилейные даты. Но
требования таковы, чтобы они были членами профсоюза.
-
Людмила Александровна, вы много работаете с молодежью, расскажите, какие у вас
проходят конкурсы, спартакиады?
- Более 10 лет проходит конкурс «Спорт поколений», а сейчас- фестиваль спорта.
В каждом регионе есть свои спортивные команды работников РЖД. Мы у себя на
предприятии ребят организовали, обеспечиваем их спортивной формой. Все кубки,
что стоят на специальном стенде – это призовые места. Участвуем в региональных спортивных мероприятиях, выезжаем
на дорожные. П.Филимонов, С. Воскресенский в эти выходные приняли участие в
дорожных соревнованиях, отмечены премией
руководства и профсоюза. Нам хотелось бы сплотить молодёжь. Создали школу
молодого профсоюзного лидера. Например, Евгений Амелин создал проект и выставил его на конкурс РЖД,
занял там третье место. Выиграл поездки в Санкт-Петербург, Черногорию. РЖД делает ставку на молодых. Сегодня
Московскую железную дорогу возглавляет
Михаил Олегович Глазков, которому 39 лет. Молодой, взгляды другие, подход к работе другой.
- А в чём престиж профессии
железнодорожника?
- Престиж, я думаю, связан, во-первых, с устойчивой заработной платой.
Инициатором индексации заработной платы не менее одного раза в год был
российский профессиональный союз железнодорожников. Сейчас индексируется два
раза в год – 1 марта и 1 октября.
-
Существует очередь в приёме на работу?
- Вы знаете, у нас даже нехватка людей.
Потому что у многих железнодорожников подходит пенсионный возраст. В связи с
тем, что пенсионный возраст подняли до 65 лет, уходят в локомотивные депо, потому что у них есть
«горячий» стаж. У нас «горячий» стаж не предусмотрен, в 1989 году формировался второй список
тяжёлых профессий. Нашей профессии - машинист железнодорожно-строительных
машин, тогда не было. А надо включить. На совещании в дороге по коллективному
договору был круглый стол, и я задала вопрос про «горячий» стаж, ответили –
нужно выходить на вышестоящие организации. Но это не один год пройдет, чтобы
привести эту профессию и людей к горячему стажу. Будем настаивать.
- И график у железнодорожников тяжёлый –
не просто по часам, по минутам всё рассчитано.
- У нас в стране армия, полиция и железная дорога – это те организации, те
отрасли, которые являются основой государства. Основная задача – улучшение
условий труда и производственного быта. Поработал железнодорожник – ему нужно
как-то отдохнуть. Есть вагоны, в которых они проживают, они называются
«турные», у них уже закончился срок эксплуатации. В этом году модернизировали 4
вагона, в следующем - ещё 4. Дают новые
вагоны. Там есть душевая кабина. В сушильные ящики работник может поместить
одежду, обувь, высушить в течение часа. Стоит стиральная машина, холодильники,
СВЧ, чайники. Это очень хорошо, этого не было никогда. С программой
модернизации выступил центральный профсоюз.
Сейчас работникам выдаются сухие пайки,
они готовят сами, составляют график дежурства. И супы варят, и пекут. Такая
работа сплачивает людей. Живут по 18- 25 человек. Поэтому так ответственна и роль
руководителя среднего звена. Нужно организовать работу, чтобы не было
конфликтов. Профсоюз выступил с предложением – чтобы были свои общественные
инспекторы, уполномоченные по охране труда. Создали новое положение, выбрали 4
человека. Их задача – проверка машин, выходящих из ремонта. Проверяют все, что
связано с безопасностью. И им полагается два дня дополнительно к очередному
отпуску. Безопасность на железной дороге – превыше всего.
Также хочу сказать об уполномоченных по
охране труда. С этого года у нас их 15 человек. Они контролируют, чтобы
спецодежда выдавалась вовремя, была в хорошем состоянии, чтобы каска, очки,
респиратор, наушники – в наличии, чтобы обувь была не порвана... За свою работу
они поквартально получают по три тысячи
рублей.
-
Людмила Александровна, на кого вы опираетесь в работе?
- Прежде всего, на своих вышестоящих руководителей. Это Виктор Фёдорович Волосенков,
помогает в работе и поддерживает нас. А в организации это, конечно, члены
профкома. Огромное спасибо им за работу.
- Расскажите о вашей информационной
работе.
- Ежемесячно выпускаем свой информационный «Вестник», проводим единые
информационные дни, рассказываем, какие вопросы обсуждаем на заседаниях
профкома, куда выезжаем, какие мероприятия проводим, какую материальную помощь
оказываем, премируем. Если мы проверили и выявили нарушения, обязательно
отчитаемся об этом в информационном листке. И люди видят, что к нам обращались, и мы
помогли.
-
Людмила Александровна, сколько профсоюз вернул премиальных в этом году?
- 13 600 вернули одному из работников, в
прошлом году было 25 600. Это тоже своего рода показатель.
-
Оказываете своим работникам социальную помощь?
-
У нас создан профсоюзный кредитно-потребительский кооператив, который может
предоставить кредит от года до трёх лет в сумме до 500 тысяч рублей на льготных
условиях. Многие пользуются. Также есть страхование от профнепригодности. Если, допустим, не прошёл комиссию, от московской дороги могут поддержать, выдать
от 300 тысяч рублей и более. Профсоюзы стоят на страже социальных гарантий,
защищают интересы работников, опираясь на социальное партнёрство.
-
Как будете праздновать День железнодорожника?
- Обычно праздник проходил в парке, но
сейчас там идёт реконструкция. Хочется поблагодарить администрацию города, что
нам делают такой подарок. Открыть парк планируется ко дню города. А пока
спортивный праздник пройдёт на стадионе, детская программа, концерт и дискотека
– у ГДК «Гармония» 3 августа.
Уважаемые железнодорожники! От себя лично, от
руководства и профсоюзных организаций узла разрешите поздравить вас с
профессиональным праздником - Днём железнодорожника, поблагодарить за ваш
нелёгкий труд. Только ответственные люди могут работать на железной дороге, и
вы тому пример. Не могу не сказать слова благодарности нашим ветеранам, которые
всегда поддерживают нас, участвуют в мероприятиях. Хочу пожелать всем здоровья,
благополучия, счастья и мирного неба, процветания нашей железной дороге.
Материал подготовила к печати Диана СЕМЯНИЩЕВА.
Фото автора.