Муниципальная педагогическая кон- ференция работников
образования Ки- ровского района,
которая состоялась перед началом учебного года, прошла в новом формате.
Заведующая отделом образования Ольга Александровна Лукьянова, выступая с
докладом "Национальный проект "Образование" - старт в
будущее", пригласила на сцену директоров школ - ветеранов и молодых,
представителей города и села. В ходе дискуссии они делились опытом и
новаторскими идеями, предлагая
современные методы и проекты, которые позволят выполнить задачи,
поставленные Президентом РФ В.В.Путиным в майском Указе: вхождение страны в
десятку лучших стран по качеству общего образования и воспитание
гармонично-развитой, социально ответственной личности на основе
духовно-нравственных традиций народов, проживающих в России.
Августовская
конференция объединила более четырёхсот педагогов. И началась со встречи с
детьми - воспитанниками детсада №1
"Сказка", которые своими песнями и шутливыми стихами подарили
присутствующим позитивное настроение. И как тут не согласиться с поэтом:
"всех, кто в школе поработал, можно в космос отправлять".
ФГОС
- "витамин роста" для ученика
Требования
к современной школе очень высоки. Как же реализуются федеральные
государственные образовательные стандарты (ФГОС)?
Юлия
Вячеславовна Пенкина,заведующая детским садом №14 "Ручеёк" считает, что реализация образовательного
стандарта дошкольного образования внесла в жизнь детских садов определённые
изменения. Образовательная деятельность сейчас - процесс занимательного занятия, где ребёнок
сам пытается найти нужную ему информацию, ощущает свою значимость, радуется той
победе, знаниям, которые он получил. Соответственно мастерство воспитателя
должно быть на высоком уровне.
-
Мы уходим от воспитателя, дающего готовые знания, к воспитателю, который
развивает познавательную активность ребёнка, - отметила она.
Галина
Борисовна Шемонаева,директор Шайковской школы №2, говорила об изменениях, произошедших в школе с
введением ФГОС.
-
Во-первых, изменилась методика проведения урока - вместо передачи знаний и
навыков учитель пытается учить учиться. Во-вторых, роль учителя - он теперь не
просто транслятор знаний, а наставник. И ученик в таком сотрудничестве
становится участником образовательного процесса, - отметила она.
Плюс
в том, что на уроках стали больше применять творческих заданий,
исследовательская деятельность имеет проектную направленность. Учащиеся
научились работать в группе и в паре, адекватно оценивать свою деятельность.
Всё это делает образовательный процесс более успешным.
-
Я думаю, мы делаем школу ближе к ребёнку. В ней уютно, комфортно и интересно.
Появились те условия, которые делают личность ребёнка более развитой, ещё на
шаг приближая к тому портрету учащегося, который нам рекомендует ФГОС, -
поделилась мнением директор.
Иван
Яковлевич Власов,директор Фоминичской школы, напомнил, что современное общество социологи
назвали самообучающимся. Школа должна давать не только сумму знаний, но и
научить школьника и педагога самообразованию, самостоятельному поиску
информации. Этот процесс должен идти непрерывно.
-
Сегодня коллективы школ решают важную задачу - формирование у ребёнка умения
учить себя в сотрудничестве. Это я бы назвал "витамином роста" для
каждого ученика. Мне кажется, что введение ФГОС - своевременная мера и очень
необходимая, - подчеркнул директор.
Педагогика успеха и радости
В
современной школе появляются новые практики, которые нацелены на разрушение
формализма старой школы. А какие
инновации применяются на площадках школ нашего района? Нужен ли
современной школе урок?
Надежда
Николаевна Новикова,директор ООШ №4, предложила разобраться, что такое современный урок. В российской школе существует несколько
моделей дидактических систем со своей культурой и планированием уроков. И
наиболее популярная - традиционная, более 60% учителей предпочитают эту модель.
-
Мы привыкли по ней работать, мы даём детям готовый материал, и всё, что
остаётся - это усвоить. Может быть, и не
стоит ничего менять? Я на этот вопрос хотела бы ответить стихотворением:
"Хоть
выйди ты не в белый
свет, а в поле за околицей,
Когда
идешь за кем-то
вслед, дорога не запомнится.
Зато
куда б ты не пошёл
и по какой распутице,
Дорога
та, что сам искал,
вовек не позабудется".
В
90-х годах появляется вторая модель, связанная с технолизацией образования.
Сегодня мы говорим уже о третьей модели, компетент-ностном подходе, который
становится более актуальным в условиях реализации ФГОС.
Педагог
убеждена, что современный урок - это урок-поиск, урок-творчество, урок-решение,
но точно не урок получения готовых знаний, это уходит в прошлое.
-
По моему мнению, наиболее эффективно по третьей модели работает лицей
"Ковчег 21 века". В основу их работы была положена педагогика успеха
и радости Селестена Френе. Мне посчастливилось побывать в этом лицее. Там все
работают в группах, парах, разговаривают вполголоса на протяжении всего урока,
ставят вопросы, решают проблемы. Дети не устают от этих уроков, и проблема
дисциплины решается сама по себе. Мы тоже работаем в парах, в группах, но
системно ли мы это делаем? Увы...… Следующий важный момент - индивидуальная, дифференцированная работа с
каждым учеником и на каждом уроке.
Традиционному
этапу урока, когда учитель и ученик у доски, отводится около 10 минут, т.е. он тоже необходим. Ещё
там работают в трёх режимах-цветах: зелёный - работаем самостоятельно, жёлтый -
в парах или группах, красный - сидим, молчим и слушаем. К этому приучают детей
с первого класса.
Директор
лицея Рустам Курбатов жил и работал во Франции по методике Селестена Френе.
Вернувшись более 20 лет назад в Россию,
он решил открыть такую же школу по системе Френе. Он с удовольствием делится
опытом и предлагает внедрять практику. В России школ, которые бы использовали
эту методику, нет, открывают только отдельные классы. Мы летом вместе с нашими
учителями изучали теорию, в сентябре-октябре планируем ехать на стажировку в
"Ковчег 21 века" и будем пробовать применять их наработки на практике.
Думаю, что с нашим творческим коллективом всё получится. Если кто-то из школ
решит к нам присоединиться, - пожалуйста, мы будем рады.
Насколько
эта система эффективна? Мы были на мастер-классе учителя музыки, у неё своя
методика, но факт таков, что к окончанию лицея дети умеют играть на нескольких
музыкальных инструментах. Она провела с нами практическую часть, также, как с
детьми. Когда я вернулась домой, взяла гитару в руки. Этот человек за 45 минут
смог заинтересовать меня тем, чем я никогда в жизни не интересовалась. Это
разве не высший пилотаж педагогики?! И сколько бы мы не спорили - каким должен
быть современный урок - я убеждена, что он должен быть одушевлён личностью
учителя.
Как
научить ребёнка учиться, как создать условия для мотивации?
Елена
Викторовна Руженцева, директор СОШ №1.
Учитель
сам должен быть "замотивирован" на интересные формы работы, если
такого настроя нет, то стоит задать себе вопрос: "Как я смогу достичь результата
за 45 минут?" И вопрос к ученикам: "Зачем вы здесь
сегодня?"
В
работе педагогов нашей школы есть интересные моменты. Мы работаем по правилу
"совмещай несовместимое". Интегрированные бинарные уроки - это не
новость. Но мы интегрируем, на первый взгляд, несочетаемые предметы - химия и
изобразительное искусство, когда дети сами получают определённые краски, рисуют
мыльными пузырями. Физкультура и силовая подготовка - авторская методика
учителя физической культуры Вячеслава Михайловича Горшкова. В уроках участвуют
родители - дают мастер-классы. Историю и основы православной культуры, когда
рассматривается с разных позиций взгляд на исторические события и деятелей,
проводят Андрей Владимирович Поляков и Нина Викторовна Курчина. Применяется
песочная анимация, поэтическое твор-чество. Есть в школе современные
образовательные технологии, мне, например, нравится "дизайн мышления"
- инструкция, как учить детей работать при постановке целей.
Елена
Анатольевна Скитихина, директор СОШ №7.
-
В современном обществе идёт дискуссия по вопросу - нужен ли урок или его следовало бы отменить? Очень сильно изменился
современный мир, и школа теперь не является единственным источником получения
информации. Чтобы детям было интересно, комфортно в школе, чтобы им нравилось,
нужно менять содержание и форму проведения урока. Мы были на экскурсии в Калуге
в школе №6 на Правобережье. Во многих классах нет классической расстановки парт
и стульев. В основном это круг, полукруг. Так дети могут свободно вести
дискуссию.
Ещё
один метод - расширение пространственных границ. Эту технологию можно применять не только на уроках
географии, физики, биологии, химии и т.д. Некоторые идеи можно применить у нас в районе.
В
Калуге в школе №45 представляли технологию выездных уроков, когда раз в
четверть, не меняя расписания на эти уроки, ученики отправляются в путешествия.
Первый урок - история, проходит в краеведческом музее. Второй урок - химия,
можно отправиться на городские предприятия. Следующий урок - литература, есть
повод посетить заседание объединения
"Ритм". В школе №45 для транспортировки школьников принимается помощь
родителей, которые организуют такие перевозки.
Усвоение
материала невозможно без эмоционального наполнения урока. И здесь я столкнулась
с двумя педагогиками, которые помогают детям проживать то, что изучается на
уроках. Так называемая театральная и музейная педагогики. В некоторых школах
уроки истории и литературы проходят как спектакли. Труппа создается из
старшеклассников города, и эти уроки помогают детям по-новому посмотреть на
урок и на материал. Надо наполнить уроки содержанием, замотивировать детей,
чтобы они сами захотели изучать то, что вы им предлагаете.
Опыт
- достояние общее
Задача образования - сформировать у ребёнка
компетенции, которые помогут ему в современном мире. Как через обучение их развить? Как помочь
выбрать профессию?
Е.В.Руженцева рассказала о
работе в школе молодого учителя информатики Ю.А.Морозовой, под её руководством ребята работают в графическом
дизайне. Это интересно и может помочь в выборе будущей профессии.
-
Мы учим детей коммуникации, чтобы они между собой взаимодействовали. У каждой
школы есть свои ресурсы, свои резервы, у кого-то хорошая лаборатория по одному
предмету, у кого-то - по другому, у кого-то нет ничего. А где же мы со своими
коммуникациями? Школьный мир, но почему не сеть?- обратилась директор к
коллегам. - Когда мы поймём, что мы не конкуренты, а союзники, когда начнём
мыслить более масштабно, мы осознаем, что сеть необходима. В этом плане я
признательна директору КИПКа Алексею Станиславовичу Макарову. На своём семинаре
он предложил первый такую мысль - проводить на базе Кировского колледжа работу
с ребятами по компетенции "физическая культура". Давайте подумаем о сети.
О
том, что школа перестала быть "вторым домом" и почти ушёл процесс
жи- вого общения, - волнует Е.А.Скитихину.И нужно что-то поменять в воспитательной системе, сделать так, чтобы ученикам
снова было интересно находиться в школе и общаться со своими сверстниками.
Развернувшаяся дискуссия заинтересовала пе- дагогов. Несмотря на продолжительное время работы, никто не покинул зал.
Работать на опережение
С
началом нового учебного года педагогов поздравил глава Кировской районной
администрации Игорь Николаевич
Феденков.
-
Время очень динамично идёт, и задача не только успевать за теми
изменениями в обществе, в мире, которые
происходят, но и работать на опережение, - подчеркнул он. - Образование для
каждого человека - старт в будущее. Конечно, мы с уважением относимся к советской
системе образования, она много нам дала, но надо идти вперёд, анализировать
происходящие изменения. Я желаю каждой школе быть успешной, добиваться
результатов.
Глава
поблагодарил педагогов за труд, акцентировал внимание на важных моментах безопасности образовательного процесса:
организации массовых мероприятий, противопожарной безопасности, транспортной
доставке детей - это все в зоне ответственности руководителей. И второе -
результаты ГИА девятых классов. 34 человека не получили аттестат об основном
общем образовании. В сентябре у них есть шанс ликвидировать свои неудачные
результаты.
На
вековых традициях
Благочинный
1-го округа Песоченской епархии протоирей Александр Рябов.
-
День знаний - особый день для каждого человека, потому что этим днём
открывается дорога в будущее наших детей. И на этом пути вы, педагоги,
являетесь проводниками будущего поколения. На школу возложена важнейшая миссия
не только обучения, но и воспитания. Чтобы дети могли различать добро и зло,
уместно их внимание направить к тем богатым культурным и духовным традициям
народа, которые были сформированы на основе нашего мировоззрения. Поддержкой и помощью в этом
для вас будет христианская церковь. Наше взаи- модействие - это вековые
тра-диции.
В
заключение состоялось награждение работников образования значками ГТО. Глава
выразил педагогам благодарность за активную жизненную позицию. Многие сдали
нормативы на "золото" и "серебро" - пример для учеников.
Стартовал
новый учебный год. Впереди у педагогов района большие задачи. Равное,
доступное, качественное базовое образование должен получить каждый ребёнок. А
главным двигателем роста качества образования должны стать новые методы
обучения, новые образовательные технологии.
Екатерина СЕМЯНИЩЕВА,