Её любят ученики, ценят
родители, уважают коллеги. Своим примером она вдохновляет воспитанников,
пробуждает в них желание учиться и становиться лучше. И всё это на протяжении
35 лет. Валентина Николаевна Северенкова – Учитель с большой буквы. Накануне
профессионального праздника ей вручили заслуженную награду – Почётную грамоту
Министерства образования и науки Российской Федерации.
Валентина Николаевна с
радостью согласилась встретиться с нашей редакцией и поговорить о жизни, школе,
своих учениках и о том, что значит быть «учителем» в наше время.
- Валентина Николаевна,
расскажите, что повлияло на ваш выбор профессии, он был осознанным?
- Я родилась в многодетной семье в д. Большое Заборье Кировского
района, училась в Гавриловской школе. С профессией определилась ещё в седьмом
классе. Помню, мы писали сочинение по русскому языку на тему «Моя будущая
профессия». Уже тогда я решила, что буду учителем. Специализацию тоже выбрала
сразу, мне очень нравилась математика, она легко мне давалась. Это у меня от
бабушки. Она всегда помогала с уроками моим старшим братьям. Имея несколько классов образования, она
могла легко увидеть решение задач даже для старшеклассников.
А ещё в Гавриловке была известная семья Аброськиных. Глава
семьи был учителем немецкого языка, а его дочь - математики. Гавриловские
педагоги всегда были для меня примером для подражания.
Мечта о педагогике всегда была со мной, я держала её в душе.
И за два года до окончания школы поступила на факультет будущего учителя при
Калужском педагогическом институте. Я ездила на сессии, а в промежутке нам
высылали контрольные, и мы их решали.
- Значит после школы у
вас была только одна дорога, с которой вы давно определились - педагогический
институт?
- Да, после окончания школы я поступила в Калужский
педагогический институт. В этом году 35 лет, как я его окончила. Интересно, что
из потока в 80 человек только 20 остались работать в школе, остальные ущли из
профессии. Я оказалась в меньшинстве, но нисколько об этом не жалею, так
сложилась моя судьба, это мой выбор. И что интересно, когда я получила образование
педагога, стала работать в школе, очень удивлялась, как это - я получаю удовольствие
от того, что делаю, а вдобавок получаю зарплату.
- В каком учреждении
началась ваша педагогическая деятельность? Что было после института?
- После окончания института меня распределили в Фоминичскую
школу, я была назначена завучем по учебно-воспитательной работе и учителем
физики и математики. Я хорошо помню свой первый класс, первые уроки в школе, наши
совместные мероприятия, педагогический коллектив. В Фоминичах я проработала два
года. За это время вышла замуж, родила дочь. В период декретного отпуска мы
переехали в Фаянсовую, откуда я вышла на работу уже в школу №8, там я также
была завучем по учебной части и учителем математики в течение пяти лет.
После рождения сына мы получили квартиру в Кирове. Когда Евгению
было два года, в школе №1 как раз освободилось место учителя. Сын пошёл в детский
сад, а я с 1991 года и по сей день тружусь в любимой школе №1.
- Сколько выпусков вы
подготовили?
- В школе №1 у меня было четыре выпуска. В этом году я вновь
приняла 5-й класс и буду вести ребят до 11-го. Мы только начинаем работу с
детьми, с родителями. Последние – молодые, но что радует, очень понимающие,
стремятся, чтобы дети получили отличные знания и хорошее воспитание. На первом
родительском собрании я говорила: давайте шагать вместе - родители и учителя,
тогда мы получим хороший результат. Надеюсь, что они меня услышали, и наша
общая работа будет продуктивной.
- Проводите ли вы с
детьми дополнительные занятия по математике?
- Как таковых дополнительных кружков по математике сейчас
нет, но, начиная с пятого класса, я отбираю детей, которые хотят заниматься
математикой дополнительно, конечно же, на бесплатной основе. В течение года
вместе мы решаем порядка 130 задач. Продолжаем в 6-м классе, а в 7-м проходит
районная олимпиада по математике, на которой практически всегда у меня есть
призёр или победитель. В дальнейшем лучшие участвуют уже в областной олимпиаде.
Также у нас есть физико-техническая заочная школа при МФТИ. Я всегда предлагаю
ребятам в 8-м классе поступить туда, здесь уже дети индивидуально, по программе
8-11 класса, бесплатно проходят обучение.
- А какую внеурочную
работу вы проводите с детьми из вашего класса?
- Я провожу с ребятами классные часы, приобщаю к труду, всегда
интересуюсь их жизнью, даю советы, помогаю в трудную минуту. Мы всегда вместе
отмечаем праздники. В преддверии 8 марта, 23 февраля, Нового года мы собираемся
в классе, готовим программы, презентации, а младшие ребята ещё и танцуют, и
поют. Наши совместные мероприятия всегда проходят очень весело, интересно, и
ребята возвращаются довольными.
- Не удивлюсь, что кроме работы в школе у Вас есть
ещё обязанности…
- Уже более 15 лет я являюсь руководителем районной секции по
математике. Я посещаю все областные семинары, составляю план работы секции,
открытых уроков...
Вообще, я всегда была очень активной. В университете была
профсоюзным организатором студенческой группы. Когда вышла на работу, также
находилась в числе активистов. Например, когда проводились слёты учителей,
всегда принимала в них участие, даже привлекала к участию мужа и детей.
- Расскажите о своей
семье? Как муж, дети относятся к вашей профессии?
- И муж, и дети всегда с пониманием относились к моей работе.
Муж с самого начала стал меня поддерживать, видел, как я устаю, сколько времени
уделяю проверке тетрадей, подготовке к урокам. Он и до сих пор всегда помогает
мне с домашними делами, если я не успеваю.
Раньше после школы я всегда в первую очередь уделяла внимание
своим детям, помогала с уроками, интересовалась успехами и только потом бралась
за работу. А сейчас дети уже взрослые. Дочь окончила юридический факультет
Московского университета культуры, работает в Москве. Сын окончил МФТИ с
отличием, работал в компании «Google»,
сейчас живёт и трудится в Амстердаме. Летом я дважды стала бабушкой. В один год
дети создали семьи и обзавелись детьми, у меня родились внук и внучка.
- Люди учатся на
протяжении всей жизни. А вы пополняете свой багаж знаний?
- Я не перестаю совершенствовать себя, расширять знания. Ведь
каждый год по моему предмету меняется содержание контрольных измерительных
материалов по ОГЭ, ЕГЭ. Здесь нужно всегда держать руку на пульсе. Например, у
нас проходит фестиваль математических идей в Москве, я стараюсь посещать его, слушаю
лекции, знакомлюсь с первыми лицами, которые составляют тестовые задания на
экзамены. Я и сама всегда стараюсь прорешать новые задания, чтобы знать, к чему
готовить детей.
- А могут ли дети чему-то
научить?
- Да, ведь именно дети, сильные, способные, побуждают меня к
постоянному самосовершенствованию, более глубокому изучению темы. Сильным детям
мало того, что я даю на уроке, нужно постоянно пополнять, углублять знания.
- Проводите ли вы анализ
проведённых уроков?
- Да, до сих пор, спустя более трёх десятков лет
преподавания, я анализирую, получился ли урок. В душе постоянно всё оцениваю, переживаю,
в полном ли объёме дала материал, доступно ли, всё ли сделала правильно.
- Расскажите случай из
школьных будней, который запомнился Вам на всю жизнь.
- Когда я училась в Гавриловской школе, у нас был учитель
русского языка. Я часто его вспоминаю. Как-то мы сидели на уроке, ребята
баловались, а он взял и запустил мелом в лоб нарушителю тишины, там чуть ли не
шишка вскочила. Тишина стояла мёртвая. И всё это прошло спокойно, без жалоб.
Ведь учитель был всегда прав, и никто не мог ему возразить. Дисциплина была
серьёзная, мы постоянно находились в напряжении. Сейчас другое время, и я уже
иначе смотрю на эту ситуацию. Но сегодня в напряжении находятся учителя.
- А как у Вас в классе с
дисциплиной?
- У нас железная дисциплина, ребята меня слышат и понимают. Я
с первых уроков объясняю детям, что математика им необходима. Они соглашаются.
Поэтому приходят на урок, внимательно меня слушают и выполняют все задания.
- Что в педагогической
деятельности для вас самое важное?
- На первом месте у меня всегда стоят дети, их будущее. Хочу,
чтобы у них в жизни всё сложилось, чтобы они чего-то достигли. За каждого болит
душа. И приятно осознавать, что в их победах есть и моя заслуга. Моя цель не
просто научить, а зажечь звёздочку.
- Какими качествами, по
вашему мнению, должен обладать хороший учитель?
- Во-первых, учитель должен быть трудолюбивым,
добросовестным, ответственным, терпеливым. Он сам должен быть образцом и
примером. Дети всё копируют, хотят быть на нас похожими, и мы должны
соответствовать.
- Были ли за годы
преподавания какие-то необычные поздравления от учеников, которые Вам
запомнились?
- Да, конечно. Особенно радуют старшеклассники. Они всегда
готовят яркие презентации с поздравлениями. Прошлый выпуск подарил мне ко Дню
учителя стенгазету с фотографиями и стихотворными пожеланиями, было очень
приятно. Но самым запоминающимся стал подарок выпуска 2018 года. Ребята сделали
своими руками альбом, смастерили обложку, собрали листы, вклеили фотографии,
сделали искренние подписи. А главное назвали альбом «Наша вторая мама». Его я
храню дома и всегда с особым трепетом пересматриваю.
- Работа в школе,
проверка тетрадей и подготовка к урокам... Остаётся ли у вас время на себя и
чем любите заниматься, если появляется свободная минутка?
- Когда дети выросли, разъехались, у меня стало появляться
свободное время. Я очень люблю проводить его на даче, занимаюсь огородом,
отвлекаюсь от умственного труда. Также летом стараемся с мужем выезжать в лес,
собираем ягоды, грибы. А в отпуске консервирую овощи, фрукты и ягоды на зиму. И,
конечно же, навещаю детей и внуков.
- Вы до сих пор с
удовольствием идёте в школу, как и 35 лет назад?
- Да, конечно, я очень люблю свою школу, детей. Говорят, что
современные дети другие, не такие, как были 10-30 лет назад. А я возражу - дети
не изменились. Как и раньше, есть дети слабые и сильные, есть увлечённые и равнодушные.
Но они не стали хуже, и моё отношение к ним никогда не изменится. Детей нужно
любить, несмотря ни на что.
А ещё, работая в школе, я не чувствую возраста, ощущаю себя
молодой. Я бы не смогла сейчас выйти на пенсию, мне кажется, я бы сразу
постарела. Ведь именно дети дают мне силу, энергию, молодость.
Ольга МАЛЬЦЕВА.