Сегодня: Воскресенье 12 мая 2024 г.

"Кузнецовские кружева"

№№133-135 15 ноября 2019 г.

Сохраняя верность намеченному пути

АО «Кировская керамика» - это современный высокотехнологичный комплекс с многолетним опытом и традициями, уходящий корнями почти в трехвековую историю. Значение завода в жизни тысяч кировчан огромно. «Кировская керамика» - гордость и слава города Кирова.

Как удаётся коллективу на протяжении последних пяти лет идти в авангарде российских предприятий санитарной керамики, завоевывая ежегодно звание «Лидера российской экономики»? Что лежит в основе корпоративной политики? За счёт чего удаётся преодолевать нестабильность рынка? Эти и другие вопросы мы решили задать исполнительному директору АО «Кировская керамика» И.В.СУРОВЦЕВУ.

- Игорь Валерьевич, поздравляем коллектив предприятия с большой победой. АО «Кировская керамика» вошло в Лигу лучших предприятий России, ему присвоен статус «Предприятие года- 2019». Такое впечатление, что кризисы обходят вас стороной. Как акционерному обществу удается выдерживать экономические шторма и при этом достигать поставленных целей?

- Действительно, на фоне сложной экономической ситуации, в реалиях постоянно снижающегося покупательского спроса на рынке санитарной керамики «Кировская керамика» уверенно себя чувствует и сохраняет свою лидирующую позицию. И причин здесь несколько. Во-первых, уже три десятка лет руководит предприятием Валерий Васильевич Михалёв – заслуженный строитель Российской Федерации, человек, который обладает огромным практическим опытом и интуицией, позволяющей нам всегда быть на шаг впереди наших конкурентов. Во-вторых – это созданная работоспособная команда профессионалов. В-третьих, курс, взятый в начале 2000-х годов на модернизацию и диверсификацию производства, не останавливается и целенаправленно продолжается.

На предприятии используются самые передовые технологии, современные материалы, инновационные разработки и дизайнерские решения. Постоянно идет расширение ассортимента выпускаемой продукции как санитарных керамических изделий, так и керамической плитки. Специалистами завода совместно с представителями ведущих европейских компаний в области керамического производства проводится освоение новых технологий с целью повышения эффективности, технологичности производства и получения экономического результата. «Кировская керамика» уверенно себя чувствует и сохраняет свою лидирующую позицию. В объеме российского рынка - это 14% .

- Где можно встретить продукцию «Кировской керамики»?

- Продукция предприятия пользуется спросом от Калининграда до Сахалина. Немалая доля - до 25%, экспортируется в страны ближнего зарубежья: Беларусь, Украина, Латвия, Казахстан, Узбекистан, Грузия, Киргизия, Армения, Азербайджан, Таджикистан, Кыргызстан.

Проводятся маркетинговые мероприятия по расширению и переориентации каналов сбыта продукции в направлении более широкого взаимодействия с федеральными сетями «Леруа Мерлен», «Оби» и ряда других.

- Скажите, пожалуйста, каковы объёмы вложений в реконструкцию и модернизацию производства?

- Ежегодно вкладывается более 300 миллионов рублей. Стратегическое направление - это реализация проектов по внедрению и освоению самого современного оборудования, позволяющего увеличить производительность труда, значительно облегчив физическую нагрузку на персонал.

-Что удалось сделать в этом направлении в 2019 году? Сколько роботизированных линий действует на производстве?

- Завершена программа перехода на автоматизированные комплексы нанесения глазури на керамические изделия. Запущены две глазуровочные роботизированные линии итальянской фирмы SITI, одна глазуровочная роботизированная линия немецкой фирмы Lippert. Всего в производственном процессе эксплуатируются 8 роботизированных линий.

- А что ждёт предприятие в перспективе?

- Зная о надежности и стабильности предприятия, с нами стремятся сотрудничать ведущие европейские компании, производящие передовое керамическое оборудование. В этом году заключены контракты с рядом компаний на приобретение современного оборудования. Это машина для производства подвесных безободковых унитазов системы РИМЛЕСС, вторая машина для производства бачков, производительность которой на 50% выше используемых.

Будет внедряться в производство литьевая машина по производству крупногабаритных умывальников под высоким давлением с горизонтальным разъемом. В перспективе сотрудничество с передовыми компаниями в области керамики позволит производить технологически сложные изделия с минимальными физическими нагрузками на персонал.

- Труд литейщика ранее был одним из самых тяжелых на заводе. Сейчас идёт постоянная работа по сокращению физического труда. Какие программы реализуете?

- В этом направлении воплощается программа механизации процессов с применением промышленных манипуляторов. На производстве уже установлено 8 манипуляторов. Они применяются на литьевых машинах для облегчения разнимки форм, на глазуровочных линиях и для загрузки сырья. Внедрение на производстве манипуляторов сопровождается обучением и разъяснением работникам в необходимости использования механизмов при выполнении технологических операций. Люди склонны по привычке поднимать, переставлять, перемещать тяжелые изделия вручную, но как только работник почувствует разницу между ручным и механизированным процессом, ему будет сложно представить труд без малой механизации.

- Сколько сейчас человек работает в «Кировской керамике», сколько у вас профессий?

- На заводе трудится более 900 человек занятых на основных производствах и в дочерних организациях. По количеству сотрудников, занятых на более чем 60 профессиях, наше предприятие является лидером среди многих производств района, а также Калужской области.

Мы хорошо понимаем, что какую бы современную технику или технологию мы не внедряли, главным элементом самой высокотехнологичной системы является человек.

Любое производство имеет свои индивидуальные особенности и специфическую сложность. Предприятие в сфере керамики – это производство сопоставимое с искусством. Здесь трудятся люди, полностью отдающие душу и сердце этому непростому ремеслу. Именно эти профессионалы создают изящные изделия из натуральных, чистых природных материалов. А далее эти изделия попадают к людям и доставляют удовольствие в повседневной жизни. Поэтому особое внимание, как и прежде, уделяется главному активу предприятия – персоналу, который является ключевым звеном в реализации любой стратегии.

- Игорь Валерьевич, ранее на завод было трудно устроиться, сейчас вы печатаете объявление о наборе. У вас дефицит кадров?

- Как вы могли заметить, наблюдается дефицит рабочих профессий, поэтому работа с кадрами становится для нас приоритетом. В керамической отрасли уже не осталось средних профессиональных учебных заведений, и как следствие - на рынке труда нет квалифицированных кадров с представлением о технологии керамики.

На всех правительственных уровнях и в сферах промышленности говорят о сложной ситуации с кадровым вопросом. И решение этой проблемы полностью ложится на плечи производителя. Наше предприятие осознает необходимость в развитии и подготовке молодых кадров. Разработаны целые программы по этому направлению. Начало закладывается на ежегодных встречах с учащимися школ города, с проведением экскурсий по производству с последующим обменом впечатлений. В свободное от учебы время на летних каникулах школьники временно трудоустраиваются на предприятие и работают, приобщаясь к производству.

Совместно с «Кировским индустриально-педагогическим колледжем им. А.П. Чурилина» ведется совместная работа о наборе в 2020 году группы обучающихся по специальности «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий». После 3 лет и 10 месяцев обучения студенты получат специальность техник-технолог керамического производства.

- Вы также готовите специалистов и в высших учебных заведениях?

- «Кировская керамика» заключает договор о сотрудничестве по организации и проведению профориентационной работы с учащимися «СОШ №2» в целях совершенствования школьного образования в области химии, планомерного формирования и подготовки профессионально-ориентированного контингента абитуриентов для поступления в Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева.

Ежегодно от предприятия заключаются договора на обучение на очных отделениях образовательных учреждений высшего образования, по завершению которых молодые специалисты гарантированно будут трудоустроены.

- Предприятие платит студентам стипендию?

- Да, все студенты-очники получают стипендию акционерного общества, превышающую государственную. В этом году по окончании магистратуры РХТУ им. Д.И. Менделеева на завод пришла Юлия Акимутина, приступившая к освоению технологии на самом ответственном участке - по производству умывальников на мебель для ванных комнат. По окончании Московского государственного университета им. Н.Э. Баумана пришел на производство керамической плитки Константин Трошкин и трудится техником-технологом цифровой печати.

Сейчас в Кирове сложно найти квалифицированных работников, а вновь приходящие на предприятие люди требуют вложения средств и знаний. Мы заинтересованы в квалифицированных грамотных специалистах, поэтому растим их для себя самостоятельно, вкладывая деньги в их образование. Ежегодно на это выделяется более 7,5 миллиона рублей.

- По городу разнеслась весть, что на заводе появились новые должности. Вы возрождаете систему наставничества?

- Она разработана и давно действует. Её цель - сократить адаптацию вхождения в профессию каждого нового сотрудника, прикрепив к опытному квалифицированному работнику. Используя инструменты наставничества, специалист вовлекает учеников в работу в рамках производственной системы и корпоративной культуры предприятия, формирует дисциплинированность и чувство ответственности за конечный результат, т.е. за годное, качественное изделие. В этот период ученики получают достойную стипендию, а наставники поощряются единовременными выплатами.

В последнее время наставничество было усилено выделенными мастерами-наставниками из числа бывших передовиков-профессионалов производства и мастерского состава. Мастер-наставник Нина Семеновна Ревкова, многие годы отработав в литейном производстве мастером, обладает громадным опытом работы с литейщиками и большим багажом знаний. Мастер-наставник Вера Дмитриевна Антошкина отработала на производстве оправщиком-чистильщиком 20 лет. Она досконально освоила все технологические методы и нюансы профессии оправщика и сегодня активно передаёт опыт молодым работникам.

Один мудрец сказал: «Драгоценный камень нельзя отполировать без трения». Также и человек не может стать профессионалом и успешным в своем деле без достаточного количества усилий и труда. А ещё есть много путей в жизни, но путь опыта – это путь очень трудный и сложный, именно он приводит к результату.

- Игорь Валерьевич, кроме заработной платы, есть на предприятии поощрительные премии?

- Активно применяются мотивационные схемы оплаты труда, такие как профмастерство, за интенсивность труда, за выслугу лет, премия за достижение ключевых показателей эффективности, за рационализаторское предложение, за выполнение особого задания, за освоение новых видов изделий, за выслугу лет при уходе в отпуск. При выходе на пенсию, проработав более 20 лет, работнику выплачивается вознаграждение и премия за выслугу лет, сумма может достигать более двух зарплат.

- Кстати, а какая сейчас средняя заработная плата на заводе?

- Мы ожидаем, что к концу года уровень заработной платы достигнет 40 тысяч рублей.

- Какие мероприятия по охране труда и поддержанию здоровья работающих у вас проводятся?

- Это медицинские обследования и медицинское обслуживание персонала. Действует здравпункт, он постоянно пополняется современным медицинским оборудованием, которое используют в профилактических целях. Профсоюзный комитет выделяет путевки, работники укрепляют свое здоровье на курортах Кавказских Минеральных вод.

- На заводе много молодёжи. Что можете предложить им для занятий спортом?

- Для молодежи и всех желающих на территории завода строится спортивный тренажерный зал с учетом всех современных тенденций, с удобными раздевалками и душевыми. Зал будет оснащён самым новейшим спортивным оборудованием.

На предприятии создана команда по спортивному многоборью и командным видам спорта. Она участвует в районных спартакиадах трудящихся, в турнирах по мини-футболу. Два года подряд спортсмены принимали участие в турнире по мини-футболу «Кубок заводов», проходившем в Москве.

- «Кировская керамика» известна в городе и за его пределами как предприятие, которое помогает людям в беде, оказывает безвозмездную помощь детским коллективам, жертвует на восстановление храмов. В прошлом году кировчане также стали свидетелями того, как акционерное общество сделало подарок городу стоимостью 7,5 миллиона рублей, заказав скульптурные композиции для сквера Керамиков… Не жалко тратить такие средства?

- «Кировская керамика» - социально ориентированное предприятие. Хорошо, когда есть, чем помочь. И мы помогаем медицинским, образовательным, культурным, спортивным и общественным организациям. Принимаем участие в благоустройстве города. Благодаря нашей помощи сквер «Керамиков» стал одним из красивейших в области. Завершена реконструкция кафедрального собора святого благоверного князя Александра Невского. Всего не перечислить…

- «Кировская керамика» признано лидером среди заводов керамической отрасли не только в России, но и за рубежом. А как восприняли в коллективе известие о новой победе – присвоении звания «Предприятие года»?

- Завод отмечен многочисленными наградами и удостоен многих званий. И то, что предприятие вошло в сообщество «Лига Лучших предприятий России», вызывает гордость. Несомненно, всему коллективу приятна такая оценка нашего труда на российском уровне.

Но самое главное, у АО «Кировская керамика» есть большой потенциал на дальнейшее развитие и процветание. Есть множество идей и проектов на несколько лет вперед, которые позволят не останавливаться на достигнутом, а продолжать идти, уверенно смотря в будущее.

Интервью подготовила

Диана СЕМЯНИЩЕВА.