АРХИПАСТЫРСКОЕ
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ
ПОСЛАНИЕ
досточтимым пастырям,
священно-церковнослужителям
и всем верным чадам Русской Православной
Церкви в пределах Песоченской епархии.
От всего сердца поздравляю Вас с радостным
праздником Рождества Христова!
Рождество Христа на земле стало исполнением
долгожданных и вожделенных обетований Ветхого Завета о грядущем даровании людям
возможности достигнуть вечной блаженной жизни. Преподобный Варсонофий Оптинский
говорил: «До воплощения Христа Спасителя
все люди и святые, и грешные находились под властью сатаны и по смерти шли в
ад». Рождество Христа предвещало близкий конец наказания, отпущение грехов,
оправдание и примирение с Богом, а также усыновление Ему. Что может быть
радостнее такого откровения? «К чему
праотцы так сильно стремились, что пророки предвозвещали, что праведники желали
видеть, - всё это случилось в день Рождества Христова» (Святитель Иоанн Златоуст).Проклятие будет уничтожено, грех истреблён, жизнь небесная насаждается на
земле, но всё это даётся в земной жизни людям не автоматически, а при свободном
волевом произволении и усиленном стремлении исторгнуть грех из своей души.
Грех сначала вселяет ад в человека, а
потом самого человека ввергает в ад, ибо в Небесный Иерусалим «Не
войдёт ничто нечистое и никто преданный
мерзости и лжи..» (Ап. 21:27). Надо потрудиться, чтобы исторгнуть из
себя это смертоносное жало и восставить свою первообразную райскую, духовную
чистоту, утраченную нашими прародителями. Ради этого великого и спасительного
дела Христос рождается ныне на земле.
Накануне праздника Православная церковь за
богослужением пела: «Христос рождается - прежде падший восставити образ». Это короткое предложение объясняет, что
Богомладенец воплотился на земле ради нас, ибо образом Божиим почтён только
человек. Наш долг – откликнуться на Его призыв, с помощью Божией очистить душу
от грехов и «восставить прежде падший
образ». Чтобы это сделать, надо знать, в чём заключается наше падение.
Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Погибель наша совершилась через уничтожение
общения нашего с Богом и через вступление в общение с падшими и отверженными
духами». Значит, наше восстание заключается в расторжении общения со злыми
духами и восстановлении общения со Христом. Но как это сделать?
Падение человека привело к смешению
природного добра со злом. Когда вода
смешана с вином, тогда каждая капля воды содержит в себе вино, так и наше
естество, будучи пропитано грехом, даже в самое доброе и святое дело, вносит
примесь яда. Поэтому Пророк Исаия писал: «Вся праведность наша - как запачканная
одежда» (Ис.64:6).
Можно было бы вместе с несчастной Сусанной воскликнуть: «Тесно мне отовсюду» (Дан.13:22). Но
есть путь, ведущий к Богу. Спаситель начал Свою проповедь с призыва к покаянию.
Следовательно, весь наш труд должен сосредоточиться на внутреннем делании, на
покаянии и смирении, которые рождаются при борьбе с грехом, в стремлении жить
по заповедям Божиим. Нашему времени не даны внешние подвиги. Без смирения они
могут привести к гордости, а значит к гибели. Не имея внешних подвигов, мы
должны компенсировать их внутренним терпением скорбей и болезней, что приводит
к смирению. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22).
По мнению игумена Никона (Воробьёва): «в наши времена люди будут спасаться только
скорбями и болезнями. Они заставляют человека оторваться от земных интересов и
обратиться к Богу. Без скорбей человек не смирится, не покается глубоко, не
стяжет любви к Богу». Смирение приобретается через терпение скорбей и тщательное
исполнение заповедей. Оно одно может спасти человека, а самые суровые подвиги
без смирения бесполезны. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Скорбь ведёт в Царство Небесное, а беспечная жизнь в геенну».
Не надо обманывать себя и
думать, что одно внешнее, механическое совершение добрых дел, обрядов и таинств,
без исполнения заповедей и борьбы с ветхим человеком, очистят и сделают нас
наследниками вечной блаженной жизни. Это очень распространённое заблуждение.
Святитель Феофан Затворник предупреждает: «Надо
при сем иметь в мысли, что в сем умертвии греху чрез Крещение ничего не бывает
механически, а всё совершается с участием нравственно свободных решимостей
самого человека». Это касается не только крещения, но и всех таинств, обрядов
и добрых дел.
Законы физического и духовного мира говорят
о том, что для получения блага необходимо потрудиться. Чтобы стать победителем
в спортивном соревновании требуется пролить много пота. Чем выше ранг
соревнований, тем больше труда надо приложить. Таков же закон и в духовной
жизни. Невозможно стать наследником Царства Божия без усилий. Авва Лонгин
говорил: «Даждь кровь и прими дух». А
многие из нас хотят въехать в Царство Небесное в мягком вагоне без внутренней
борьбы с грехом, без очищения сердца от страстей.
Из любви к человеку Христос родился на земле,
чтобы дать нам, возможность сподобиться вечной радости на небе, и мы обязаны на
любовь ответить любовью. От нас требуется немного - посильный труд исполнения заповедей, покаяние
и безропотное терпение скорбей, этим мы покажем свою любовь к Богу и избавимся
от внутренней греховной скверны, воскрешая в себе прежде падший образ и будем
приближаться к цели, ради которой Христос родился на земле. «Делая
добро, да не унываем, ибо в своё время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6;9).
Паки и паки поздравляю Вас с Рождеством
Христовым!
АРХИЕПИСКОП ПЕСОЧЕНСКИЙ И ЮХНОВСКИЙ.