Заметным
событием в городской жизни стал приезд Ольги Борисовны ЛЕВКОВСКОЙ - врача
психотерапевта, преподавателя кафедры детской и подростковой психиатрии и
психотерапии при Российской медицинской академии непрерывного профессионального
образования, руководителя Центра терапии творческим самовыражением.
Ольга Борисовна встретилась с родителями, учителями и школьными психологами.
Темой лекции стало самоповреждающее поведение в детско-подростковом возрасте.
Протянуть руку помощи
Лектора поприветствовал заместитель
главы Кировской районной администрации по социальным вопросам Г.В.Кропачев. Он
заметил, что проблемы с детьми – частое явление, и взрослым не всегда понятно,
как их преодолеть. Поэтому советы профессионала необходимы и востребованы.
Вопросы духовно-нравственного воспитания
волнуют архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана. Он подчеркнул, что
очень важно родителям и педагогам своевременно заметить признаки депрессии в
поведении ребёнка и принять меры.
Выступающие выразили уверенность в том,
что лекция будет полезна, и знания, полученные присутствующими, помогут
избежать трагедий в будущем.
Хандра или депрессия?
О.Б.Левковская подчеркнула, что на первом месте среди основных факторов
самоповреждающего поведения среди подростков стоят депрессивные расстройства, за
ними следуют злоупотребления алкоголем, наркотическая зависимость,
поведенческие расстройства, которые зачастую являются результатом
детско-подростковых депрессий.
Многие люди относятся к депрессии с сарказмом, замечая, что этой, по их мнению,
надуманной болезнью, могут страдать только от безделья, и вообще её не
существует в природе, а есть только приступы хандры и плохого настроения. Но
это глубоко ошибочное мнение. На самом деле депрессия – это официально
признанное мировым сообществом медиков заболевание. Оно проявляется в
болезненном синдроме, который, помимо угнетённого настроения, сопровождается
другими симптомами – мыслительной и двигательной заторможенностью, различными
идеями самоуничижения и самообвинения, общим снижением жизненного тонуса, неприятными
телесными ощущениями, болью, вегетативными расстройствами.
Лектор рассказала о том, что депрессии могут различаться в зависимости от
своего происхождения. Реактивные (психогенные) депрессии возникают в ответ на
очень тяжёлое жизненное событие, которое наступило неожиданно (например, смерть
близкого человека). Соматогенные депрессии вызываются тяжёлым физическим недугом.
Невротические депрессии развиваются, когда ребёнок испытывает не одномоментную
травму, а хронически долго, в течение многих месяцев или лет, находится в
стрессовой ситуации (например, в ситуации травли или внутрисемейного конфликта ).
На развитие эрдогенных депрессий мало влияет окружающая обстановка, они
развиваются по собственным механизмам психического расстройства.
В группе риска
Левковская заметила, что не каждый
ребёнок с такими травмами разовьёт депрессию, но он автоматически оказывается в
группе риска, и с такими детьми нужно начинать психологическую работу для того,
чтобы облегчить их состояние.
Психотерапевт также объяснила, что симптомы депрессивных расстройств у детей и
подростков могут быть диагностированы разными способами. Это заболевание может
проявиться в виде физических нарушений – сна, аппетита, утренней тошноты,
рвоты, повышения температуры, учащения и затягивания респираторных заболеваний,
повышенной утомляемости, болей в ногах и других частях тела и т.д. Родители,
воспитатели детских садов, учителя также могут заметить регрессию – когда
ребёнок утрачивает уже сформированные навыки поведения, например, навык
опрятности или фразовой речи, когда уже в подготовительной группе он может
внезапно заболеть энурезом или лепетать, как младенец.
- В депрессии происходит откат к более ранним возрастным формам, - напоминает
Левковская.
Под
маской молчания
Депрессия прячется под «масками» плохого или изменившегося поведения,
недовольства собой и окружающими, регрессии в поведении и развитии,
самоповреждениях, школьной дезадаптации, жестоком обращении с животными,
увлечением мрачными темами и отрицательными героями.
- Ещё один распространённый вид депрессии – ступидная, - рассказывает
психотерапевт, - это форма изменения мыслительной деятельности ребёнка, которая
вызывает ухудшение усвоения любых новых навыков или знаний, но не в результате
того, что ребёнок ленится или устаёт, а в силу того, что нарушается
биохимическая организация мозговых процессов.
Также, если ребёнок был активистом в классе, без страха выходил к доске,
отстаивал свою точку зрения и внезапно перестал это делать, это может быть
симптомом элективного мутизма - молчания. При таком расстройстве ребёнок может
общаться с домашними на прежнем доверительном уровне, но в других социальных
группах в ситуациях стрессовых – замолкать. Элективный мутизм может привести
ребёнка к отказу посещать школу.
- Это симптомы, на которые вы, как педагоги, можете обратить внимание, -
подчеркнула О.Б.Левковская.
Семья и школа
Чем быстрее выявить болезнь и начать её
лечение, тем больше вероятность того, что ребёнок вернётся к нормальной жизни и
его состояние улучшится. Но как учителю сказать родителям о том, что он заметил
тревожные симптомы? Психотерапевт признаёт, что с этим есть трудности. Не все
родители смогут воспринять это адекватно, но лектор уверена, что в любом случае
педагог должен сказать о своих наблюдениях и рекомендациях.
- Специалистами должен быть произведён анализ семейной ситуации, - замечает лектор,
- каждый ребёнок, который совершал самоповреждающие действия в той или иной
степени, жил в условиях нарушенных внутрисемейных отношений.
Учитель также может помогать детям с депрессивным синдромом, используя разные
формы обучения в классе. Больной ребёнок не может успевать за темпом других
детей, и ему можно давать индивидуальные занятия. Часто таким детям некомфортно
находиться в классе, тогда можно предложить формы выборочного посещения
отдельных занятий, а в крайнем случае дистанционное или полностью
индивидуальное обучение.
Явление буллинга
Буллинг – это агрессивное поведение, и
если оно повторяется чаще, чем один раз, оно подразумевает дисбаланс сил, при
котором жертве трудно себя защитить.
Буллинг – не только школьное явление, он может происходить и в рабочем
коллективе взрослых людей, но именно в школе, когда формируется личность,
буллинг особенно сильно ломает психику человека.
Учёные разделили буллинг на школьный, который может проявляться в контексте
отношений – ученик по отношению к ученику, учитель по отношению к ученику или
наоборот – ученик по отношению к учителю; физический буллинг – драки, толчки,
непосредственное взаимодействие либо с телом человека, либо с его вещами; вербальный
буллинг – неприятные имена, клички, жестокие шутки, комментарии по поводу
внешности, одежды, семьи, расовой, религиозной принадлежности, угрозы; непрямые
формы воздействия на личность – игнорирование, слухи, исключение из круга
друзей, социальная изоляция, и наконец, кибербуллинг.
- Ведущая деятельность в подростковом возрасте – общение, - подчёркивает
О.Б.Левковская. - Исключение из группы общения – высоко травмирующий фактор.
Взрослым может показаться это пустяком, однако для детей это имеет большое
значение. К тому же, если начинаются депрессивные расстройства, мера восприятия
изменяется. Все ситуации, которые раньше казались обычными, могут
восприниматься как травматичный опыт.
Лектор привела исследование, касающееся буллинга, оно проводилось в
Среди детей и подростков стали популярны чаты, дети рассылают друг другу
информацию, снабжая её обидными комментариями о внешности или поведении
человека. Таким образом, кибертравля происходит и вне стен школы, практически
24 часа все 7 дней недели, и если от школьного буллинга можно спрятаться дома
или попросить защиты учителя, то от кибербуллинга невозможно сбежать и
укрыться.
- В массе физических драк срабатывает общепсихологическая защита – лежачего не
бьют, - заметила психотерапевт. - А в кибербуллинге никогда не увидишь, насколько
плохо противнику. Ребенок страдает, находится в состоянии психологического
дистресса или даже депрессии, а те люди, которые подвергают его буллингу,
продолжают присылать информацию с издевательствами. И скорее не потому, что они
столь жестоки, а потому, что они не могут увидеть, что происходит с человеком.
Лектор уверена, что исключать интернет из жизни ребёнка не нужно, но каждая
семья может регламентировать пребывание в сети, выработать систему мер,
предотвращающую несанкционированное и небезопасное взаимодействие ребенка с
интернетом.
Последствия буллинга ужасны – он повышает риск психосоматических заболеваний, может
развиться язва желудка, бронхиальная астма, кожные болезни, снижается
академическая успеваемость. Психические травмы, нанесённые буллингом в детстве,
могут быть следствием асоциального и криминального поведения во взрослом
возрасте.
Левковская рассказала о формах работы с детьми, что поможет выявить буллинг в
классе и принять педагогические и воспитательные меры.
В классе можно дать конфиденциальные опросы, где всего два пункта: нужно
написать ФИО, класс и ответ на вопрос: «Вы хотели бы поговорить с кем-нибудь о
буллинге?». Ответ «Да» или «Нет» нужно обвести ручкой. Такой опрос может быть
дан во время классного часа. Такая форма подойдёт и для взаимодействия с
родителями – опрос кладётся в запечатанный конверт и возвращается в
запечатанном конверте с подписью родителей.
Буллинговая социограмма заполняется педагогом, который задаёт ребёнку ряд
вопросов и фиксирует их. Психотерапевт привела приблизительный перечень, каждый
психолог и учитель может разработать свои вопросы. О.Б.Левковская отметила, что
воспитатели, педагоги могут быть первым звеном в диагностике эмоционального
неблагополучия и депрессивных расстройств у детей и подростков.
***
Во
время лекции многие фотографировали презентацию специалиста, конспектировали
ключевые моменты рассказа. Материал, который дала О.Б.Левковская, смогут
использовать профессиональные школьные психологи, учителя и родители. Главное –
всегда действовать профессионально и уважительно, налаживать отношения между
школой и семьёй для того, чтобы избежать травмирующего опыта и помочь ребёнку в
сложные моменты его жизни.
Материал подготовила Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.