В традиционном муниципальном конкурсе «Я в
педагогике нашёл своё призвание», организаторами которого являются Кировская
районная администрация совместно с отделом образования, в этом году принимают участие 13 педагогов.
Они демонстрируют своё профессиональное мастерство и соревнуются за звание «Лучший учитель», «Лучший воспитатель» и
«Лучший молодой учитель» 2020 года. Позади уже несколько этапов. Один из самых
трудных - проведение открытых уроков в
школах и занятий в детских садах. Нам удалось побывать на трёх уроках, которые
прошли на базе школы №1.
Открытый
урок – сложное испытание. Педагог находится в новой обстановке, перед
незнакомым классом, с которым должен найти общий язык. Успех урока в этом
случае зависит от нескольких факторов: учителя и его профессионализма, темы
урока, от того, как дети справятся со своим волнением, для них это тоже
стрессовый опыт – новый педагог, «наблюдатели» в классе, при которых нужно вести себя естественно,
отвечать на вопросы и «работать» на уроке.
Волнение буквально витало в воздухе, но у всех учителей получилось справиться с
ним, взять урок в свои руки, расположить к себе детей и объяснить новый
материал.
Урок русского языка провела Виктория Грибова, учитель русского языка и
литературы школы №2. С первых минут она установила быстрый темп занятия,
задействовала разные методы работы с детьми – от карточек, заранее разложенных
на рабочих столах, до учебной презентации, которая сопровождала объяснение
учителя на протяжении всего урока.
Педагог не назвал детям новую тему, но подвёл их к самостоятельному ответу на
этот вопрос. Ученики работали у доски, выписывали понравившиеся предложения из
учебника, разбирали слова исключения и открыли загаданное учителем слово
«сакура», попутно прочитав хокку японского писателя о растении-символе Японии.
В конце урока дети оценили свои успехи, приклеив стикеры на рисунок. Если всё
получилось – вишенку, если были ошибки – листик.
Урок прошёл нескучно, а главное, что учащиеся 5-го класса усвоили новую тему,
запомнили слова-исключения, сделали свои открытия.
Новую
тему по английскому языку пятиклассники изучали с Ириной Новиковой, учителем
английского и французского языков Кировского лицея.
Преподаватель предложила детям вместе отправиться в путешествие на воздушном
шаре. Класс наполнился музыкой, и дети должны были отгадать - ритмы какой
жаркой страны звучат в зимнее снежное утро. Оказалось, что африканские. Ученики
назвали и тему урока – «Животные Африки».
Урок был динамичным, ребята работали по одному и в группах, у доски, отвечали с
места. Учитель использовала много наглядного материала, «разбавляла» вербальную
и письменную информацию видеорядом, не давая ученикам отвлечься и заскучать.
Каждый из ребят выступил в качестве автора собственной загадки об определённом
животном на английском, написав характерные особенности этого зверя – цвет,
место обитания, наличие или отсутствие когтей, хвоста, усов и т.д.
Урок получился ярким, весёлым и светлым, а главное, каждую фразу, произнесённую
на русском, педагог дублировала на английском, отмечая правильное произношение
слов.
В конце урока ребята «отрефлексировали» свою работу на уроке, повесив на пальму
стикеры кокосов.
Урок истории для шестиклассников провела учитель истории и обществознания
Больше-Желтоуховской школы Людмила Лёвкина. Учитель по-новому организовала
пространство класса, разделив его на 4 рабочих отдела, в каждом - группа из
пяти человек. Лёвкина предложила ученикам отправиться в путешествие на
автобусе, но на этом уроке дети вместе с учителем путешествовали не в
пространстве, а во времени. Как и на предыдущих открытых уроках, с помощью
учителя ребята назвали тему занятия сами: «Русское государство при Ярославе
Мудром».
Сложную и серьёзную тему педагог разделила на несколько экскурсионных остановок
– «Усобицы», «Внешняя» и «Внутренняя политика». Каждый раздел предполагал
рефлексию – для этого на столах у учащихся были цветные карандаши, которыми они
«достраивали» крепостные стены, придавая им определённый цвет.
На уроке дети посмотрели несколько видеороликов, работали в группах и у доски,
рассказывали друг другу определения, читали утверждения о правлении Ярослава и
проверяли – верны ли они?
Разнообразие использованных приёмов придало уроку динамику и позволило
заинтересовать подростков новым для них историческим материалом.
Этап открытых уроков и занятий в детских садах подошёл к концу, но конкурс не
завершён - учителям предстоит пройти ещё два испытания:
«Мастер-класс» и творческое задание. Пожелаем им удачи и новых нестандартных
идей.
Е.Семянищева.
ФОТОРЕПОРТАЖ