21
января на базе школы №6 состоялся областной семинар по деятельности региональной
инновационной площадки «Формирование ценностно-смысловой стороны
профессионального самоопределения обучающихся основной школы посредством
обеспечения взаимосвязи образовательного процесса с профессиональной средой
города и региона».
Знакомство
Мероприятие
привлекло внимание более пятидесяти педагогов из Кировского и других районов
области, города Калуги. Школа на
один день превратилась в «конвейер» новых профессий, соответствующей была и
тема семинара - «Строим город мастеров».
Участники
мероприятия собрались в аудитории, где их встретили руководство и педагоги
школы.
Весёлым
стихотворением о современных профессиях открыла мероприятие руководитель
инновационной площадки школы, учитель математики А.Е. Зарецкая. Анна Евгеньевна
представила «Атлас новых профессий Калужской области» - альманах перспективных
отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он позволяет заглянуть в не столь
отдаленное будущее, посмотреть, как выглядит работа завтрашнего дня, и,
возможно, подыскать себе дело по душе. В первую очередь, к Атласу новых
профессий стоит относиться как к одному из инструментов профориентации.
Педагог
обратила внимание на яркую доску, где был изображён целый город: школа, необычные
здания, на каждом – по две подписи. Это «Город мастеров».
- В
городе уживаются и уже существующие профессии, вот их дома с красивыми
табличками, а наряду с ними есть профессии будущего, те, которые ещё не
появились или только зарождаются. Пока это только табличка и фундамент, -
отметила педагог.
Анна
Зарецкая предложила гостям вместе с коллективом школы положить первый кирпичик
в современные здания «Города мастеров».
Слово «главному строителю»
Анна
Евгеньевна предоставила слово главному «строителю» или, как указано в Атласе
новых профессий, специалисту по перестройке и усилению существующих конструкций
– директору школы №6 А.Р.Воронову. Андрей Рудольфович поприветствовал коллег,
представил участникам гостей мероприятия, рассказал о школе. Он отметил, что в
школе обучаются 510 детей, работают 29 преподавателей. Подробнее директор
остановился на профориентационной деятельности.
- Это
уже второй областной семинар по профориентационной работе. Сегодня мы поделимся
своим опытом по работе с учащимися как на уроках, так и во внеурочной
деятельности в рамках инновационной площадки. Также вы сможете узнать о
взаимодействии школы с родителями, с предприятиями нашего города.
Директор
рассказал, что работа педагогов школы в рамках инновационного движения началась
в 2013 году. Проводилась она в трёх возрастных группах совместно с родителями и
учителями.
- В
ноябре 2016 года мы выступали на заседании коллегии министерства с докладом о
результатах нашей деятельности. В декабре выпустили сборник методических
материалов, - поделился Андрей Рудольфович.
Он
отметил, что в школе проводится подготовка школьников к самостоятельному выбору
профессии. Работа ведётся по трём направлениям: трудовое воспитание,
профориентационное консультирование и просвещение. Педагоги, библиотекарь школы
знакомят ребят с градообразующими предприятиями, организациями; с новыми
профессиями, видами правовой деятельности через встречи с интересными людьми, урочную и внеурочную деятельность, организуют экскурсии
на предприятия.
Директор
подчеркнул, что выбор профессионального пути – сложная задача для молодых людей,
поэтому очень важно достичь здесь положительных результатов. А без
взаимодействия школы с родителями тут не обойтись. С этой целью в 2019 году в
школе был открыт «Клуб родителей будущих выпускников». В нём родители учеников
5-9 классов получают информационную, консультативную помощь, касающуюся
востребованных и новых профессий, которые могут освоить их дети в будущем.
Благодаря
инновационной деятельности ребята расширили представления о новых профессиях, а
также о базовых навыках, которые нужно развивать через знакомство с «Атласом
новых профессий», позволяющим сегодняшним школьникам найти свою дорогу в жизни,
успешно реализовать себя.
Для
этого проводятся занятия с психологом, просмотры тематических видеороликов,
классные часы, профессиональные игры, открытые уроки с представителями
предприятий города.
Андрей
Рудольфович также рассказал, что в 2019 году в течение недели на классные часы
приглашались представители различных профессий, которые не только рассказывали
о своей работе, но и проводили мини-пробы за школьными партами.
Вся
проделанная работа способствует не только осознанному выбору профессии, но и
развитию таких ключевых навыков, как критическое мышление, креативность, анализ
данных, коммуникабельность, которые так необходимы сейчас человеку.
В
результате проделанной работы в рамках инновационной деятельности за 3 года у
обучающихся появилось представление о новых востребованных профессиях, профессиях
будущего, детям предоставлена возможность примерить на себя различные профессии
в игровых ситуациях на уроке, тематических классных часах, различных мероприятиях
внеурочной деятельности.
А.Р.Воронов
рассказал о конечной цели работы инновационной площадки – формировании личности,
способной ко времени окончания школы к осознанном выбору профессии в нашем
постоянно меняющемся мире.
- Формируя
её, мы понимаем, что мы формируем своё будущее, будущее своей страны, -
завершил директор.
Полезный обмен
Рассказ
о деятельности региональной инновационной площадки дополнила заместитель директора,
начальник Центра воспитательного и психологического сопровождения
образовательной деятельности «Калужский государственный институт развития
образования» Е.Н.Калитько.
- В
2013 году Андрей Рудольфович вместе с коллективом выбрали приоритетным профориентационное
направление. Они положили в основу формирование ценности профессии, ценности
труда. При этом были наработаны интересные формы проведения разной
деятельности. Опыт оказался очень интересным. Родилась идея продолжать работу в
этом направлении. Выбрали аспект профессионального самоопределения как формирование ценностно-смысловой стороны,
- рассказала Елена Николаевна.
Она
отметила, что в первую очередь в этой работе нужно исходить от желания и
способностей ребёнка. Каким он станет, где будет успешным и счастливым –
основная ценность, которая закладывается в этом подходе.
Елена
Калитько отметила, что здесь были необходимы новые формы проведения уроков,
внеклассных мероприятий. Коллектив над этим долго и усиленно работал.
-
Важно, что сегодня педагоги поделятся своими наработками. Мы поставили перед
собой цель, чтобы этот семинар оказался полезным, чтобы вы могли взять в работу
своих образовательных учреждений что-то новое, интересное: формы, приёмы,
методы. Но также педагогам школы важна и ваша позиция. Они должны понимать, в
правильном ли направлении двигаются, что необходимо изменить в работе. Это
взаимовыгодный путь обмена, - подчеркнула начальник Центра.
В
завершение выступления Елена Николаевна пожелала успехов и удачи в работе семинара.
Мир профессий
После
официальной части участники встречи отправились в «Мир профессий», где им
представили увлекательные «объекты стройки». По необычному «городу» их сопровождали
«проводники» - учащиеся школы.
Во
второй части семинара педагоги смогли посетить уроки, в которых были проведены
параллели между существующими и новыми профессиями, детям рассказывали об Атласе
профессий и компетенциях, необходимых современному специалисту.
Открытые
уроки проходили по 10 отраслям: робототехника, менеджмент, новые материалы,
культура и искусство, наземный транспорт, социальная сфера, образование,
медицина, сельское хозяйство. Каждый педагог мог попасть на два открытых
занятия.
В «стране роботов»
Первый
урок, на котором нашей редакции удалось побывать вместе с гостями семинара, –
урок робототехники. Провела одно из самых современных занятий учитель
информатики Е.В. Захарова. Помогал ей один из родителей - ведущий инженер ПАО
«Кировские электросети» С.М. Белоусов.
Ребята
9 «Б» класса работали в группах перед компьютерами, на каждом столе у них
располагался маленький робот.
В
начале урока Елена Васильевна представила рекламный ролик, после чего предложила
ребятам ответить на вопросы, касающиеся движения автомобиля.
Вместе
с педагогом учащиеся повторили тему предыдущего урока – «Управление
алгоритмами» и сформулировали новую - «Разработка алгоритмов управления».
Урок
проходил в режиме «гонок», ребята выполняли задания, после чего сами заполняли
оценочные листы. Учащиеся изучали датчик цвета, составляли программы для
робота, в режиме «онлайн» знакомились с содержанием Атласа новых профессий, а
именно с профессией – «Проектировщик промышленной робототехники».
С
лекцией выступил Сергей Михайлович Белоусов. Он рассказал учащимся, что такое
датчик цвета, из чего он состоит, в каких режимах работает и какие цвета
определяет.
Также
мужчина поведал о своей работе и поделился информацией, где в производстве
используются датчики.
- Основная
задача электросетей – это передача электрической энергии потребителям и
преобразование её с высоких напряжений в те, которыми мы пользуемся – 220 В.
Родитель
отметил, что датчики цвета используются в уличном освещении, в освещении в подъездах.
Они работают в режиме датчика освещённости.
Также
Сергей Михайлович рассказал, что датчики диагностируют состояние линий
электропередач. Например, робот едет по линии и с помощью камер высокого
разрешения и лазерных датчиков определяет качество проводов.
После
рассказа учащиеся выполняли практические задания для робота: подключали его к
компьютеру, заставляли с помощью специальных команд двигаться прямо, по кругу,
определять цвета, останавливаться. Видно было, насколько увлечены ребята и как
интересно им работать с роботизированными технологиями.
Юные финансисты
Урок
финансовой грамотности в 6 «А» классе подготовила учитель математики А.Е.
Зарецкая.
Целью
занятия было повышение финансовой грамотности учащихся и знакомство с
профессией из
Атласа профессий будущего - проектировщик индивидуальной финансовой траектории.
Ребята
познакомились с основными этапами личного финансового плана, узнали, как
эффективно использовать имеющиеся доходы и применять современные финансовые
инструменты, развивали экономическое мышление и логику.
Для
этого ученики 6 класса отправились в увлекательное путешествие в мир финансов.
В
начале урока Анна Евгеньевна представила сценку из «Простоквашино» с участием
школьников, благодаря которой ребята получили задание помочь Печкину осуществить мечту – купить
велосипед.
Ребята
определили тему занятия – «Личный финансовый план». После чего учитель
познакомила ребят с отцом ученика, индивидуальным предпринимателем А.В.
Штырхуновым. Алексей Владимирович не понаслышке знает, что значит составлять
финансовые планы. Он рассказал об основных задачах и целях предпринимателя.
Ребят
разделили на 4 группы-«семьи»: Монеткины, Денежкины, Рублёвы, Пятаковы. Они
были объединены общей целью и должны были выбрать и представить главу семьи.
Каждая «семья» определила свою финансовую цель и финансовые возможности.
Сопоставляя их, они составляли свой финансовый план. Алексей Владимирович
выступил в роли эксперта и оценил результат работы каждой команды. Дети отлично
справлялись со всеми заданиями, трудились продуктивно, были очень заинтересованными
и активными.
Вместе
с педагогом ребята заполнили таблицу доходов и расходов семейного бюджета.
В
завершение учитель поблагодарила всех за урок и выразила надежду, что дети
вырастут успешными, благополучными людьми, которые будут легко справляться со
своими финансовыми целями.
Гости
урока остались под впечатлением от увиденного. У них не хватало слов описать
замечательное занятие Анны Евгеньевны: динамично, познавательно, интересно,
энергично, эмоционально, креативно, актуально и очень профессионально.
Тренер творческих состояний
Совместный
урок учителя ИЗО Н.Л. Сухоруковой и педагога-психолога Ю.А. Лебедевой был из
области культуры и искусства. Они раскрыли тему «Реальность и фантазия в творчестве
художника» и представили детям, учащимся 4 «Б» класса, новую профессию – тренер
творческих состояний.
Тандем
Юлии Андреевны и Натальи Львовны был очень удачным и слаженным. На уроке царила
волшебная атмосфера творчества и гармонии. На доске были представлены детские
работы, где использованы необычные образы и яркие краски. Учительский стол был
украшен бумажными цветами, рядом стоял мольберт. На партах учащихся, которых
заранее разделили на группы, – подготовленные педагогами конусы.
Для
позитивного настроя дети высказали слова напутствия, обращаясь к гостям,
одноклассникам и педагогам.
Начала
Наталья Львовна, она отметила, что от природы каждому человеку заложены его
способности и таланты. Она также подчеркнула, что главные компоненты в
творчестве художника - реальность и фантазия, они как два крыла у птицы.
По
заданию педагога ребята сопоставляли качества, необходимые настоящему художнику,
и их определения: трудолюбие, любознательность, воображение, фантазия и
креативное мышление.
Креативность
– это термин, на котором была построена вторая часть урока. В разделе «Культура
и искусство» в «Атласе новых профессий» ребята познакомились с профессией, о которой
рассказала Ю.А.Лебедева.
- У
каждого человека, независимо от профессии, хотя бы раз в жизни случался
творческий кризис. Что же делать, как не тратить время, дожидаясь вдохновения?
На эти вопросы поможет ответить тренер творческих состояний. Это специалист,
который приводит людей творческих профессий в состояние потока и другие состояния,
которые характеризуются повышенной креативностью.
В
силу своей специфики гуманитарное и психологическое образования уже сегодня
ориентируют человека на создание творческих условий.
Педагог
настроила ребят на творческую волну, включила весёлую музыку и предложила детям
превратить значки (круги и квадраты) в художественные образы. С помощью этого
теста ребята смогли проанализировать свои творческие способности.
Ещё
одна задача была предложена учащимся Н.Л.Сухоруковой - придумать необычное
использование пластикового стаканчика - сгенерировать изобретение, а после
собрать «Банку идей». За лучшие изобретения педагог поощряла ребят.
Будто
в сказочном лесу оказались ребята во время психологической минутки, которую
провела Юлия Андреевна.
Генерацией
основной идеи урока стало упражнение «Ёлочный базар». Подготовленный заранее конус
ребята превращали в креативную ёлку из подручных средств: стикеров, ниток,
карандашей и других. В завершение ей нужно было придумать оригинальное
название.
Сетевой врач и фитнес-тренер
На
внеклассном мероприятии «Путешествие по истории медицины» учитель истории Т.С.
Полякова вместе с учителем географии Е.В. Якушиной проследили трансформацию
одной из самых важных профессий - от лекаря до сетевого врача.
Самым
активным оказался мастер-класс «Общеразминочные упражнения с использованием
подручных средств», которые проводили учителя физической культуры О.О. Тарасова
и А.А. Гладких. Здесь были раскрыты профессии менеджера в спорте и фитнес-тренера.
Круглый стол
Два
часа позади. Педагоги вновь собрались в одной аудитории, где прошёл «круглый
стол», гости смогли поделиться впечатлениями, оставить отзывы о прошедших
уроках и самых ярких моментах семинара. В завершение мероприятия каждому гостю достался
памятный сувенир от АО «Кировская керамика».
ФОТОРЕПОРТАЖ