В
конце прошлого года на базе отдела образования молодые учителя и воспитатели
Кировского и Людиновского районов встретились с председателем Совета молодых
педагогов Калужской области, директором школы №25 г. Калуги Алексеем
Николаевичем Мокрушиным.
Открыла
мероприятие начальник информационно-методического
отдела Л.И. Гаврикова Она отметила, что это необычная встреча практической
направленности. Людмила Ивановна представила педагогам калужского гостя и
поблагодарила Алексея Николаевича за то, что он нашёл возможность посетить
Киров, пообщаться с педагогами.
Встреча прошла в неформальной обстановке, педагоги не только
слушали молодого директора, но и могли сами высказаться, задать интересующие
вопросы.
Алексей Николаевич пришёл работать в школу в 2009 году, сразу
после окончания высшего учебного заведения. 7 лет он преподавал математику и
информатику в школе №7 г. Калуги, после чего был назначен директором школы №25.
В это время параллельно он окончил музыкальный колледж, в планах было строить
музыкальную карьеру. Но жизнь расставила всё по своим местам, и он остался в
образовании, о чём нисколько не жалеет.
Алексей Мокрушин не только возглавляет школу, руководит Советом
молодых педагогов области, но и является заместителем председателя Совета
молодых педагогов при Центральном совете Общероссийского профсоюза образования.
В начале своего выступления Алексей Мокрушин поставил одну из
задач – раскрыть деятельность Совета молодых педагогов региона.
- Мы с вами выбрали одну из престижных и важных профессий. Вы
можете с этим не согласиться. Но в первую очередь нужно поверить в это,
придерживаться такой позиции, тогда и окружающие будут думать также, -
обратился к педагогам директор.
Перед началом работы Алексей Николаевич выразил надежду, что
встреча окажется полезной. Для этого педагоги записали свои ожидания от
мероприятия.
- Очень важно предвосхищать результат, который вы хотите получить,
- отметил гость из Калуги.
Обратив внимание педагогов, Алексей Мокрушин привёл слова Г.П.
Щедровицкого из книги, посвящённой проблемам образования.
- Последние 10 лет вопросы обучения и воспитания не сходят со
страниц газет и журналов. Одна дискуссия сменяет другую. Банальными
стали утверждения, что существующая система образования не может удовлетворить
возросшие требования производства, науки и всей непрерывно усложняющейся
социальной жизни. С этим согласны почти все. Расхождения возникают позднее,
когда начинается обсуждение вопроса, в чём же суть этих несоответствий или
«разрывов», каковы их наиболее характерные проявления и что нужно сделать,
чтобы их устранить.
Директор отметил, что возникает ощущение, будто книга написана
совсем недавно, настолько острые проблемы в ней поднимаются, но она издана в начале
ХХ века.
- Здесь кроется психологический момент, который мы должны
понимать. Сфера образования во все времена привлекает к себе внимание. Всегда
есть проблемы, ведь часто она не успевает за той жизнью, которая происходит за
окном школы, - высказался Алексей Мокрушин.
В практической части мероприятия педагоги
смогли познакомиться с профессиональными позициями и установками всех участников
встречи. Алексей Николаевич отметил, что представленные методики учителя смогут
использовать в своей практической деятельности.
В первой «игре» Алексей Мокрушин назвал несколько утверждений. Вот
некоторые из них: «У учителя, в отличии от других профессий, уровень свободы
зашкаливающий. Главная задача учителя – управление образовательным процессом. Самая
большая проблема в педагогической среде – пассивность учителя».
Педагоги могли согласиться, не согласиться с ним или занять
нейтральную позицию. Директор отмечал, что здесь важно услышать друг друга и
понять своих коллег.
Это было живое общение, которое смогло раскрыть каждого участника
встречи, показать сильные стороны.
Алексей Николаевич подчеркнул, что единственное средство, которым
каждый педагог владеет в полной мере – это профессионализм.
- К сожалению, жалобы на учителей поступают независимо от их
возраста, опыта, стажа. Всегда есть те, кому что-то не нравится. Когда учитель
не может привести аргументы в том или ином вопросе, споре, это печально. Мы
всегда должны использовать «щит профессионализма» – постоянный путь совершенствований
и собственного развития.
Молодой директор также отметил, что от действий каждого из
педагогов зависит общий результат.
- Я не стану убеждать вас в том, что мы на всё можем повлиять. У
нас есть определённые границы. Но мы можем что-то изменить в том случае, если
мы будем вместе. Только тогда наш голос будет услышан, мы сможем создать новые
лучшие условия.
Для того, чтобы молодые педагоги смогли собираться вместе,
делиться опытом и предлагать свои идеи, в 2014 году при Калужской областной
организации профсоюза образования был создан Совет молодых педагогов Калужской
области. Его главная цель – содействие закреплению молодых педагогов в
образовательных организациях, в том числе за счёт повышения имиджа через
разного рода мероприятия.
- Нам повезло, мы работаем в сотрудничестве с профсоюзом, дружим с
ним, поэтому все наши инициативы поддерживаются, многие проекты реализуются, -
отметил калужский педагог. Он подробно рассказал о мероприятиях, которые
проводятся Советом молодых педагогов региона, представил презентацию с
фотографиями. Так, например, он особо
подчеркнул, что в обществе регулярно проводятся образовательные смены. С каждым
годом они становятся более результативными. Также Алексей Мокрушин остановился
на «Уроках под открытым небом» - когда-то его инициативе, которая вышла за
пределы региона.
Алексей Николаевич обратил внимание педагогов на ежеквартальную
газету «Молодой педагог +», ежегодный сборник «12 главных достижений
Общероссийского Профсоюза образования» и правовой навигатор «Устраняем
избыточную отчётность».
Он отметил, что важно быть информированным, знать о том, что
происходит в сфере образования, в том числе на федеральном уровне.
- Хорошо, чтобы вы не только знали о существовании Совета молодых
педагогов, но и принимали активное участие в его жизни и деятельности. От этого
зависит, как он будет работать и какую помощь приносить.
Ещё в одной практической работе молодые педагоги попробовали
ответить на следующие вопросы: какое самое важное качество учителя, в чём ваша
суперсила, состоите ли вы в Совете молодых педагогов, что нужно для его
активной работы.
Учителя и воспитатели проводили социологическое исследование,
придумывали необычные мероприятия, которые смогли бы организовать и провести,
составляли план работы на следующий год.
Педагоги оказались очень находчивыми. Они предлагали предметные
квесты, мастер-классы, разнообразные акции, круглые столы, создание хелп-команд
и многое другое.
После
небольшого эксперимента в завершении встречи педагог обратился к коллегам.
- Не
забывайте смотреть с разных точек зрения на те проблемы и трудности, которые
вас окружают, делайте правильные выводы. Не ждите завтрашнего дня, начинайте
меняться уже сегодня.
В
конце встречи учитель информатики школы №1 им. А.С. Шелаева Юлия Алексеевна
Морозова провела для педагогов динамичный мастер-класс «Технология дизайн-мышления
в проектной деятельности».
Ольга МАЛЬЦЕВА.