Алексею Ильичу - 81 год. Уроженец деревни Зимнички, он с детства знал, что
станет художником. В семье Фоминых было пятеро детей. Алексей окончил 8
классов, работал и по вечерам учился в школе. Талантливый юноша поступил в
Елецкое художественное училище, но денег катастрофически не хватало, и ему
пришлось вернуться домой. Друзья Фомина уезжали в Козельское училище
механизации: там одевали, прилично кормили. За ребятами потянулся и Алексей, он
получил профессию механизатора, а потом, как и многие молодые люди его
поколения, по зову комсомольского сердца уехал осваивать целину в Казахстан.
Два года на целине, затем три года в армии пролетели быстро, и Алексей Фомин
вернулся в Киров.
Здесь, наконец, сбылась его мечта – он стал работать живописцем на заводе Стройфарфора.
В 70-е годы свой практический опыт Фомин решил подтвердить дипломом о
профильном образовании, обучаясь на вечернем отделении в Рязани, он прошёл два
курса художественного училища, получив специальность художника-оформителя.
Вернувшись в Киров, Фомин работал
художником на заводе Стройфарфора, чугунолитейном заводе, в ГПТУ № 4
(индустриально-педагогический колледж им.Чурилина). В 80-х годах, повышая
уровень мастерства, Фомин год учился в Московском заочном народном университете
искусств.
Художника представил директор историко-краеведческого музея А.А.Бауэр, он
рассказал, что эта персональная выставка - первая для 81-летнего художника. 59
картин и этюдов в разных техниках и жанрах, в непохожих друг на друга цветовых
символах, в разных временных рамах и стилях украсили стены выставочного зала
Молодёжного культурного центра.
- На картине кусочек дома и гаражи. Или угол многоэтажки и частная застройка,
крыши домов, и рядом очень оригинальный северный пейзаж. Среди кировских
живописцев никто так не пишет, – отметил А.А.Бауэр, - Видно, что человек много
работал, постоянно развивался. Он говорит о себе скромно «я
художник-оформитель» на самом деле он яркий живописец.
Впечатлениями о выставке поделился и кинодокументалист Михаил Нестеров:
- Как зрителю мне понравилась теплота, чувство композиции, светотень, умение
установить равновесие в «кадре», чтобы картина не разваливалась. Поздравляю вас
с вашей первой персональной выставкой!
Первыми вернисаж посетили учащиеся школ искусств вместе с преподавателями,
участники поэтических объединений Кирова, работники культуры. Художнику задали
много вопросов о творчестве и любимых картинах, о возрасте и войне, о профессии
и её правильном выборе.
Фомину было 7 лет, когда закончилась война. Это страшное время художник не
помнит, как и День Победы. Самое яркое событие, которое запечатлелось в памяти
– возвращение с войны деда.
- Он был не бритый, поднял меня, стал целовать, помню колючки такие. Он подарил
мне немецкую губную гармошку, и я потерял её где-то в первый же день, -
рассказывает Алексей Ильич.
На вопрос о своих любимых художниках Фомин отвечает развёрнуто, с комментарием.
В его «шорт листе» маринист Айвазовский («Многие картины рисовал по памяти!»),
Репин («Он мне нравится, хотя сейчас и не в моде»), Верещагин («Погиб вместе с
кораблём»), Александр Шмелёв («Он уникальный, его портреты настолько
приближенные к натуре, что хочется обманчиво ущипнуть их героев, будто они
живые»).
- Из кировских художников мне нравятся работы А.Зорюкова и А.Шатова, - отметил
Фомин.
Основой всякого искусства Алексей Ильич считает труд. Вдохновение и талант – не
его производные, но параллельно идущие ему вещи.
Фомин приводит в пример историю о Ренуаре, который в 15 лет устроился на завод
и заменил целую бригаду художников. Случился бы портрет Жанны Самари, и другие
известные работы мастера, если бы не было тяжёлых лет работы над собственным
талантом? Вопрос.
- Любой человек сможет научиться рисовать хорошо, но великими могут стать
единицы, - размышляет Фомин, - все корифеи мирового искусства, типа Пикассо,
Ренуара, все они шли путём труда.
В завершение торжественной части мероприятия художник поблагодарил всех, кто
пришёл поздравить его со знаменательным событием, за то, «что приняли,
посочувствовали и поучаствовали!»
Выставка Алексея Ильича Фомина будет доступна для посетителей до конца марта.
Это уникальная возможность посмотреть на разные периоды развития художника, его
мастерства, восприятия, восстановление и пересоздания действительности.
Е.СЕМЯНИЩЕВА.