Мыслить нестандартно предлагают своим воспитанникам воспитатели
детских садов
Уголки родного города
Тема
мастер-класса Натальи Легковой,
воспитателя д/с №5 «Тополёк», - «Ознакомление с родным городом детей старшего дошкольного
возраста». Она предложила коллегам выбрать флаг и герб Кирова из нескольких
представленных вариантов, «связать» промышленные предприятия города и то, что
они производят, «соединить» улицы и здания, находящиеся на них. Цифровой
помощник Натальи – профессор «Всезнамус», рассказал историю возникновения
Кирова, а воспитатель проверила внимание коллег, попросив их выстроить в
последовательность основные вехи возникновения города. Несмотря на кажущуюся
лёгкость заданий справиться с ними быстро и правильно получилось не у всех.
Завершая своё выступление, Наталья показала огромную зелёную книгу о Кирове,
которую сделала сама, а заполняет вместе с воспитанниками. На листах ватмана –
информация о символике города, его возникновении, достопримечательностях.
- У книги ещё остались чистые страницы, - заметила Наталья, - значит, сюда
можно будет добавить информацию о новых вехах развития нашего любимого города.
Удивительное
рядом
Наталья Гришкина, воспитатель д/с №6
«Ягодка», в своей работе с детьми большое внимание уделяет современным
методикам воспитания. Среди них – «стеам»-технология.
- В «стеам» входит ряд модулей, - рассказала Наталья, - эксперименты с живой и
неживой природой, лего-конструирование, математическое развитие, робототехника.
Эту технологию можно назвать техно-фэнтэзи, фокус или волшебство.
Вместе с участницами конкурса Гришкина перенесла разноцветных бабочек на
зелёную поляну – в основе красочного эксперимента опыт со статическим
электричеством. Воспитатель продемонстрировала игрушку - гравитационную
вертушку, машинку с пропеллером, в основе функционирования которой принципы физического движения.
Коллегам Наталья предложила сделать развивающую игрушку из самых обычных
предметов - бумаги, фломастеров для раскрашивания, трубочки для напитка и
канцелярской резинки.
- Растягивая резинку, мы заставляем
дятла спускаться вниз по опоре и «клевать», - объясняла Наталья, - под
действием силы тяжести чередуется скольжение-застывание. Такие «технические»
игрушки из подручных материалов всегда вызывают интерес и могут посеять
«семена» для будущих открытий в науке.
Занятная
доска
Выступление Ольги Воробьёвой,
воспитателя д/с №3 «Алёнушка», началось с презентации нескольких больших «бизибордов»
(анг. «занятная доска»), которые вынесли коллеги участницы. Ольга предложила
конкурсанткам создать коробочку мини-«бизиборд» в которую можно вставить
пластиковые бутылки с пробками для развития моторики, «домики», где прячутся
домашние или дикие животные, наклеить лоскуты ткани для развития тактильных
ощущений. Воспитатель провела с коллегами викторину на тему «занятных досок» – нужно
было ответить на вопросы, кто изобрёл «бизиборд», для чего применялся, каких
видов бывают «бизиборды» и т.д.?
На примере своего мастер-класса Ольга Воробьёва показала, что «бизиборд» не
обязательно покупать, а можно сделать самому и даже вместе с ребёнком.
Ломаем стереотипы
Олеся Лопаткина, воспитатель д/с
№12 «Колокольчик», в своей работе применяет триз-технологии. На её мастер-классе
воспитатели не только узнали теорию, но и на себе ощутили возможности
нестандартной методики.
Олеся сравнила традиционное обучение, следующее стереотипам, и триз-обучение,
которое стереотипы ломает, позволяя принимать быстрые оригинальные решения.
- Маленький ребенок учится отстаивать свою точку зрения, - рассказала
Лопаткина, - тренирует логику, триз-технология помогает побороть застенчивость,
увеличивает словарный запас, развивает творческие способности.
Воспитатель провела для коллег несколько игр. Участницам раздали по три
карточки с разными предметами и животными. Ведущая называла отличительные
признаки, по которым воспитателям нужно было занять место у флажка
определённого цвета. Эта игра должна научить детей выявлять признаки и функции объекта.
Ещё одна весёлая игра на сообразительность и фантазию – воспитатель называла
коллегам предмет и просила по цепочке ответить, чем этот предмет станет в
будущем. Например, яйцо может стать цыплёнком, яичницей, скорлупками и т.д.
- Используйте игры триз-технологий и перед вами раскроется неиссякаемый
источник детской фантазии! – заключила воспитатель.
Работаем в команде
Светлана Харченко,воспитатель школы-интерната, часто замечала напряжённость, конфликты между
детьми, поэтому темой своего мастер-класса она выбрала «Тимбилдинг» (с анг. «создание
команды») как средство построения комфортной воспитательной среды в детском
коллективе».
В своей работе воспитатель использует «волшебные» вещи для перемирия враждующих
сторон – свитер дружбы, коробку-мирилку, позитивное солнышко.
Светлана предложила коллегам поработать в команде – воспитатели собирали
подарки для «мамы» и «папы», используя для этого только одну руку, все вместе
катали шар по плоскому лабиринту, придумывали и рисовали, укрощали «танцующий
сапог», в общем, испытали «тимбилдинг» на себе.
- В одну команду нас объединил конкурс, - отметила Светлана, - он дал нам
возможность поближе узнать друг друга, познакомиться, и это здорово!
Играем в театр
Театру теней посвятила свой мастер-класс Анна
Васина, воспитатель д/с№1 «Сказка». Она показала коллегам, как можно
создать свой мини-театр из простых материалов. Для мастер-класса понадобились
крышка от картонной коробки с вырезанной серединой – будущий экран, лист кальки,
источник света, например, фонарик или настольная лампа, куклы-силуэты на
палочках, бумажные декорации. Каждая участница спроектировала свой театр, а
затем Анна Васина предложила коллегам попробовать себя на большой сцене
актового зала школы №1. Помощницы воспитателя внесли белую ширму выше
человеческого роста с уже обозначенными бумажными декорациями. А участницы
сыграли героев сказки – ежа, ворону, зайца, медведя и яблоко. Несмотря на драматизм
истории, получилось очень смешно, и актёров наградили заслуженными
аплодисментами.
- Театр нужен и детям, и взрослым, потому что это всегда встреча с чудом, -
подвела итог выступления Анна Васина.
***
Впереди
у воспитателей и учителей важный заключительный этап конкурса, который и
определит победителя, но уже сейчас ясно – каждый из участников уже в числе
победителей, потому что, во-первых, нашёл в себе силы выступать на сцене, а,
во-вторых, приобрёл друзей, яркий опыт и бесценные эмоции, которые могут
вдохновить на новые начинания.
Е.СЕМЯНИЩЕВА.