14
февраля в актовом зале школы №1 состоялся третий тур конкурса «Я в педагогике
нашёл своё призвание…» - «Мастер-класс». Мини-уроки для коллег перед членами
жюри и гостями мероприятия провели 7 учителей.
Педагогов поприветствовала начальник
информационно-методического отдела Л.И. Гаврикова. Людмила Ивановна отметила,
что рада видеть всех участников на каждом этапе конкурса, ведь они приходят
вдохновлённые, с новыми наработками и идеями.
Людмила Гаврикова рассказала о цели
третьего тура конкурса. Участники должны продемонстрировать уровень своего профессионального
мастерства. Каждый из учителей должен провести мини-урок для коллег в течение
15 минут. Педагоги выступают в роли учеников. «Ведущий» мастер-класса должен
рассказать и показать другим участникам технологии, приёмы и методы, которые
использует в своей работе.
- Нам очень важно увидеть индивидуальный
стиль педагогической деятельности, вашу «изюминку», как учителя. Также не
забывайте о том, что все конкурсные испытания должны быть объединены одной
красной нитью, - подчеркнула Людмила Гаврикова.
Начальник информационно-методического
отдела также отметила, что конкурсное испытание будет оцениваться по следующим
критериям: актуальность и практическая значимость мастер-класса, новизна,
оригинальность содержания, ясность, последовательность и доступность изложения,
обучающий характер, ценность и методическое обоснование предлагаемых способов
обучения, профессиональная компетентность, способность к импровизации,
коммуникативная культура.
Перед стартом мастер-классов Людмила
Ивановна пожелала всем участникам удачи и самообладания.
Единственным
представителем сильного пола в «команде» педагогов был учитель физической
культуры Шайковской школы №1 Кирилл
Александрович Тройнятников. Ему выпало право первому дать мастер-класс для
коллег. И это хорошо, ведь напряжённые педагоги во время его мини-урока смогли
немного отвлечься: размяться и повеселиться.
Тему
мастер-класса Кирилл Александрович определил как «Урок физкультуры – аксиома
жизни». Взяв инициативу в свои руки, он поинтересовался у коллег, с чего должен
начинаться урок физкультуры. Выслушав варианты, он назвал правильный – с
движения.
Молодой
учитель предложил присутствующим насытить мозг кислородом, повысить
работоспособность, выполняя самые простые упражнения дыхательной гимнастики.
При этом они сопровождались забавными комментариями.
Когда
время подошло к разминке, Кирилл Александрович рассказал, что его ученики
выполняют её самостоятельно, используя самые различные жизненные ситуации. Например,
они становятся «первобытными людьми», «роботами» и другими персонажами
Учитель
физкультуры предложил участникам выполнить несложные упражнения, отправившись
на футбольный матч сборной России с семьёй.
Активно
и весело педагоги выполняли упражнение «Зеркало», ловко делали релаксирующие
упражнения с мячом. Всё это дружно и под музыку.
В
завершение мастер-класса молодой учитель выразил надежду, что педагоги смогут
использовать его наработки на своих уроках, во внеурочной деятельности и дома
во время зарядки.
Темой
урока Виктории Александровны Грибовой –
учителя русского языка и литературы школы №2 им. генерала армии В.И. Исакова -
стало «Формирование познавательной активности на уроках гуманитарного цикла». Она
была подана очень интересно и доступно.
Учитель
начала с высказывания Марка Фабия Квинтилиана: «Нужно стараться, чтобы нас не
только понимали, но и не могли не понять».
Педагог
отметила, что проблема, обозначенная в цитате, очень актуальна, особенно для
школьников. Ведь, к сожалению, современные дети получают образец речи из
социальных сетей и просмотра различных видеохостингов.
- Недочёты
устной и письменной речи можно извлечь, привив детям любовь к русскому языку и
литературе, - высказала своё мнение молодой учитель.
После
чего она познакомила коллег с тремя направлениями своей деятельности, которые
помогают повысить познавательную активность детей на уроках: повышение
мотивации к изучению русского языка, связь русского языка с литературой,
коммуникативный принцип обучения русскому языку.
Для
начала педагог привела пример диалога детей из социальных сетей с
использованием «эмодзи» (язык идеограмм и смайликов, используемый в
электронных сообщениях и веб-страницах), который предложила расшифровать, с чем
учителя прекрасно справились.
Взяв
примеры из литературы, Виктория Александровна при помощи приёма «Ёлочка
ассоциаций» объяснила значения нескольких устаревших слов. Затем познакомила
коллег с методическим приёмом технологии критического мышления «ПОПС» (позиция,
объяснение, примеры и следствие).
- Язык
— это большое народное сокровище. Его нельзя не уважать, как нельзя не уважать
родной народ, - словами Ивана Мележа завершила мастер-класс молодой учитель.
Со своими
универсальными приёмами коллег познакомила учитель истории и обществознания
Больше-Желтоуховской школы Людмила
Анатольевна Лёвкина.
Школьник
любого возраста – это ребёнок, которому интересно играть на уроке, поэтому в
преподавании своего предмета педагог часто использует игровые технологии. Они
направлены на закрепление пройденного материала, проверку домашнего задания,
работу в группах или парах.
Чтобы
наглядно представить используемые методы, Людмила Анатольевна предложила
педагогам поиграть в «Печатную машинку», составить «Коллективный рассказ» и
нарисовать сон-мечту. В завершение конкурсантка подарила коллегам буклеты со
своими разработками.
Мастер-класс
«Сувенир-магнитик «75 лет Великой Победы» провела учитель начальных классов
Воскресенской школы Диана Сергеевна
Семёнова. Педагог пригласила коллег в свою «творческую мастерскую», где
каждый смог попробовать свои силы в декупаже. Участники урока с интересом
овладевали необычной техникой, пошагово повторяя за Дианой Семёновной все
действия.
На
память об уроке каждый учитель оставил себе магнитик, выполненный своими
руками, члены жюри тоже не остались без сувенира – об этом позаботилась учитель
Воскресенской школы, вручив им заранее подготовленные поделки.
-
Знаете ли вы физику? – задала вопрос участникам конкурса Людмила Сергеевна Макарова – учитель физики школы №1 им. А.С.
Шелаева - в начале своего мастер-класса.
Как оказалось, незнающих оказалось большинство.
Она
постаралась просто преподать свой урок, заинтересовать коллег и рассказать о
важности знания базового уровня предмета.
-
Человек уникален, тело человека в совершенстве знает законы физики с самого
детства, - отметила конкурсантка.
Педагог
рассказала о трендах образования: формирование гибкого мышления, разрешение проблем
и противоречий, принятие ответственности. Для этого она отметила необходимость
осваивания современных технологий.
Людмила
Сергеевна познакомила коллег с форсайт-технологией - инновационной технологией
построения видения будущего как уже прошедшего. Форсайт нужен для повышения
качества принимаемых в настоящий момент решений и для ускорения достижения
желаемого результата.
Составила
вместе с учителями опорную схему - карту времени. Педагоги в группах проверяли,
как работают методы форсайта: креативность, экспертиза, доказательность и
взаимодействие. Для этого Людмила Макарова выбрала тренд - снижение количества
учащихся, обладающих гибким мышлением.
Людмила
Сергеевна моделировала ситуацию, активно включая в работу участников конкурса. Она
выдвигала гипотезу, учителя опровергали или подтверждали её.
Был
представлен ещё один интересный метод - педагоги без слов должны были
изобразить физические явления или термины: «Закон Архимеда», «Три состояния
воды» и «Сообщающиеся сосуды».
В
завершение Людмила Сергеевна предложила педагогам использовать свою методику на
других уроках и пожелала всем учителям удачных форсайтов.
Учитель
начальных классов школы №5 Наталья
Петровна Шилова начала мастер-класс с притчи «Каким должен быть человек».
На своём уроке она подробно рассказала о том, какие здоровьесберегающие
технологии использует в работе, а после поделилась наработками с коллегами. Она
представила приёмы: «Волшебная шляпа», «Собери картинку», «Валеологическая
учебно-воспитательная работа». А также познакомила коллег с су-джок терапией.
Вместе
педагоги определили, что нужно для здоровья ребёнка.
В
завершение урока Наталья Петровна передала учителям и членам жюри подарки,
выполненные учениками 2-го класса.
Завершила
очный тур для учителей Ирина Геннадьевна
Новикова - учитель иностранного языка Кировского лицея. Она открыла свой
мастер-класс забавной историей о двух иностранцах. После чего поинтересовалась,
были ли у её коллег ситуации с непониманием иностранного языка.
Ирина
Новикова отметила, что потребность в знании языка возрастает с каждым днём. Один
из самых простых и эффективных методов изучения иностранных слов – языковая
догадка. Ирина Геннадьевна на своём мастер-классе представила, как можно
применить его в повседневной жизни.
Учитель
предложила коллегам отправиться в Париж. Ирина Геннадьевна отметила, что в
нашем языке около двух тысяч слов заимствованы из французского.
Она
привела десяток слов по звучанию очень близких к нашим, а учителя с лёгкостью
их переводили. Затем педагог пригласила всех на «шоппинг». С помощью
подготовленных шпаргалок, а также языковой догадки, учителя смогли ответить
Ирине Геннадьевне на французском, что бы они хотели приобрести за границей.
На
память коллегам учитель вручила буклетик с названиями косметических средств на
французском языке, транскрипцией и переводом.
В
завершение мастер-классов Людмила Ивановна Гаврикова поблагодарила педагогов за
прекрасные уроки, замечательный опыт и рассказала об очередной встрече.
Сегодня на сцене Молодёжного культурного центра воспитатели и учителя
встретились на четвёртом заключительном этапе конкурса «Я в педагогике нашёл
своё призвание…» - «Педагог – профессия творческая». Подробнее о нём и о
победителях в разных номинациях мы расскажем в следующем номере нашей газеты.
Ольга
МАЛЬЦЕВА.