Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…
В.А.
Сухомлинский.
Одна
из главных проблем современности - это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать
идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро,
а где зло. Настоящие духовные ценности часто подменяются ложными. В связи с этим растёт значение духовно-нравственного воспитания
подрастающего поколения в семье и школе.
Воспитание
всестороннего и гармонически развитого человека невозможно без решения задач
духовно-нравственного воспитания. Маленький человек - большое счастье. Когда в
кроватке посапывает малыш, его ничто не беспокоит. Каким вырастет этот малыш,
зависит, в первую очередь, от семейного окружения. Но и каждому школьному учителю необходимо помнить о большой ответственности за
воспитание достойного человека. Семья и школа - это важные социальные
институты, формирующие духовно- нравственные ценности у детей, а тесное
взаимодействие педагогов и родителей даёт плодотворный результат.
Основная
цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе - это создание
эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников.
Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры.
Именно мы, взрослые, можем указать ребёнку путь к добру, созиданию, свету. От
того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.
В
нашей школе сложилась определенная система совместной работы с родителями по вопросам духовно-нравственного
воспитания. В планы воспитательной
работы классные руководители
традиционно вносят классные часы духовно-нравственной направленности с приглашением родителей, проходят
диспуты "Что значит быть неравнодушным?", "Что значит быть
настоящим человеком?", деловая
игра "Кнуты и пряники Домостроя", устный журнал "Основы счастливой семьи" и т.д. В школе стали традиционными
акции: "Ветеран живёт рядом",
"Пасхальный подарок",
"Чудеса на Рождество", "От сердца к сердцу", "Зов о
помощи", "Поможем пернатому другу". Эти мероприятия не только
интересны детям и родителям, но и способствуют формированию таких нравственных
ценностей, как сострадание, уважение,
признание собственных ошибок, трудолюбие и ответственность.
Семья
- первоначальная ячейка общества. Очень важно, чтобы каждый ребёнок гордился
своей семьёй, осознавал то, что каждая семья индивидуальна и неповторима.
Поэтому значимое место в образовательном процессе нашей школы отводится
изучению традиций семьи. Их необходимо знать, почитать и приумножать. В
начальной школе учителя показывают детям, как составить историю своей семьи и
оформить её в виде книжечки. Каждому члену семьи отводится страничка, и
записываются сведения о папе и маме, сестрах и братьях, бабушках, дедушках,
дядях и тетях, близких и дорогих людях. В 5 классе дети совместно с
родителями трудятся над составлением
своего генеалогического древа. Старшеклассники более подробно изучают достижения своих предков,
описывают их биографии, собирают
документы. Помогают детям в этой работе их родители, что способствует сближению
членов семьи, сохранению памяти о своих предках.
Современных
детей трудно приучить к чтению, а ведь книги - кладезь опыта и
мудрости. В решении этого вопроса нам помог отец Дионисий, настоятель храма,
освещённого в честь Николая Чудотворца, микрорайона Жилино. Для привлечения
детей в мир православных книг он посоветовал пригласить родителей на круглый
стол и обсудить тему "Что читают
наши дети". Родители познакомились с православной литературой для взрослых и детей. Была оформлена
выставка книг. Некоторые родители попросили книги для прочтения в кругу семьи,
а потом стали постоянными читателями православной школьной библиотеки. Затем был прове-дён "Час чтения", в котором участвовали дети, родители и учитель. Особый интерес вызвало
обсуждение прочитанных книг.
Отец
Дионисий является частым гостем в нашей школе. Он посещает школьные праздники,
посвященные Дню православной книги, Дню славянской письменности, выставки
"Пасха Христова", "Вифлеемская звезда", "Красота
Божьего мира".
Подобные
мероприятия очень нравятся детям, они с
интересом общаются с батюшкой, а потом рассказывают об этом дома.
Родителям
и педагогам необходимо помнить о том, что если дети растут в атмосфере любви, понимания, защищённости, то во
взрослой жизни они создадут вокруг себя такую же благополучную среду, с
уважением и терпением будут относиться к окружающим людям, к своим детям. Перед
взрослыми стоит ответственная задача по формированию у детей особого
мировоззрения, которое позволит им жить в ладу с собой и с близкими людьми,
выполнять общечеловеческие нормы поведения. Нравственные качества не появляются
сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет семья и школа.
Наталья Леонидова,
директор школы;
Наталья Киселева,
заместитель директора по воспитательной работе;
Оксана Романова, заместитель директора по
учебно-воспитательной работе.