В связи со сложившейся ситуацией по распространению коронавирусной инфекции в последнее время всё чаще возникает вопрос, как справиться с тревогой, страхом, паникой, которые то и дело возникают в душе? И если нелегко нам, взрослым, то что делать детям? Как же быть им со своей ещё не окрепшей психикой? Ведь они также окунулись в этот совсем непривычный для них образ жизни. И им гораздо тяжелее понять, почему же нужно оставаться дома, когда за окном весна, и ролики с велосипедом давно пылятся в кладовке.
Как
же вести себя нам, взрослым, со своими детьми? Как помочь ребёнку и поддержать его
в период самоизоляции?
В
первую очередь, как ни парадоксально бы это звучало, но необходимо позаботиться
о себе. Если мы будем испытывать постоянное напряжение, раздражение, чувство
тревоги, это конечно же будут чувствовать наши дети. Поэтому очень важно для
начала привести свои чувства в порядок. Постарайтесь воспринимать ситуацию
реально, не усугубляя и не накручивая её. Чтобы ребенок чувствовал себя
комфортно, необходимо придерживаться некоторых простых правил.
1.
Чтобы
снизить тревогу, расскажите ребёнку об основных правилах профилактики. Без излишних подробностей.
2.
Не
поддерживайте ребёнка в его поисках новой «ужасающей» информации. Учите его
пользоваться только официальными
сайтами.
3.
Делайте
всё, чтобы снизить негативные эмоциональные переживания ребёнка. Если всё же
ребёнок испытывает чувство страха, обязательно выслушайте его и обсудите детально
все его переживания. Постарайтесь быть внимательным к своему ребёнку.
4.
Поддержите
детей при переходе на дистанционное обучение. Основная родительская «головная
боль» – это помочь ребёнку освоить этот новый формат взаимодействия между ним и
школой. Для этого совершенно необходимо вам самим разобраться во всех этих
тонкостях. Детально и вдумчиво изучите все рекомендации, полученные и вновь
поступающие от образовательной организации. Если что-то не получается,
постарайтесь поменьше раздражаться. Важно поддерживать позитивный настрой на
обучение у ребёнка, даже если оно дистанционное. Ведь вряд ли кричащая мать и
беспорядочно нажимающий на клавиатуру отец будут этому способствовать.
5.
Найдите
для ребёнка новые дополнительные занятия, например, утренняя гимнастика, пение
и т.д. Но не пытайтесь заполнить собой всё время ребенка. И ему, и вам
необходимо делать перерывы от общества друг друга. Взрослому - для отдыха и для
занятия своими делами, ребёнку - для формирования самостоятельности.
6.
Совершенно
необходимо восполнить дефицит двигательной активности ребёнка. Детям её сейчас катастрофически
не хватает. Если раньше ребёнок мог гулять во дворе, ходить в образовательное
учреждение, бегать на физкультуре или в догонялки после школы, то сейчас дети
лишены такой возможности. Поэтому не будьте слишком строги, если ваше «чадо»
решит поиграть в «индейца Джо» или просто попрыгать на кровати. Для развития
ребёнок должен быть активным и подвижным.
7.
Рассмотрите
для себя и ребёнка возможности в приобретении новых знаний и навыков в это
время. Например, если речь идёт о подростке, то для него открывается
возможность освоить новые навыки. Например, начать вести свой собственный блог.
Для взрослых же – стать ближе к своим детям, освоив, наконец, «эти их гаджеты».
Здоровья вам и вашим близким!
Ирина Ковалюк, педагог-психолог МКУ «Центр ППМС помощи».