Досточтимым
пастырям, священно- и церковнослужителям и всем верным чадам Русской
Православной Церкви в пределах Песоченской епархии.
Христос Воскресе!
Приветствуя друг друга этими радостными
словами, мы не только выражаем радость о Воскресшем Спасителе, но и исповедуем
нашу веру в будущее всеобщее Воскресение и вечную жизнь.
Христос снизошёл на землю не ради Своего
блага, напротив, Он добровольно лишил себя небесного блаженства, оставив
престол славы ради блага всех людей, которых Он призывает к вечной радости. «Придите
ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Он
прошёл скорбный путь на земле, принял крестную смерть и победив смерть,
воскрес.
Своей крестной смертью Христос не только
показал, но и доказал Свою безграничную любовь к человеку. «Всякое другое средство спасения
человечества, - писал игумен Никон (Воробьёв),-не было бы так убедительно для сердца
падшего человека, как Воплощение и распятие». Своим Воскресением Христос
подтвердил истинность, учения о том, что он Бог, что у людей есть вечная душа и
существует будущая жизнь. Своим Воскресением Он утверждает, что принесённая Им
жертва за грехи всего мира принята и Его
воля такова, чтобы верующие в Него наследовали небесные обители в доме Отца
Его, которые Он «уготовал любящим Его» (Ин. 14:2).
А кто любит Бога? Тот, кто исполняет Его
заповеди. «Если любите Меня,- говорит Господь, - соблюдайте Мои заповеди» (Ин.
147:15). И тот, кто соблюдает Его заповеди, получает благо уже здесь на
земле, а потом и на небе. Кто- то может подумать: «Если Бог так любит людей,
почему Он сейчас допустил страшную пандемию коронавируса?». Какова причина этой
пагубы? Попытаюсь дать ответ на этот вопрос.
Наш мир устроен закономерно на различных
уровнях: физическом, психическом и духовном. Самый высокий – духовный и он оказывает
воздействие на психический и физический. И если происходит нарушение духовных
законов, это, непременно, отражается и на материальном уровне. Святитель
Игнатий Брянчанинов писал: «Падение
нравственное всегда предшествует расстройству гражданскому, предвещает его».Святитель Иоанн Златоуст писал: «Ищи
будущих благ – и получишь настоящие». В Евангелии сказано: «Ищите
же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится Вам» (Мф.6:33). Приложится
всё необходимое в материальной жизни. Это закон твёрдый и неизменный. И
наоборот, при нарушении заповедей мы потерпим вред на земле.
В истории любого народа можно найти
множество случаев, подтверждающих правоту высказывания святителя Игнатия.
Приведу пример из недавней истории нашего Отечества. Накануне Великой
Отечественной войны в армии была проведена чистка кадров, а в стране компания
по борьбе с вредителями и «пятилетка безбожия». Все это было организовано с
большевицким размахом и энергией. В результате пострадали сотни тысяч
неповинных людей, а десятки тысяч были расстреляны.
Мудрый старец, духовник трёх Патриархов и
братии Троицкой Сергиевой Лавры, прошедший всю Великую Отечественную войну,
архимандрит Кирилл, причиной этой ужасной трагедии считал падение
нравственности в нашей стране. Он говорил: «Великая
и страшная Отечественная война была попущена Самим Господом за наше отступление
от Бога, за наше нарушение нравственного закона Божия и за то, что пытались в
России покончить с религией, с верой, с Церковью».
Для того, чтобы на земле люди были спокойны и счастливы, надо соблюдать
заповеди Божии. Господь призывает нас исправить внутреннее, а потом, как
следствие, исцелиться и внешне, ибо: «Из сердца исходят злые помыслы,
убийства,
прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления «(Мф. 15:19). Наши предки это
хорошо знали, и когда случалась какая- либо беда,
они
в своих летописях, описывая трагическое событие, всегда начинали словами: «грех наших ради…», то есть они
понимали, что первопричина любой беды – нарушение заповедей Божиих. Для
прекращения лихолетья призывали народ к покаянию, то есть к исправлению жизни,
или иначе, к жизни по заповедям Евангелия.
Архимандрит Кирилл продолжает: «Мы видим, что война действительно
обратила людей к вере и правители совсем по-иному отнеслись к Церкви, в
особенности, когда вышло решение об открытии храмов. Это несомненно, подвигло
милость Божию к нашей стране, к нашей Церкви, к нашим людям. Люди не видят Бога
и не знают. Но связь невидимого мира с миром вещественным непосредственная.
Господь и нужных людей воздвигает и даёт им опыт и мужество..». А у
фашистских захватчиков, за их бесчисленные злодеяния на временно оккупированной
территории, ситуация изменилась к худшему. Архимандрит Кирилл приводит слова
Г.К. Жукова: «Мы не узнавали некоторых
немецких генералов. Они опытные военачальники стали делать крупные ошибки одну
за другой. А мы стали продвигаться шаг за шагом вперёд».
Первая и главная христианская заповедь о
любви к Богу и ближнему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем
твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая
заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на
сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.» (Мф. 22.37:40).К сожалению, этот закон бесцеремонно попирается в цивилизованном мире, который
исполнен сребролюбия, корысти, лицемерия, лукавства, зависти, обмана, ненависти
и т. д. Люди потеряли любовь не только к Богу, но друг к другу. А Господь даёт
нам пример любви ко всем без исключения. «Он повелевает солнцу Своему восходить над
злыми и добрыми…» (МФ. 5:45) и людям заповедовал любить всех без
исключения: праведников и грешников, бедных и богатых, простецов и мудрецов,
друзей и врагов.
Кто-то может подумать: «Как я могу любить врагов, когда и друзей не умею
любить? Это заповедь выше моих сил! Я её исполнить не могу и не буду думать
об
этом». Если не можем исполнить её в полном объеме, то понудим сделать то, что в
наших силах: постараемся не мстить врагам, воздержимся говорить плохое о них,
не будем их осуждать. И это будет делом любви, хотя и несовершенной. И это будет первым шагом на пути к высшей любви.
Преподобный Исаак Сирин писал: «Не
переставай радеть о добре, но побеждаемый снова вставай на борьбу…Не прекращай
борьбы до самой смерти… Лучше быть нам осуждёнными за некоторые дела, а не за оставление
всего».
Святой Иоанн Богослов написал: «Бог есть любовь» (1Ин.4:8), то есть
Его сущность - любовь, значит всё, что Он делает, Он делает из любви к людям,
ради их блага. Его любовь и
всемогущество допускает совершиться с нами только тому, что в конечном итоге,
должно послужить к нашему благу. Апостол Павел писал: «Любящим Бога всё содействует ко
благу» (Рим. 8:28). Значит, и
эта напасть попущена для нашего исцеления. С одной стороны, можно радоваться
этому, значит мы живы. Умерших не лечат, лечат только больных. С другой
стороны, такое сильное лекарство говорит о том, что мы больны серьёзной
болезнью, коль скоро применено столь сильное средство для оздоровления.
Пандемия
полезна тем, что многих встряхнула, разбудила, заставила задуматься о смысле
жизни, прислушаться к голосу совести, откликнуться на доводы разума о существовании
Бога и бессмертной души, обратиться от грехов к добродетели.
Господь уже не раз призывал нас к покаянию
через дефолт, эпидемии птичьего и свиного гриппа, атипичной пневмонии,
экономических кризисов и т. д. К сожалению, эти призывы не были услышаны. Мы не
исправились. Так давайте сейчас сделаем правильные выводы и примем верное
решение, сделав
спасительные шаги на встречу к Богу через
покаяние. Шиллер писал: «Чего не исцеляет
лекарство, исцеляет железо, чего не исцеляет железо, исцеляет огонь».
На вопрос: «Достаточно ли одного праведника для умилостивления Бога?- святой
Епифаний Кипрский ответил: «Бог сказал:«Если
найдёте одного человека, соблюдающего правду и ищущего
истину и милостив буду всему народу»(ср.Иер. 5:1). Тем более Господь
умилосердится, если весь народ покается и обратится к Богу.
Господь, будучи милостивым, увидев наше живое покаяние и исправление,
сменит гнев на милость и избавит нас от смертоносной язвы, как это много раз
бывало и в истории нашего народа и других народов. «Он милует,- писал премудрый Сирах, - принимающих
вразумление и усердие, обращающихся к закону Его» (Сир. 18:14).
Если мы всем сердцем обратимся к Богу, завершатся печальные дни пандемии,
вновь наступят радостные, светлые времена. И вновь мы возликуем и от всего сердца, из глубины души, мы с твёрдой верой
воскликнем:
«Воистину воскресе Христос!»
АРХИЕПИСКОП ПЕСОЧЕНСКИЙ И ЮХНОВСКИЙ МАКСИМИЛИАН.