Сегодня: Четверг 2 мая 2024 г.

ВЕТЕР ПЕРЕМЕН. ЧТО ОН НАМ НЕСЁТ?

46-48 24 апреля 2020 г.

Две стороны медали

Помните, как пела известная няня Мэри Поппинс в своей замечательной песне? «Он придёт, он будет добрый, ласковый - ветер перемен»… Наверное, сейчас подавляющее большинство из вас усмехнутся с сожалением… Тот ветер перемен, который подул не только в России, но и во всём мире, несёт разочарование и тревогу. Но давайте попробуем посмотреть на эту ситуацию по-иному. Ведь все события и перемены, которые происходят с нами в жизни, имеют две стороны. Абсолютно все… Перемены не бывают только хорошими или только плохими. При всей внешней видимости положительного или отрицательного. Всё зависит от нашего восприятия. От того, на чём мы делаем акценты. К примеру, замечательное событие – свадьба (для многих, во всяком случае). И нам кажется, что в факте рождения семьи – только «плюсы». Не спорю. Но есть и оборотная сторона: появление новых (не всегда желаемых!) обязанностей, ответственности, новые родственники ( не все из них вам могут нравиться) и т.д. Или покупка новой машины. Вроде бы только положительное… Но мы забываем о растущих ценах на бензин, всевозможных поломках и не всегда дешёвых запчастях, возможности угона и т.д. Расходы однозначно вырастут. Просто, когда человек чего-то сильно ждёт, он не обращает на эти «минусы» внимания. И в то же время, когда случается событие с преобладающим негативным «колоритом», мы забываем, что у него тоже есть положительная (или ресурсная) сторона. То, что происходит сейчас со всеми нами (самоизоляция), также имеет две стороны. И если негативную сторону, безусловно, знает и замечает каждый (неопределённость, снижение уровня доходов, тревога и волнение за будущее, отсутствие тех радостей, которые мы получали ранее, посещая различные места), то на ресурс этой ситуации мало кто обращает внимание. Я рискну!

А нужно ли спешить?

И первое, на чём я акцентирую ваше внимание, – это принятие того факта, что никогда больше для всех нас жизнь не будет прежней. Этот период, который мы сейчас проживаем, скажется и на ситуации в стране, и на вашей личной жизни. И с этим, я думаю, спорить никто не будет… Мы остановились, я бы сказала, даже очень резко затормозили. Если подбирать к происходящему образ или метафору, то приходит вот что: вы бежали к какой-то своей цели, бежали быстро, не оглядываясь особо на происходящее. И внезапно со всего хода «влетели» в прозрачную стеклянную стену, непонятно откуда взявшуюся на вашем пути. Вы, безусловно, пойдёте дальше, но будете делать это с большей осторожностью, помня о полученных неприятных ощущениях. Может быть, вы в дальнейшем и наберёте скорость, но это будет не сразу, ведь вы травмировались. И ваш путь будет более продуманным. Может даже возникнуть сомнение в верности поставленной цели (нужно ли мне было туда, куда я так спешил?).

Что ж, приглашаю вас поразмышлять, какие же ресурсы несёт эта ситуация… Что мы приобретём (или приобретаем) благодаря ей.

Самое важное, что произошло в связи с известными событиями, – это высвободившееся время, которое, как мне кажется, необходимо потратить для размышлений и анализа. На них часто нет достаточных сил и времени. Но это очень важно! Переоценка, переосмысление помогают нам понять, верной ли дорогой мы идём, те ли ценности считаем значимыми. Да и вообще, поразмышлять о смысле жизни. Для чего я живу? Что созидаю? Время на это у нас сейчас появилось. Давайте его использовать!

С добротой друг к другу

И я предлагаю подумать о том, отдаём ли мы должное тем людям, которые (как оказалось!) облегчают нашу жизнь, делают её насыщеннее и интереснее. Я имею в виду тех, кто окружает нас, оказывает различные услуги, которыми мы, зачастую, непонятно по каким причинам, недовольны, ходим жаловаться, пишем письма в вышестоящие инстанции... Сейчас, оказавшись в изоляции, лишённые всех этих услуг, наверняка думаем о том, когда же всё восстановится! Конечно, сюда попадает и деятельность образовательных организаций, которые сейчас осуществляют-таки процесс, но(!) в дистанционной форме. И дети дома целый день с родителями (или одни, если родители работают). Правда ведь, было здорово, когда ваши дети были под присмотром добрую половину времени, их обучали и воспитывали опытные педагоги? Но много ли раз вы говорили им простое «спасибо»? Или чаще ругали за непрофессионализм и «не такое» отношение к вашим детям? И вот вы оказались в ситуации, когда дети всецело только в вашем распоряжении. И какие сейчас ощущения? Предположу, что не всегда приятные. Одно дело – воспитывать только вечером, а другое – целый день. Да ещё и учить… Сейчас вы оказались в роли этих педагогов и наверняка понимаете, как же сложно объяснить что-то даже своему ребёнку. О чем уж говорить, когда их тридцать, и они все разные! Согласитесь, педагоги и воспитатели, работники дополнительного образования – это те люди, которые помогали нам. И никак иначе. Помощь не бывает идеальной, в ней возможны недочёты и мелкие промахи. Но все же это помощь. Благодарите их за это, а те недовольства, которые у вас появляются, лучше решать при помощи конструктивного диалога, но никак не нападок. Когда оказывают помощь, не стоит искать в ней что-то отрицательное. Можно быть советчиком, со-действователем, но не критиком. Представьте, что вы помогаете кому-либо сделать что-то. И у вас исключительно добрые намерения. Вы вкладываете в это время и душу. А вас начинают критиковать, мол, можно было и получше и т.д. Захочется ли вам снова оказывать эту помощь? Думаю, вряд ли. Да, можно сказать, что это профессиональные обязанности этих людей. Безусловно, но это никак не отменяет простой человеческой благодарности (и понимания). То же самое касается и всех иных учреждений, людей, которые присутствовали в нашей жизни, давали нам отдохнуть, стать красивыми, что-то приобрести… Они сейчас не в доступе, и я лично понимаю, как мне этого не хватает! Сходила бы с удовольствием в кино, но нет, всё закрыто…И не думала, как это важно для меня! Но как хорошо, что у нас в Кирове появился кинотеатр, где можно на большом экране посмотреть фильм! Спасибо, что он есть!

Самоизоляция - старт для развития

Ещё один важный момент, который возникает благодаря данной ситуации, - это проверка нас на прочность, на нашу личностную стратегию (простите, но хочется сказать красиво!). Есть ли в нашей жизни место самосовершенствованию и росту? Те, кто уделял внимание своему развитию (чтению книг, обучению и т.д.) сейчас оказались в более выигрышной ситуации. Они продолжают использовать освободившееся время ещё с большей пользой для себя. И, кстати, те люди, которые легко могут самоорганизовываться, проводить много времени в одиночку, сейчас, как говорится, «на коне». Еще раз обращу ваше внимание на тот факт, что всё относительно… Относительно того, где мы с вами оказались. Так что наступило самое удобное время проанализировать, есть ли в вашей жизни самообразование, саморазвитие, наметить для себя что-то новое, что интересно освоить…

Кстати, сейчас можно приблизиться к молодому поколению и начать осваивать интернет и гаджеты. Раньше мы поражались, как же могут дети целый день сидеть за компьютером и не выходить из дома? У нас сейчас такая же ситуация. Попробуйте поучиться этому у детей! В интернете много возможностей, очень даже полезных. К примеру, наши педагоги, которые не очень охотно применяли он-лайн технологии в обучении, сейчас осваивают это с космической скоростью. Мне, например, многое нравится, и я оставлю это в своей жизни после завершения режима самоизоляции. И, кстати, подобные интересы сблизят вас и ребёнка.

И еще… Происходящее – это как лакмусовая бумага, которая позволит нам переоценить те отношения, которые есть у нас. Что вас сближает с вашими друзьями? Какие общие интересы есть у членов вашей семьи? Как вы можете проводить время вместе? Или вы жили, встречаясь с утра за завтраком и вечером за ужином? То, что вас объединяет – это то, на чём держится ваша семья. Попробуйте найти что-то общее, чем вы можете заниматься, и развивайте это.

Или вот ещё один ресурсный момент. В данной ситуации очень полезно начать развивать навыки самоорганизации у себя и прививать их ребёнку. Раньше на это всегда не хватало времени. Теперь же можно поэтапно обучать ребёнка контролировать и выстраивать собственную деятельность и корректировать её. Вы можете помочь ребёнку ставить цели, планировать время и последовательность действий. Навык, развивающийся подконтрольно хотя бы в течение двух-трёх недель, обязательно принесёт свои плоды. Потом и до автоматизма дойдет!

Ветер перемен принёс совершенно новые реалии. И не всегда они отрицательные. Помните об этом! И ищите ресурсы во всём, что с вами происходит.

Елена Овчинникова,

педагог-психолог МКУ «Центр ППМС помощи».