Сегодня: Вторник 23 апреля 2024 г.

Серьёзный разговор о наркотиках

№№58-60 22 мая 2020 г.

Разговор о наркотиках также серьёзен,

как и серьёзен разговор о самой жизни (авт.)

Сказка – ложь, да в ней намёк…

Начну этот серьёзный разговор с несерьёзного… Расскажу вам, уважаемые читатели, одну фантастическую историю. Жили-были три закадычных друга: табак, алкоголь и наркотик. И захотелось им стать самыми важными во всём мире, влиять на решения людей, править их чувствами и желаниями. Собрались они и стали думать, как же можно этой цели достичь. Табак решил подобраться к людям незаметно, стать таким своеобразным атрибутом значимости, «крутости» (не случайно во многих фильмах очень смелые, решительные герои откровенно «дымят» в кадре!). Алкоголь поддержал это предложение и придумал ещё один ход: внедриться в общество, стать неким таким социальным предметом (пусть, мол, без него ни один праздник или грустное событие не обходится!). А вот наркотик крепко задумался и сказал: «Может, это и решение, но я не очень хочу общественного признания, я желаю иметь полную власть над умами людей. Чтобы, познакомившись однажды, они уже не представляли свою жизнь без меня. И ради меня были готовы буквально на всё!» Так и случилось. Распределились друзья по всему свету. И теперь табак – это некий признак взрослости и значимости, алкоголь – спутник всех жизненных событий, а наркотик – властелин ума и души уже после первого знакомства с ним. Вот такая история. Но, может быть, не совсем фантастическая… Скорее, реальная!

Поговорим о зависимости

Эти «спутники» сопровождают нас всю жизнь. Всю жизнь происходит незримая (или зримая) борьба с искушением попробовать, принять. Подпустить к себе этого мнимого «друга», который окутывает, словно пледом, надолго прилипает к тебе, властвуя над сознанием. И всему этому есть общее название – аддиктивное (или зависимое) поведение (если уж говорить терминами). Именно зависимое, потому что знакомство с этими «друзьями» превращает человека в их безоговорочного раба. Что же такое это зависимое поведение? Если говорить проще, то это, как круговорот, как определённый цикл, который может быть разным по продолжительности. Формируется оно в течение какого-то промежутка времени (иногда очень короткого!). Вначале появляется внутреннее желание, которое не слишком и осознаётся, дальше оно усиливается, появляется напряжение, затем наступает ожидание и поиск объекта своих мечтаний, употребление, получение неких ощущений и переживаний от этого, расслабление и…. опять все заново! Кроме того, происходит постепенное нарастание и количества употребляемого (так называемое привыкание). Чтобы избавиться от цикла, необходимо разорвать цепочку, но сделать это очень и очень сложно! Требуется серьезное вмешательство, в первую очередь, медицинское. Ведь неслучайно последствия этих зависимостей внесены в международную классификацию болезней в качестве психических и поведенческих расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ. Да и отказ от употребления приводит к определённым изменениям в организме, ломке, которая очень трудно переносится без поддержки.

Кстати, ещё один термин, который часто встречается в средствах массовой информации, в каких-либо методических пособиях, специализированной литературе – психоактивные вещества. Да и вы его, наверняка, слышали. Психоактивные вещества – это вещества, которые влияют на нашу психику, изменяют настроение, сознание. Как и те «друзья» из фантастической сказки: табак, алкоголь и наркотики. Они изменяют сознание, поведение, общий эмоциональный фон, переворачивают всё в нашей голове. Именно психоактивные вещества и формируют зависимость. И физическую, и психическую. Да ещё и социальную. Вы уже не представляете себя без того окружения, которое поддерживает ваше употребление либо разделяет его. Есть те вещества, которые так или иначе приняты в нашем обществе: табак и алкоголь. Да, об отказе от них нужно вести отдельный разговор. И как трудно справляться с тем, что, в принципе, позволено (с ограничениями, но присутствует и доступно). Но они оказывают на нас такое же изменяющее сознание воздействие. Профилактика их употребления – очень трудоёмкий процесс. Необходимо не запрещать, а обучать делать верный выбор. И есть те вещества, которые в нашем обществе категорически запрещены. Это наркотики. Действие их настолько разрушительно, что говорить о личности уже не приходится. Как сказал известный психолог и психиатр Эрик Берн: «С помощью наркотиков вы можете пережить всё, но ничего не поймёте». Вы, вроде бы, будете жить, но ваша жизнь будет изменена, вы сможете смотреть на окружающий мир только через пелену этого дурмана. Именно они, как в предложенной сказке, полностью, безоговорочно и разрушительно порабощают личность фактически после первого же приёма. И не оставляют человеку права на выбор, на избавление от этой зависимости.

Конечно, большинство из вас знают эти факты. Многие абсолютно убеждены, что все эти вещества очень и очень вредны, их лучше избегать, сохраняя собственную независимость. Тогда что же толкает людей к первому употреблению, несмотря на все страшные последствия этих действий? Особенно трагично, когда это делают наши дети. Хотя разве мало им говорят о том, что этого делать не следует? И в школе, и в учреждениях культуры, спорта. Да и с экранов телевизоров много подобных призывов. Но всё остаётся по-прежнему. Страшная статистика, которая неумолимо указывает на то, что подростки и молодёжь употребляют, «подсаживаются», становятся зависимыми! Предлагаю вам с помощью этой же самой сказки попробовать разобраться, почему именно так.

Подростковый возраст – время повышенного риска

Итак, наши подростки… То есть те, кто ещё всего лишь подрастает. Вступает на тропу взрослости. И нет в них пока ничего стабильного, окончательного, чётко сформировавшегося. Первое и самое важное в подростковом возрасте – это желание стать взрослым (я бы даже сказала, что это обострённое стремление). Всё, что связано с жизнью взрослых, для них очень и очень привлекательно. И вот оно решение! Алкоголь и табак – явные признаки взрослости (ведь до 18 не продают!). Значит, имея эти нехитрые атрибуты, они напрямую примыкают к миру взрослых! Как говорят: «Вот станешь совершеннолетним, тогда и делай свой выбор». Подросток же думает: «Как это, когда станешь?! Я уже взрослый!» И начинает искать пути приобретения и пробы.

Ещё в наших подростках велика тяга к борьбе, сопротивлению, протесту. Они фактически «ведут бой» за своё право быть такими, какими они хотят. И здесь арена ещё для одного «друга» - табака. С сигаретой – это как крутой герой. И всё. И затянуло… Да ещё и стремление избавиться от авторитетов и наставлений. Они действуют вопреки, не так, как нужно взрослым.

Если дальше рассматривать особенности подростков, то самые движущие их поведение качества – это склонность к риску, стремление к неизвестному, незрелость моральных суждений, сомнение во всём. И вот благоприятная почва и для более серьёзного и опасного пристрастия – пристрастия к наркотикам. Стремясь вырваться из-под контроля взрослых, они, как легкомысленные птички, попадают в другие силки – наркотические. И эта зависимость гораздо серьёзнее и с более трагичными последствиями, чем зависимость от родителей.

Подростки буквально «сотканы» из различных противоречий и парадоксов, которые разрывают их изнутри. Например, нестабильная самооценка (то я великий, то ничто), стремление отделиться от взрослых, но зависимость от группы, уверенность в себе и полная убежденность в собственной беспомощности… Да ещё и гормоны играют, меняя их внешность буквально на глазах. И не всегда они собой довольны. И мысли, мысли… О себе, о своей внешности, о неизвестном будущем, о том, как всё надоело, никто на меня внимания не обращает, меня никто не понимает и т.д. Добавьте еще крайнюю непримиримость и максимализм в суждениях. Представляете, как его разрывает во все стороны, что творится у него внутри! И это самая благоприятная почва для формирования зависимого поведения. Подростку важно быть признанным, принятым любой ценой. Особенно в том сообществе, которое для него сейчас важно. Это круг его знакомых, друзей, сверстников. Выстраивать же полностью последствия своего поведения они ещё не могут. Мозг ещё не до конца сформировался, особенно те его отделы, которые отвечают за планирование и контроль. Поэтому молодых очень легко взять «на слабо», на «а ты чё, не мужик?» Но помните сказку: попробовав один раз «на слабо», избавиться потом от этого крайне сложно (полная власть над умами людей!). Да и привыкание идёт гораздо быстрее, чем у взрослых. И вот уже ваш вчерашний сомневающийся в себе школьник вовсе ни в чём не сомневается… У него есть цель – найти и принять наркотик. Всё! Больше никаких целей у него нет. И быть не может. Пока зависимость не будет преодолена. И путь этот очень долог и труден…

Правильные действия родителей - залог успеха

Что ж, такой вариант завершения пути к взрослению возможен. Но есть и другой путь. Ведь все из нас были подростками, но большинство потом не стали наркоманами. Значит, выход есть! И решение есть. При всей этой дисгармонии в наших подростках. Да, они мечутся, ищут, но это естественный процесс. Вам нужно быть рядом. Перестраивать и «перекраивать» отношения. Быть другом, хорошим авторитетом (как говорили в одном фильме: «старший товарищ, неглупый и чуткий»). Быть внимательным ко всему, что происходит с вашим ребёнком. На самом деле, это очень нелегко. Наши подростки и так меняются каждый день… Уследить же за малейшими трансформациями весьма трудно. Но возможно. Нужно «поймать» опасность появления нового «друга» (наркотика) ещё на этапе подготовки к приёму. Конечно, подготовка – это условное понятие. Просто ребёнок меняется не только в плане внутренних сомнений и противостояния взрослым, а меняется кардинально в своих пристрастиях и убеждениях. Любые (я подчеркиваю – любые!) первые пробы нельзя пропускать мимо. Если ваш ребёнок пришел домой нетрезвый или с запахом табака – время бить тревогу! Нужна предельная наблюдательность, мягкое, но последовательное воздействие, смыслосодержащие разговоры и убежденность… Обязательно помогите ребёнку выстроить все последствия (детально!), в том числе и юридические, оказывающие влияние не только на него, но и на всю семью. Не следует верить, что они и так всё знают. Не знают, а если и догадываются, то к своей жизни уж точно этого не примеряют. Это их особенность. Мир для них – это пока ещё не та реальность, которая есть для нас, взрослых. Они экспериментируют с миром, пробуют понять, так ли то, что говорят им взрослые.

Но такая реакция возможна только в первый раз, когда вы столкнулись с нежелательным поведением. Второй раз – это другая тактика. Более строгая, но последовательная. Здесь уже больше уместны строгие санкции, но такие, которые не унижают достоинство ребенка и не занижают его самооценку. Но они обязательно должны быть. Какие? Решаете вы. В каждом случае это индивидуально. Вам нужно думать, ведь воспитание не может заключаться просто в обеспечении и кормлении (и уж совсем не в физическом воздействии!). Попробуйте разобраться в причинах происходящего. Что толкает подростка на это? Что в иных возможных альтернативах (спорте, увлечениях, общении) его не устраивает, не удовлетворяет его потребности? Разобравшись, вы сможете выстроить модель поведения. Используйте провокационные диалоги. Помните, как сказал герой в известной комедии Александра Серого в отношении своего спутника: «Джентльмен удачи! Украл, выпил - в тюрьму. Украл, выпил - в тюрьму. Романтика!» А его спутнику сие высказывание крайне не понравилось. Ведь оно ярко проиллюстрировало всю его банальную жизнь!

Конечно, вопрос сложнее, когда некая зависимость уже приобретена. Особенно зависимость от наркотиков. Но и здесь необходимо действовать, а не разглагольствовать! Как же распознать эти первые вестники беды? Признаков много, но есть те, которые должны однозначно вас насторожить. В первую очередь, появление новых таинственных знакомых, происхождение которых вам не совсем понятно, отказ от прежних контактов. Ребёнок не позволяет вам ни при каких обстоятельствах даже приоткрыть «завесу тайны» над его кругом общения, переписками, телефонными разговорами… Нет, если вы вошли к нему, а он разговаривает по телефону с кем-нибудь из своих хорошо известных вам знакомых, но при вашем появлении делает «круглые глаза» и просит выйти – всё в норме. Но если вы даже понять не можете, кто на том конце провода, разговоры резко прекращаются при вас – нужно насторожиться. Далее – резкие изменения в настроении и состоянии ребенка. Подчеркиваю – резкие, ничем необъяснимые, доведённые до абсурда. Только что он сидел с грустным лицом, бледный, и вдруг – резкий скачок настроения, смех, прыжки. Показательны и приступы агрессии, раздражение на пустом месте… Непонятные изменения в одежде… Не совсем экспериментирование, а, скорее, неряшливость, безразличие (ведь подросткам весьма важно то, как они выглядят). В подростковом возрасте дети больше начинают следить за собой, за одеждой, часами проводят время перед зеркалом. И, если ваш подросток абсолютно не обращает на это внимания (раньше – да, а теперь совсем перестал) - присмотритесь к нему. Кстати, пропажа денег из дома или появление непонятных сумм у подростка - тоже тревожный сигнал. Вам¸ как никому другому, доподлинно известно, откуда и что у него должно браться. Внешние признаки также важны: дрожание рук, расширенные или суженные зрачки (вне зависимости от освещения), необычный (странный!) цвет кожи, необъяснимая потливость, взгляд не концентрируется. Может часто жаловаться на боли в животе, головные боли. Кроме того, нужно обращать внимание и на пищевые привычки: слишком много пьёт, ест чрезмерное количество сладкого. Я уж и не говорю о следах от уколов! И уж совсем явный признак – появление в карманах, сумках, комнате малопонятных, странных предметов: закопчённой ложечки, пластиковых бутылок со странной конфигурацией, стеклянных пузырьков, жестяных банок с вырезанным окошком, резиновых жгутов, шприцов, игл… Это уже очень тревожный сигнал. И никакие отговорки, типа «Это моего друга» уже не должны вас останавливать. Всё, время тикает и начинает работать против вас и ребёнка. Разбирайтесь скорее и предпринимайте меры. Очень серьёзные. Начинать нужно с медиков. Никакие «разговоры по душам» здесь уже не помогут. Нужно понять, что в приобщении вашего ребёнка к этому есть львиная доля вашей вины. Не только понять, но и принять это, постараться что-либо изменить в своём поведении. Это, конечно, сделать труднее всего. Но реабилитационные программы по работе с наркозависимыми включают, в том числе, работу с ближайшим окружением, главным образом – с родителями. Родители же часто уходят в отрицание: мы все делали верно, это у него такие друзья, особенности, привычки! Это он (ребёнок) свернул с верного пути. Всё так, свернул. Здесь становится странным, почему именно этот выбор показался ему единственно верным? Что помешало отдать предпочтение чему-либо другому? Ответ не только в вине ребёнка, но и в особенностях семьи. Итак, двигаться по пути избавления от зависимости вам необходимо только вместе. Но дорогу осилит идущий!

Будьте хозяином своей жизни!

И пусть фантастическая история, которая была описана в начале моего повествования, так и останется для вас фантастикой. «Друзья», которые хотят завладеть вашим разумом, пусть живут в этой истории. А вы и ваш ребёнок останетесь полноценными творцами своих судеб, умеющими делать выбор в сторону отсутствия зависимости. «Даже маленький кусочек жизни не стоит тратить на то, чтобы быть зависимым от чего-то, уводящего меня от меня настоящего. В калейдоскопе жизни нужно избавляться от тёмных цветов, которые приносят в нашу жизнь следования чужой разрушительной воле, потерю собственного неповторимого человеческого сознания», - я думаю так. Интересно, как думаете вы?

Елена ОВЧИННИКОВА,

педагог-психолог, директор МКУ «Центр ППМС помощи».