Молодёжь - это те, кто создаёт новую историю, кто реализует неожиданные проекты, кто не боится набивать шишки и ошибаться на пути к мечте, кто удивляет и удивляется. Молодёжь - это те, кто непременно будет раскачивать лодку, проверять мир на прочность, пытаться установить свой порядок. Старшие обязательно выразят своё неодобрение. Молодость улыбнётся и сделает по-своему. Молодость командует: "Поднять паруса!" И их наполняет ветер перемен...…
Кировчанка
Юлия Морозова в свои 25 года - "Лучший молодой педагог Калужской
области". Благодаря её инициативности и профессионализму кировские
школьники посещают Проекторию, WorldSkills Russia Juniors, становятся
лауреатами областного конкурса им. Чижевского, побеждают в муниципальных
олимпиадах. Юлия не стоит на месте. Её
предмет, информатика, не даёт такой возможности. Чтобы быть "в теме",
учиться и переучиваться приходится ежедневно. Иначе уже завтра урок окажется
бесполезным. Учиться и переучиваться - навык, который Юлия старается развивать
и у школьников. По её мнению, это умение и есть залог успеха в современном
обществе.
Накануне Дня молодёжи мы поговорили с Юлией
Морозовой о призвании, о новом поколении, о современном образовании и о том,
возможно ли угнаться за меняющимся миром и не потерять себя.
О призвании
-
Я училась в седьмой школе. У меня были замечательные педагоги. Мне всегда очень
нравилось на уроках Елены Анатольевны Скитихиной. Она разбудила во мне любовь к
информатике. Меня увлекает то, как она ведёт уроки, как умеет подать материал. Я часто использую в работе её
методику.
Елена
Анатольевна Скитихина и Альбина Ивановна Соколова в равной степени помогли мне
почувствовать своё призвание. Когда я училась в седьмом классе, Альбина
Ивановна сказала моей маме, что из меня может получиться хороший педагог. Эти
слова немного удивили меня и заставили задуматься, прислушаться к себе. Чем
ближе был выпускной, тем больше я соглашалась с Альбиной Ивановной. Окончив
школу, я поступила в Смоленский государственный университет на
физико-математический факультет. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что мне
очень повезло. В 17 лет невероятно трудно понять, кем ты хочешь стать. Я рада,
что рядом со мной были учителя, которые раньше меня сумели разглядеть моё
призвание и помогли мне самой его почувствовать.
О работе в школе
-
Доброжелатели пугали: "Ты либо перегоришь в этой системе и уволишься после
первого года, либо система пережуёт тебя, и ты станешь такой как все". Я
подумала: "Ну, что ж, посмотрим, так ли это". В школе меня встретили хорошо. Сейчас
директор первой школы Елена Викторовна Руженцева. Когда я только пришла, она
была завучем. С первых дней Елена Викторовна поддерживала меня, верила, что я
справлюсь. Информатика появляется у
школьников в пятом классе и преподаётся до одиннадцатого. Для каждого возраста
есть свои методики. Уже в первый год мне дали классное руководство. Это были
девятиклассники. Помню своё первое
впечатление: вхожу в класс, а там ученики выше меня ростом. Растерянность
длилась не больше минуты. Выше ростом! Так что из этого? Я - учитель, и мне есть, что им дать. И у нас
начался рабочий процесс. Вначале я казалась им излишне строгой, но современные
дети быстро учатся. Вскоре они поняли, как со мной договориться, и стали вовсю
этим пользоваться. Сейчас те
восьмиклассники уже выпускники. Непростой им достался год! А у меня новые
подопечные - кадетский класс.
Ещё
необычные ощущения у меня вызывали
первые родительские собрания. Разумеется, все родители моих учеников старше
меня. И я, несмотря на молодость, несу ответственность за их детей. Они мне их доверяют. Я осознаю
огромный масштаб этой ответственности. У
нас с родителями вполне рабочие отношения. Я внимательно отношусь к их
предложениям.
Я
не понимаю, как можно перегореть в профессии в первый же год. И не надо винить
непредвиденные трудности. Если молодые педагоги уходят после первого года,
значит, эти люди ошиблись в выборе профессии. И нет, я не стала работать как все. Были те, кто настаивал на старых
добрых правилах. Я не спорила. Уходила в класс и работала так, как подсказывал
мне внутренний голос. Если ты сам понимаешь, кто ты и зачем находишься в этом
месте, система тебя не одолеет.
Об учениках
и образовании
-
Современные дети - мультипотенциалы. Некоторые кажутся мне гениальными. Они
легко учатся, если понимают, зачем им это и если им интересно. Вопрос
"зачем?" сейчас краеугольный. Я ещё из того поколения, которые
воспринимали слово "надо". Оно перевешивало все наши
"зачем". Сейчас другая реальность. Именно поэтому преподавать нужно
иначе. Ученики требуют, чтобы мы связывали уроки с реальной жизнью толстым
канатом. Если канат хорошо завязан - ученик сам вытащит гранит науки, каким бы
тяжёлым он не был. Роль современного учителя -давать удочку, а не рыбу. Учить
учиться - вот как это называют. Знания и
информация сейчас для нас на расстоянии смартфона. Но как найти именно то, что
нужно тебе? Как отфильтровать лишнее? Как синтезировать полученную
информацию? Как убедиться в её
достоверности? Как анализировать и
делать выводы? Как увидеть в полученном пользу для человека?
Я
стараюсь вести уроки так, чтобы в каждой новой теме ученики самостоятельно
проходили через эти этапы. Проекторий и WorldSkills - это тоже про реальность.
Эта модель помогает детям понять, к чему у них лежит душа. Президент России
Владимир Владимирович Путин сказал, что наши выпускники должны быть
конкурентоспособными. Раньше это было
про знания, теперь это ещё и про навыки. Министр образования Калужской области
Александр Сергеевич Аникеев считает, что в образование должны прийти технологии
из бизнеса. Мне кажется, это про умение учиться, переучиваться, мыслить
креативно, создавать нечто новое, внедрять свои идеи в реальность.
О личности учителя
-
Сейчас ученики могут многое узнать о своих учителях из социальных сетей. Я не
вижу в этом ничего страшного. Если учитель учит детей тому, что делает сам, то
ничего необычного в социальных сетях дети не найдут. Да, учитель - это
профессия с высокой социальной ответственностью. Даже не профессия, а призвание. Это нужно
осознавать в момент принятия решения.
О проектах
и конкурсах
-
Участие в конкурсе педагогического мастерства потребовало от меня серьёзнейшей
подготовки. Но это дало мне многое. Помимо радости от победы, я почувствовала,
что ещё больше влюбилась в свою профессию. Я наполнилась энергией для новых
свершений. Проекты и конкурсы открывают новые возможности. В 2018 году мы с
моей коллегой Ниной Курчиной участвовали в форуме "Новый формат". Там
мы представили проект "#ФИЛЬМНАШ". Идея заключалась в том, чтобы
организовывать для школьников просмотры лучших советских фильмов. Наш проект
выиграл грант. Летом 2019 года в парке "Набережный" появился
кинотеатр под открытым небом. Люди
приходили целыми семьями и вновь смотрели "Свадьбу в Малиновке",
"Любовь и голуби", "В бой идут одни старики" и другие
кинокартины. Чтобы создать уютную атмосферу во время сеанса, мы раздавали
зрителям пледы и тёплый чай. В организации активно помогали ребята из нашего
школьного добровольческого отряда.
О будущем
-На
ближайшее будущее планы самые простые. Мы с учениками из моего класса
договорились встретиться и поиграть на улице в волейбол.
Записала Екатерина ДВОРЕЦКАЯ.