Сегодня: Воскресенье 4 августа 2024 г.

Загадки песоченского фаянса

№№118-120 9 октября 2020 г.

В историко-краеведческом музее открылась выставка изделий Песоченской фаянсовой фабрики 1870-1930 -х годов "Загадки песоченского фаянса". Почти все экспонаты, представленные в трёх витринах, из собрания известного в городе краеведа и коллекционера Владимира Владимировича Жукова. Экскурсию по выставке для первых посетителей провёл директор краеведческого музея Андрей Анатольевич Бауэр.

Название выставки - «Загадки песоченского фаянса», родилось не случайно. Среди экспонатов есть изделия, которые вызывают много вопросов не только у коллекционера, но и у специалистов музея и АО «Кировская керамика» временем изготовления, конкретной датировкой изделия, изображённым сюжетом, не характерным для времени, или авторством знаменитого художника, удивительной техникой плетения, неизвестными ранее клеймами или инициалами.
- Это артефакты, а не просто посуда, предметы пристального изучения, - подчеркнул Андрей Анатольевич Бауэр. - У нас в музее есть небольшая коллекция изделий бывшей фаянсовой фабрики. В книге по истории завода по моему заказу художник Виктор Иванович Семёнов делал отрисовки клейм. В этой коллекции нашёл уже два неизвестных ранее клейма.
Один из самых интересных экземпляров выставки – фрагмент тарелки, найденный в д. Анисово Городище, декорированный деколью. Андрей Анатольевич Бауэр датировал изделие 70-ми годами
XIX века.
- Клеймо, выполненное в «тесте», я отрисовал, оно неполное, но живописное. Сюжет тарелки тоже вызывает интерес – на фрагменте изображён храм, либо вымышленный, либо костёл, - рассказал заведующий музеем. - Я думаю, что это одна из первых деколей не только в Песочне, но и вообще в России. Сергей Иванович Мальцов имел «нюх» и шёл впереди всей Европы, многие вещи, которые там изобретались, первым применял именно он.
С Бауэром соглашается и коллекционер Владимир Жуков:
- Я убежден, что на производстве нужно возрождать именно мальцовские традиции, мальцовский подход к делу, когда всё наилучшее, где бы он это ни встречал – в России, за границей, он тут же внедрял в дело. Всё это шло на пользу, служило величию страны и укреплению благосостояния его людей. Это было самым главным в его жизни и, в том числе, послужило толчком для того, чтобы я собрал часть вещей, которые были бы интересны жителям нашего города.
Владимир Жуков по профессии железнодорожник, но несколько поколений его семьи и по отцовской, и по материнской линии работали на керамическом заводе, поэтому его увлечение керамикой неслучайно. Бабушка – Лидия Яковлевна, и её отец – Яков Александрович, были живописцами, все сёстры бабушки работали на фабрике, кто - декольщицами, кто обжигальщицами. Бабушка по маминой линии трудилась в чистильном отделении.
- Ещё в детстве, соприкоснувшись с песоченским фаянсом и впоследствии изучая историю мальцовского округа, я встречал уникальные вещи. Свою коллекцию я начал собирать с мальцовских изделий, они меня интересовали прежде всего, - делится Владимир Жуков. - Как и у любого коллекционера, у меня есть любимые вещи. Одна из них - тарелка с надписью «Благословен труд свободный». Это копия работы Вениамина Белкина, знаменитого художника, работавшего на бывшем императорском заводе. Белкинский оригинал я видел в Эрмитаже, но мне, как потомку бывших заводских крестьян, ближе эта. Какое-то тепло в ней, наивность, простота.
Изделия в витринах расположены по категориям. В первой - разнообразные бытовые и декоративные вещи периода 1885 – 1894 годов и периода акционерного общества, конкурсного правления, изделия песоченской фабрики товарищества М.С.Кузнецова 1914-1918 годов, во второй представлен агитационный фаянс, в третьей витрине - песоченский торговый фаянс с сюжетами социальной и коммерческой рекламы.
Ни в одну категорию не вошли действительно удивительные вещи, которые представлены на выставке.
- У меня очень много вопросов к этому предмету, - рассказывает Владимир Жуков, показывая на белый кувшин с изображением ангела. - Дело в том, что на нём стоит подпись известного художника Ломоносовского завода Щикотихиной-Потоцкой. Подпись сделана из деколи, но есть инициалы художницы и на донце. Она подписывалась именно так – А.Щ. Как это изделие попало сюда, почему на крыле ангела стоят буквы «ЛФЗ», почему в советское время на кувшине изображён ангел, несущий младенца, я не знаю.
Ещё одна загадка для нас – тарелки с монограммой, золотой отводкой, сервиз явно заказывал богатый человек. На этих изделиях клеймо в «тесте». Его выдавливали металлическим штампом в тарелке на стадии сырца, затем обжигали, изменить его, подделать впоследствии нельзя, его можно замазать, но изменить - никак. Этим предметам больше 100-130 лет.
Рядом – приборы, датированные «1702-1902», выпущенные, как считают Владимир Жуков и Андрей Бауэр, к юбилею какой-то воинской части, вероятно, что они стояли на столах в офицерской столовой.
Не атрибутированные специалистами вещи – два подарочных предмета с вензелями Николая I и Екатерины II.
- Мы думаем, что это приборы для специй, а может быть - декоративные чернильницы кузнецовского периода.
В первой витрине на фаянсе изображены интересные сюжеты – блюдо с грустной охотничьей собакой-спаниелем, стреляющий в пару Купидон, мужик с рогатиной завалил медведя в зимнем лесу и вместе с собаками сидит перед поверженным зверем.
Дизайн коммерческой и социальной рекламы схож с плакатными техниками начала века и первых лет советского периода. На одной тарелке изображён солдат с винтовкой-штыком, он промокает лоб от пота, а сбоку надпись в дореволюционной орфографии: «На помощь жертвамъ войны 20-21 августа, Москва». Ещё один сюжет: солдаты с пулемётом смотрят из окопа в бинокль. Надпись на тарелке гласит: «Военный заёмъ. Ваше участ
iе въ ЗаймГО дастъ новыя силы нашимъ доблестнымъ войскамъ». Тарелка с символикой «Красного креста» - медсестра поддерживает раненого солдата, опирающегося на трость, с повязкой на глазу, текст рядом: «Помогите увѢчнымъ воинамъ! 25-26 марта 1916 г.». Социальная реклама тех лет в основном была посвящена сбору средств для инвалидов, увечных, пострадавших на фронтах первой Мировой войны. В советский период средства собирали для голодающих. Например, такой текст по краю блюда: «На помощь голодающему населению Поволжья». На тарелке, кстати, изображён необычный сюжет – посреди пашни крестьянин забивает смерть молотом.
На других тарелках с рекламой можно увидеть мальцовские локомобили, лотерею, главный приз которой кругосветное путешествие, швейные машинки «Зингер» и женщину в кокошнике и нарядном сарафане за шитьём.
В витрине с агитационным фаянсом по традиции преобладает яркий красный цвет и лаконичные лозунги. Красные комсомолки за красным пулемётом на ажурном блюде, красная книга, на которой, конечно же, красная надпись «История октябрьского переворота». На другой тарелке солдат в зелёной шинели штыком прокалывает флаги белых армий Колчака и Юденича и многие другие.
Выставка развернула перед посетителями керамическую летопись, которая сохранила историю страны, историю развития искусства, стиля, языка. Удивительно смотреть на вещи, пережившие три революции, гражданскую и две крупнейших мировых войны, развал Российской империи и СССР.
Экспонироваться уникальные керамические изделия будут целый год, чтобы все желающие смогли взглянуть на единичные экспонаты, которые «приехали» в жуковскую коллекцию из разных городов России и других стран.
Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.