В историко-краеведческом
музее начала свою работу выставка Сергея Абрамовича Колявкина «Осень, осень,
таинственный праздник». Картины 85-летнего художника написаны маслом и отнесены
специалистами к жанру «наивного искусства». Колявкин не обучался академической
живописи, он художник-самоучка. Его работы привлекают именно бесхитростным,
простодушным видением окружающего мира.
Сергей Абрамович – уроженец деревни Малые Савки, родился в крестьянской старообрядческой
поморской семье. Закончил 7 классов местной школы и школу ФЗО №17, три года
служил на флоте, ходил на тральщике - корабле, который находил и уничтожал
морские мины, был радиотелеграфистом- пеленгаторщиком. Вернувшись домой,
трудился на чугунолитейном заводе слесарем, плотником и вагранщиком. После
выхода на пенсию Колявкин серьёзно увлёкся охотой, рыбалкой и … живописью.
- Начал рисовать ещё в школе, не только картинки для себя, но и для
одноклассников, - рассказал Колявкин. -
Быстро делал наброски карандашом, раз - и готово!
Сейчас Сергей Абрамович не рисует – не позволяет здоровье, но про каждую
картину рассказывает обстоятельно. По словам художника, свободных мест в доме
почти не осталось – картины развешены повсюду. «Даже на потолке три штуки», - смеётся
Колявкин.
За
последние годы коллекция поубавилась – много своих работ живописец подарил
друзьям и знакомым, но самые любимые и дорогие сердцу сохранил. Из них и выбрали 30 картин для
экспозиции.
Радость
для художника – его эскизы, пейзажные зарисовки карандашом, которые он хранит
долгие годы.
- Когда грусть находит, достану рисунки из чемодана, листаю, радуюсь. И каждый
раз по-новому воспринимаю сюжеты, -
рассказывает Сергей Абрамович.
Рамы – тоже дело рук художника. Сбитые, покрытые лаком и плотно пригнанные друг
к другу добротные бруски обрамляют картины, напоминая деревянные окна
деревенского дома, за которыми открывается совершенно другой мир.
Первый серьёзный этап в своей художественной биографии Сергей Абрамович относит
к далёкому 1954 году. Долго и много он рисовал карандашом, но захотел
попробовать цветное «письмо». Акварель не понравилась, а к маслу -
приноровился.
- Я с детства очень люблю природу, охоту. В любую погоду ходил в лес. Зимой
ездил на охоту на лыжах. Увижу красивый пейзаж – не могу удержаться, сниму шапку,
сяду на поваленное дерево и рисую. Всё в спешке – набросок сделаешь, а домой
вернёшься – цвета забыл. Так начал отмечать цвет словами, а дома уже
дорисовывал. Сколько я так карандашей по лесам растерял, не сосчитать, -
улыбается художник.
В живописных работах Колявкина ощущается добрый юмор и внутренний свет. Как
верно заметила первая посетительница выставки Надежда Козырева, на вернисаже нет
ни одной мрачной картины.
Гостям о художнике рассказал заведующий музеем Андрей Анатольевич Бауэр:
- Сергей Абрамович – это человек, который творит красоту. Он прекрасно знает
окрестности деревень Малые Савки, Большие Савки, посёлка Засецкий и прочие
живописные места. Первая выставка работ художника состоялась в нашем музее 15
лет назад. Затем архитектор и искусствовед Олег Лямцев из села Бутчино,
открывая выставку в Москве, представил на ней 19 картин Сергея Абрамовича.
Работы Колявкина участвовали и в международном фестивале наивного искусства в
2007 и в 2013 гг. Меня особенно восхищают сценки на охоте, анималистика.
Основной жанр большинства картин художника – пейзаж. «Скоро зима» - две утки
тяжело поднимаются из сухих прибрежных зарослей, в реке отражаются зелено-бурые
травы и золотые, высушенные солнцем стебли болотных растений. «Порог на реке» -
чуть заметная тропинка у берега, вросшие в траву мох и камни, а рядом их
дальние родственники - поднимающиеся над водой блестящие валуны. «Берег левый,
берег правый» - самое начало осени, когда ещё едва заметная рыжинка появляется
на листьях и траве, речку освещает солнце. Между двумя берегами перекинут мосток
из досок. «Быстрая речка» серебряный змейкой уплывает за поворот. На таких
полотнах природа – главный герой художественного высказывания. Зритель остаётся
один на один с речкой Серебрянкой, с золотыми колосьями или малахитовым мхом на
камнях.
Несколько картин Колявкина созданы в жанре анималистики. Здесь центральные
персонажи – животные. В центре полотна «Схватка в лесу» запечатлён лось, рогами
обороняющийся от трёх волков. Рядом другой сюжет - схватка между волком и
медведем. «Хозяин леса» с льдинками на бурой шерсти взрывает бело-голубой снег
когтистой лапой. И уже совсем иная,
созерцательная тема у другой работы – важный лесной житель, глухарь, встречает
поздний зимний рассвет.
Самая запоминающаяся картина этого жанра – «Новый хозяин». Заброшенная деревня,
заросшие огороды, ещё несколько лет и никто не подумает, что когда-то здесь
жили люди. На главной улице сохранились несколько покосившихся домов. На их
крышах сидят птицы, а по заброшенной деревне неторопливо идёт полноправный
хозяин - медведь.
Несколько работ созданы в бытовом жанре. На них привычные для художника сцены
из повседневной жизни. В их числе автопортрет «У родного порога». На переднем плане
на скамеечке у высокого старого дуба сидит художник, у его ног играет рыжая
собачка, недалеко щиплют траву куры и петух. На втором плане - белый домик с
синими глазами-рамами.
«Охотник на привале» - зимняя история. Горит веселый костёр, на поваленном
дереве в шапке-ушанке сидит старик, он прикуривает от веточки из костра. Над
огнём греется чайник. Рядом – ружье и убитая дичь, походная чашка. Охотник – не
вымышленный персонаж, а реальный человек, «дед Морозов».
- Я с ним охотился и сын мой тоже. Собаку он мне подарил, - вспоминал Сергей
Абрамович.
Рассматривая картины, понимаешь, что богатая красками и смыслами среднерусская
природа с детства вошла в душу Колявкина.
Главный термин сегодняшних художников, фотографов и дизайнеров –
«насмотренность» - характеризует и картины живописца, потому что так нарисовать
природу может только тот, кто долго смотрел и впитывал её красоту.
Главным в картине в таком случае выступает не изображённое и не зритель, а
диалог последнего с автором, возникающий при созерцании. Так рождается сотворчество.
Одно искусство вдохновляет на создание другого.
Например, поэтесса Надежда Козырева написала стихотворение по мотивам
собственных впечатлений от увиденного. В стихотворении отразились «труб весёлые
дымки», пейзажи и времена года, стремительная речка Серебрянка и многие другие
сюжеты. «…Полотна жизнью говорят!» - написала Надежда, и с нею согласилась ещё
одна участница поэтического объединения «Ритм» Нина Николаевна Сабина. Она восхищается
теми, кому дан такой дар. Осенний букет Нина Николаевна преподнесла художнику.
- Я очень рада, что у нас есть люди с золотыми руками, что они нас радуют. Смотришь
– не оторвешься. Спасибо вам за такой праздник и такую встречу!
Теперь шанс на встречу с «наивным искусством» есть у всех жителей Кирова и
гостей города. Через картинные рамы-окна каждый посетитель выставки сможет посмотреть
на бескрайние, уходящие за горизонт поля, медные осенние и голубые зимние леса,
побывает в далеких деревнях и заглянет в самое сердце русского простора.
Екатерина
СЕМЯНИЩЕВА.