Сегодня: Воскресенье 29 Ноябрь 2020 г.

Осенний альбом

№№121-123 16 Октябрь 2020 г.

В историко-краеведческом музее начала свою работу выставка Сергея Абрамовича Колявкина «Осень, осень, таинственный праздник». Картины 85-летнего художника написаны маслом и отнесены специалистами к жанру «наивного искусства». Колявкин не обучался академической живописи, он художник-самоучка. Его работы привлекают именно бесхитростным, простодушным видением окружающего мира.
Сергей Абрамович – уроженец деревни Малые Савки, родился в крестьянской старообрядческой поморской семье. Закончил 7 классов местной школы и школу ФЗО №17, три года служил на флоте, ходил на тральщике - корабле, который находил и уничтожал морские мины, был радиотелеграфистом- пеленгаторщиком. Вернувшись домой, трудился на чугунолитейном заводе слесарем, плотником и вагранщиком. После выхода на пенсию Колявкин серьёзно увлёкся охотой, рыбалкой и … живописью.
- Начал рисовать ещё в школе, не только картинки для себя, но и для одноклассников, - рассказал Колявкин. - Быстро делал наброски карандашом, раз - и готово!
Сейчас Сергей Абрамович не рисует – не позволяет здоровье, но про каждую картину рассказывает обстоятельно. По словам художника, свободных мест в доме почти не осталось – картины развешены повсюду. «Даже на потолке три штуки», - смеётся Колявкин.

За последние годы коллекция поубавилась – много своих работ живописец подарил друзьям и знакомым, но самые любимые и дорогие сердцу сохранил. Из них и выбрали 30 картин для экспозиции.

Радость для художника – его эскизы, пейзажные зарисовки карандашом, которые он хранит долгие годы.
- Когда грусть находит, достану рисунки из чемодана, листаю, радуюсь. И каждый раз по-новому воспринимаю сюжеты, - рассказывает Сергей Абрамович.
Рамы – тоже дело рук художника. Сбитые, покрытые лаком и плотно пригнанные друг к другу добротные бруски обрамляют картины, напоминая деревянные окна деревенского дома, за которыми открывается совершенно другой мир.
Первый серьёзный этап в своей художественной биографии Сергей Абрамович относит к далёкому 1954 году. Долго и много он рисовал карандашом, но захотел попробовать цветное «письмо». Акварель не понравилась, а к маслу - приноровился.
- Я с детства очень люблю природу, охоту. В любую погоду ходил в лес. Зимой ездил на охоту на лыжах. Увижу красивый пейзаж – не могу удержаться, сниму шапку, сяду на поваленное дерево и рисую. Всё в спешке – набросок сделаешь, а домой вернёшься – цвета забыл. Так начал отмечать цвет словами, а дома уже дорисовывал. Сколько я так карандашей по лесам растерял, не сосчитать, - улыбается художник.
В живописных работах Колявкина ощущается добрый юмор и внутренний свет. Как верно заметила первая посетительница выставки Надежда Козырева, на вернисаже нет ни одной мрачной картины.
Гостям о художнике рассказал заведующий музеем Андрей Анатольевич Бауэр:
- Сергей Абрамович – это человек, который творит красоту. Он прекрасно знает окрестности деревень Малые Савки, Большие Савки, посёлка Засецкий и прочие живописные места. Первая выставка работ художника состоялась в нашем музее 15 лет назад. Затем архитектор и искусствовед Олег Лямцев из села Бутчино, открывая выставку в Москве, представил на ней 19 картин Сергея Абрамовича. Работы Колявкина участвовали и в международном фестивале наивного искусства в 2007 и в 2013 гг. Меня особенно восхищают сценки на охоте, анималистика.
Основной жанр большинства картин художника – пейзаж. «Скоро зима» - две утки тяжело поднимаются из сухих прибрежных зарослей, в реке отражаются зелено-бурые травы и золотые, высушенные солнцем стебли болотных растений. «Порог на реке» - чуть заметная тропинка у берега, вросшие в траву мох и камни, а рядом их дальние родственники - поднимающиеся над водой блестящие валуны. «Берег левый, берег правый» - самое начало осени, когда ещё едва заметная рыжинка появляется на листьях и траве, речку освещает солнце. Между двумя берегами перекинут мосток из досок. «Быстрая речка» серебряный змейкой уплывает за поворот. На таких полотнах природа – главный герой художественного высказывания. Зритель остаётся один на один с речкой Серебрянкой, с золотыми колосьями или малахитовым мхом на камнях.
Несколько картин Колявкина созданы в жанре анималистики. Здесь центральные персонажи – животные. В центре полотна «Схватка в лесу» запечатлён лось, рогами обороняющийся от трёх волков. Рядом другой сюжет - схватка между волком и медведем. «Хозяин леса» с льдинками на бурой шерсти взрывает бело-голубой снег когтистой лапой. И уже совсем иная, созерцательная тема у другой работы – важный лесной житель, глухарь, встречает поздний зимний рассвет.
Самая запоминающаяся картина этого жанра – «Новый хозяин». Заброшенная деревня, заросшие огороды, ещё несколько лет и никто не подумает, что когда-то здесь жили люди. На главной улице сохранились несколько покосившихся домов. На их крышах сидят птицы, а по заброшенной деревне неторопливо идёт полноправный хозяин - медведь.
Несколько работ созданы в бытовом жанре. На них привычные для художника сцены из повседневной жизни. В их числе автопортрет «У родного порога». На переднем плане на скамеечке у высокого старого дуба сидит художник, у его ног играет рыжая собачка, недалеко щиплют траву куры и петух. На втором плане - белый домик с синими глазами-рамами.
«Охотник на привале» - зимняя история. Горит веселый костёр, на поваленном дереве в шапке-ушанке сидит старик, он прикуривает от веточки из костра. Над огнём греется чайник. Рядом – ружье и убитая дичь, походная чашка. Охотник – не вымышленный персонаж, а реальный человек, «дед Морозов».
- Я с ним охотился и сын мой тоже. Собаку он мне подарил, - вспоминал Сергей Абрамович.
Рассматривая картины, понимаешь, что богатая красками и смыслами среднерусская природа с детства вошла в душу Колявкина.
Главный термин сегодняшних художников, фотографов и дизайнеров – «насмотренность» - характеризует и картины живописца, потому что так нарисовать природу может только тот, кто долго смотрел и впитывал её красоту.
Главным в картине в таком случае выступает не изображённое и не зритель, а диалог последнего с автором, возникающий при созерцании. Так рождается сотворчество. Одно искусство вдохновляет на создание другого.
Например, поэтесса Надежда Козырева написала стихотворение по мотивам собственных впечатлений от увиденного. В стихотворении отразились «труб весёлые дымки», пейзажи и времена года, стремительная речка Серебрянка и многие другие сюжеты. «…Полотна жизнью говорят!» - написала Надежда, и с нею согласилась ещё одна участница поэтического объединения «Ритм» Нина Николаевна Сабина. Она восхищается теми, кому дан такой дар. Осенний букет Нина Николаевна преподнесла художнику.
- Я очень рада, что у нас есть люди с золотыми руками, что они нас радуют. Смотришь – не оторвешься. Спасибо вам за такой праздник и такую встречу!
Теперь шанс на встречу с «наивным искусством» есть у всех жителей Кирова и гостей города. Через картинные рамы-окна каждый посетитель выставки сможет посмотреть на бескрайние, уходящие за горизонт поля, медные осенние и голубые зимние леса, побывает в далеких деревнях и заглянет в самое сердце русского простора.

Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.