Сегодня: Пятница 24 января 2025 г.

100 лет Марии Прохоровской

№№127-129 30 октября 2020 г.

С наступлением холодов осень разбросала по улицам золотую листву, травы сникли и пожухли. А перед домом на улице Достоевского, что находится на окраине Фаянсовой, остался островок лета. На зелёной, аккуратно подстриженной лужайке щедро цветут кусты роз, выделяются круглые шары туй. Природа словно отзывается на человеческую любовь и заботу. Именно так ведёт хозяйство Валентина Лоор, к которой мы напросились в гости. И повод для этого значимый – её маме, Марии Михайловне Прохоровской, недавно исполнилось 100 лет. Чудесная дата, до которой мечтает дожить каждый.

Мария Михайловна - единственная из старшего поколения семьи остаётся хранительницей истории, и родные готовы слушать её каждую свободную минуту. Из её рассказа и перед нами тоже предстаёт трудолюбивая, немного склонная к авантюрам путешественница, которая пережила коллективизацию, Великую Отечественную войну, на совесть трудилась в советское время, оставив о себе добрую память. В её судьбе словно сконцентрирован образ всего XX века, тяжёлого, но насыщенного на события.
Родилась Мария в деревне Милеево Куйбышевского района. Деревня была большой – насчитывала около двухсот домов. У отца Мани была востребованная на то время профессия. Он делал колёса, ободы, сани, полозы, всё, что нужно в деревенском хозяйстве, плотничал, занимался отхожими промыслами. Мать была домохозяйкой, мяла лён, пряла, ткала холсты, шила одежду. В семье росли пятеро детей. Маня была старшей. Родители с малых лет приучали детей к труду, работали в колхозе «Красная заря». Мама часто брала на помощь старшую дочь, вместе пропалывали посадки, выполняли другую работу. Несмотря на трудолюбие, большая семья жила бедно. Основной возделываемой культурой в колхозе был лён.
- Хлеба не было, - рассказывает Мария Михайловна, -
коровка спасала, куры, поросеночка держали, нечем было дюже кормить, но хоть плохоньких зарезали. Зерно льняное отбивали, головки льна приносили домой с гумна, сушили, дома была ручная мельница из чугуна, и на этой мельнице лён мололи, получалась мука.
Когда началась война, Мане был 21 год. Немцы взяли их хату-пятистенку под штаб, а семью Мани выставили вон. Всю войну они прожили у сестры отца вместе с двумя другими семьями. Жили тесно, но дружно. «А что было делить, о чём ругаться?» - говорит Мария Михайловна.
- Люди ходили пухлые от голода, умирали, - рассказывает Прохоровская. – Мы выжили благодаря тому, что у нас были семена льна. Мама размалывала их и пекла лепёшки.
Иногда немцы передавали маме, чтобы она пришла в штаб помыть полы, то есть в свой же дом, где недавно была хозяйкой. Иногда за это давали сахарин детям и хлеба, эта еда тоже спасала в трудные времена.
Во время войны немцы отбирали молодёжь с оккупированных территорий и заставляли работать, забрали и Маню. Её отправили восстанавливать стеклозавод в Рославль. Маня с подругой решили сбежать, и это у них получилось.

- Время-то было военное! Вас же и расстрелять могли?! - удивляемся мы смелости молодых девушек.
- Иии..., расстрелять! - говорит Мария Михайловна, - поймали и дали нам три месяца тюрьмы, вернули отбывать наказание на тот же Стекольный завод – теперь уже под строгим присмотром. А ещё я помогала посуду в столовой мыть, могла хоть что-то ухватить, не голодала, как другие.
Много Мария Михайловна говорит о голоде. Он появляется в её рассказе о молодости с большой частотой. И хотя основная тема «не голодали», чувствуется, что за этой фразой – балансирование на грани выживания и настоящий страх голода, пронесённый через всю жизнь.
После принудительных работ Маня вернулась домой. Более двух лет её село находилось в оккупации. Когда советские войска перешли в наступление, немцы отступили, покинув деревню Милеево.
После войны Марию Михайловну взяли работать бригадиром в колхоз, ведь у неё было хорошее по тем временам образование – 4 класса. Она назначала людей на полевые работы, вела учет. А вот ни одеть, ни обуть после войны было нечего, и она ходила босиком. Председатель колхоза, дядя Миша, посоветовал Мане поехать в Беларусь:
- Поезжай туда, заработаешь себе на ботинки, а то что ж ты босиком ходишь. В Белоруссию народ ехал за хлебом, некоторые оставались жить и работать.
- И я тоже поехала, - вспоминает Мария Михайловна. - Пошли мы в деревню, а хозяин с хозяйкой говорят – оставайся, у нас поживёшь. Мы тебе платье, ботинки, юбку, кофту – всё купим. Нарядили меня, и я у них осталась.
Так Маня попала в «батраки», т.е. в наёмные работники. Хозяева расплачивались с Маней зерном, по 10 пудов в год. Забирали хлеб родители девушки, а когда не смогли приехать снова - хозяин с хозяйкой продали зерно и переслали деньги родителям Мани в деревню.
В Белоруссии Мария Михайловна прожила четыре с половиной года.
Вернувшись домой, девушка застала в деревне вербовщика, который рекламировал среди жителей доходную работу. Маня тоже завербовалась на год и поехала в Харьковскую область, готовить лес. Деревья валили мужчины, а женщины обрубали со стволов сучья, убирали и жгли кусты.
Через год Мария Михайловна вербуется ещё – на этот раз изоляровщицей на химический завод в Крым.
- Там всё было химией заражено, земля жёлтая, всё жёлтое. Мы делали панели из фанеры, прибивали их, штукатурили, чтобы эта жёлтая масса не проникала наружу.
Эта поездка стала для Марии Михайловны судьбоносной – она встретилась со своим мужем Николаем Филипповичем. Поженившись в Крыму, молодая семья приехала в Киров. Николай Филиппович устроился на работу в СМУ-9 бригадиром-каменщиком, отстраивал город – дома, заводы. За свой добросовестный труд он получил орден Трудовой славы
III степени.

Мария Михайловна устроилась техничкой в школу №2. Через год в семье родилась дочь Валентина. В браке Прохоровские прожили 46 лет. Мудрый муж, добрый заботливый отец и дедушка ушёл из жизни в 2003 году, после продолжительной болезни.
- Отец был призван в армию в 1944 году, служил радистом в танковом полку, - рассказывает Валентина, - у него есть боевые награды. Дослужился до начальника радиостанции и демобилизовался только в 1951. Отец закончил 7 классов, но был очень грамотным человеком. Книжки из центральной библиотеки носил авоськами, читал запоем.
- А ещё рисовал, - добавляет Мария Михайловна. Валентина показывает вышитую гладью льняную скатерть, удивительный пышный орнамент - дело рук Марии Михайловны, эскиз цветов карандашом на ткани для неё нарисовал Николай Филиппович. Эту скатерть в семье хранят, как реликвию А еще нарядные рушники, сотканные из холста, вышитые руками мамы, украшенные кружевом.
После рождения дочери Прохоровская трудилась уборщицей в индустриальном техникуме, а потом устроилась на завод стройфаянса.

- Мария Михайловна 11 лет работала «чистачкой», как в народе называли эту профессию, - рассказывает председатель совета ветеранов АО «Кировская керамика» Раиса Алексеевна Золотова. – Она чистила изделия. Была очень добросовестным и ответственным работником в литейном цехе. Её ценили и не раз отмечали премиями. И до сих пор мы помним её и уважаем. Недавно от совета ветеранов побывали у неё в гостях, поздравили со 100-летним юбилеем. Желаем Марии Михайловне здоровья, семейного благополучия.
- Мама – великая труженица, - улыбается Валентина, - работала, одновременно держала корову, двух поросят, кур, обрабатывала огород.
В 1979 году пришла пора уходить на заслуженный отдых. Но отдыхала она недолго, потому что в 1981 году опять вышла на работу - в Кировское райпо, следила за чистотой в хозяйственном магазине на рынке.
- Мама работала там больше 10 лет, в трудные времена, когда зарплату не платили по несколько месяцев, выживали только за счёт её помощи. Она нас очень хорошо поддерживала, - замечает дочь Валентина. – Всё успевала. Приходим с работы, а они со свёкром уже землю вскопают, она грядки выполет, уберёт урожай. А в 90 лет мама забирала правнука из школы, вязала носки, варежки, ходила за ягодами, грибами. Не могла сидеть сложа руки.

В труде, в любви к плодам своего труда, возможно, и скрыт секрет долгой и счастливой жизни. «А сколько же общий рабочий стаж Марии Михайловны?» - спрашиваем у дочери Валентины.
- А никто не считал, - смеётся она, - зато теперь бабушка у нас на заслуженном отдыхе.
Мария Михайловна живёт в семье единственной дочери Валентины и зятя Евгения Лоор. Богата своими летами, богата семьёй. Валентина большую часть жизни проработала мастером в арматурно-формовочном цехе на Кировском ДСК, зять Евгений – работник завода АО «Кировская керамика», за труд и мастерство ему присвоено звание «Почётный гражданин города Кирова и Кировского района». Внучка Татьяна выбрала профессию военного и работает в Шайковке, увлекается фотоискусством, а правнук Иван учится в 10 классе и также радует прабабушку своими успехами.
Здоровья вам, дорогая Мария Михайловна! Всё самое лучшее вы передали трём поколениям вашей семьи, но главное – врожденное трудолюбие.

Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.