В течение двух дней - 17-18 ноября, проходил VI Всероссииский
съезд работников дошкольного образования, главной темой которого стала
"Реализация государственной политики в сфере дошкольного
образования".
Съезд был проведён в режиме онлайн, к дискуссионной площадке
присоединились более тридцати тысяч
специалистов из разных регионов России. Среди них руководители органов
управления в сфере образования, представители педагогических вузов, работники
дошкольного, дополнительного образования, общественные объединения педагогов
дошкольного образования, а также представители родительского сообщества.
Участников съезда приветствовал министр просвещения Российской
Федерации Сергей Кравцов. Он подчеркнул, что приоритет министерства - развитие
системы дошкольного образования,
поддержка воспитателей по всей стране.
В работе секции "Воспитание и развитие детей раннего
возраста", модератором которой выступила ведущий научный сотрудник
Института воспитания, кандидат
педагогических наук Анна Теплова, приняли участие воспитатели Кировского
района. На базе детского сада "Сказка" к дискуссии на тему "Дети
до 3-х лет: кто они и как их воспитывать?" присоединились пять педагогов
дошкольного образования Кировскогорайона: Татьяна Николаевна Даринская (д/с №6 "Ягодка"), Альбина Васильевна Ермолаева (д/с №3
"Алёнушка"), Юлия
Константиновна Капитонова (д/с №10 "Буратино"), Людмила Ивановна Мосягина (дошкольные
группы шк. №8) и Анастасия Сергеевна
Пашкина (д/с №5 "Тополёк"). Работу онлайн-площадки открыла главный
специалист отдела образования Марина
Викторовна Щербакова.
- Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного
образования нацелен на то, чтобы реализовать качественно новую
личностно-ориентированную модель
воспитания детей раннего возраста, - подчеркнула Марина Викторовна. -
Положительные изменения, происходящие в дошкольном образовании, дают педагогам
свободу в выборе форм и методов обучения и воспитания детей до 3-х лет.
Баланс воспитания
Первой в дискуссию
вступила Альбина Васильевна Ермолаева. Она рассмотрела вопрос общественного
воспитания младенцев и детей младше 3-х лет:
- Нацпроект
"Демография" предполагает различные меры помощи женщинам, которые
воспитывают маленьких детей и хотят продолжать работу. В частности, речь идёт о
значительном расширении сети детских садов для детей младенческого и раннего
возраста.
Альбина Васильевна
рассказала, что в детский сад (ясли) могут принять детей от двух месяцев.
Однако, разлука с матерью в младенчестве может вызвать проблемы в развитии
ребёнка. Когда младенец теряет мать из виду, он пребывает в растерянности и
страхе, потому что ещё не умеет адекватно реагировать на окружающее и полностью
зависит от эмоционального состояния родителей. Воспитатель в яслях физически не
сможет уделить всем одинаковое внимание, поэтому чаще родители предпочитают
ясельному воспитанию альтернативу - воспитание семейное.
- В рамках реализации
национального проекта "Поддержка
семей, имеющих детей" на базе дошкольных учреждений организованы
консультационные пункты, их задача - оказание методической,
психолого-педагогической, консультативной помощи родителям, которые выбрали
воспитание детей в семье, - подчеркнула Альбина Васильевна. - Родители могут
обратиться в "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи населению", присоединиться к клубу будущих мам "Гравида",
который функционирует на базе "Кировского центра социальной помощи семье и
детям "Паруса Надежды".
Цель такого
сотрудничества - достижение баланса семейного и общественного воспитания,
формирование родительской компетентности. Альбина Васильевна рассказала
слушателям прямой трансляции, что в Кировском районе практически в каждом
дошкольном учреждении функционируют группы для детей раннего возраста,
существует и детский сад "Алёнушка", где специализируются на работе с
детьми от года до полутора лет.
- Главное в нашем
учреждении - это индивидуальный подход к детям, тесный контакт с ребёнком:
телесный, зрительный, - отметила Альбина Васильевна, - с детьми одного года
воспитатели играют, в деятельность детей от двух до трёх лет вводятся
образовательные модули, практикуется проведение совместных мероприятий с родителями, проектов. Наши
воспитанники раннего возраста (2-3 года) принимают участие в районных конкурсах,
в ежегодном фестивале "Искорки". Мы с детьми выходим на сцену с
музыкальными номерами.
А.В. Ермолаева
убеждена, что потребность в общественном воспитании младенцев в стране
отсутствует, но если такая ситуация будет актуальна, то и родители, и педагоги
должны сделать всё возможное, чтобы способствовать их дальнейшему развитию.
Что волнует родителей?
Анастасия Сергеевна
Пашкина посвятила своё выступление теме родительских страхов, которые они
испытывают, отдавая ребёнка до 3-х лет в детский сад. Воспитатель подчеркнула,
что ситуация родительских сомнений и тревог за ребёнка - естественна, т.к. в
ДОУ дети проводят большую часть дня.
Воспитатель рассмотрела
несколько распространённых страхов и пути их решения. Например, часто родителей
беспокоит отказ ребёнка от еды, которую готовят в детском саду. Воспитатель
рекомендует родителям приучать ребёнка к еде из детского сада ещё до того, как
ребёнок туда пойдёт, чтобы он привык к этой пище и не отказывался от неё. Ещё
один повод для волнений родителей - частые болезни. Докладчик рассказала, что
победить этот страх поможет
профилактика заболеваний.
- Педиатры считают, что
ребёнок, первый год посещающий детский сад, может болеть часто, и это не
патология, - подчеркнула Анастасия Сергеевна.
Многие родители боятся,
что их ребёнок в детском саду научится
плохому. Докладчица отметила,
что максимальное влияние на ребёнка
оказывает домашняя среда, и если какая-то привычка или фраза будет
"принесена" домой, то проблему решит разговор с ребёнком о том, что в
обществе есть разные варианты поведения и не стоит подражать худшим из них.
Родители часто
переживают о том, что ребёнок не найдёт взаимопонимания с воспитателем. В этой
ситуации Пашкина рекомендует родителям заранее познакомиться с воспитателем,
рассказать о ребёнке, его особенностях, чтобы работник детского сада смог найти
подход к малышу.
По мнению Анастасии
Сергеевны, победить родительские страхи возможно в сотрудничестве с воспитателями. Чем
меньше родители будут переживать и
проецировать свои чувства на ребёнка, тем более мягким будет переход детей от
домашнего режима к жизни в детском коллективе.
Докладчица
рекомендовала воспитателям самим делать первые шаги к взаимодействию с
родителями: проводить "Школу молодых родителей" с консультациями
педагога-психолога, мероприятия с родителями и детьми, общение в социальных
сетях с периодическим выкладыванием фото и видеороликов из жизни малышей в
детском саду, создавать памятки и буклеты по преодолению страхов родителей и
лёгкой адаптации ребенка к ДОУ.
- Задача воспитателя -
показать родителям, что ребёнку
необходим детский сад. При этом педагоги должны активно взаимодействовать с
семьями воспитанников, повышая уровень их доверия, а также вовлекать родителей
в педагогическую и оздоровительную деятельность дошкольного учреждения, -
заключила Анастасия Пашкина.
Ответственность воспитателя
Людмила Ивановна
Мосягина рассмотрела
"зеркальную" предыдущему докладу тему - "Основные страхи
воспитателей при посещении детского сада детьми в возрасте до 3-х лет".
Людмила Ивановна
отметила, что сложности могут возникать, прежде всего, у молодых специалистов, не обладающих
соответствующим практическим опытом. В этом случае на помощь коллеге могут
прийти руководитель, педагогический коллектив. Они поддержат морально, окажут
необходимую профессиональную помощь, посоветуют.
Особенности раннего
детства предъявляют особые требования к педагогу. Например, адаптация ребёнка к
условиям детского сада чаще всего проходит болезненно, сопровождается громким
плачем, истерикой, плохим поведением. В этом случае воспитателю нужно проявить
терпение, выдержку, спокойствие. Трудности возникают и при работе с родителями.
Для решения ежедневных вопросов воспитатель должен обладать запасом
психолого-педагогических знаний, терпением и доброжелательностью, гасить любые конфликты.
Ещё один
"страх" воспитателей - переполненные группы. Наличие большого
количества детей затрудняет воспитательную и образовательную деятельность, т.к.
воспитателю очень сложно следить за порядком в группе, за поведением
воспитанников в течение дня. Выход из данной ситуации - открытие новых групп
для детей раннего возраста или отдельных детских садов.
- Трудности при работе
с детьми раннего возраста известны, нужно стремиться к их преодолению, -
завершила выступление Л.И. Мосягина.
Жить по режиму
Татьяна Николаевна
Даринская предложила поговорить на тему режимных моментов и определить, какую
функцию они выполняют - воспитательную или ухода за детьми, а также возможно ли
их разграничить.
Режимные моменты - это
определённая последовательность организованного взаимодействия с детьми или, проще
говоря, режим дня в детском саду. Режим занимает большую часть времени
пребывания ребенка в ДОУ. Детям раннего возраста необходимо гораздо больше
времени на подготовку к приёму пищи, на одевание и
раздевание, на прогулку.
Чёткая структура
режимных моментов разбивает время ребёнка на знакомые ему ситуации, в которых он легко ориентируется и может
использовать как отправную точку своей активности.
- В соответствии с ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" присмотр и уход за детьми -
это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания
детей, по обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня, - подчеркнула
Даринская. - Таким образом, присмотр и уход, как особый вид услуг ДОУ,
отграничивается от образовательных услуг. Несмотря на это, режим дня - это
возможность для обучения и воспитания детей.
Например, отмечает
Татьяна Николаевна, даже во время обыденных процедур, таких как умывание, одевание, приём пищи и т.п., дети
многому учатся. Во время обеда они могут узнать об овощах и фруктах, из которых
приготовлены блюда, познакомиться с названием посуды и столовых приборов.
Важный момент - и время подготовки ко сну. От того, как у ребенка развит навык складывать одежду, в
дальнейшем во многом зависит аккуратность взрослого человека.
- В режимных процессах
у детей формируются простейшие навыки самообслуживания, общения, воспитывается опрятность, - говорит
воспитатель. - В ходе выполнения режимных процедур педагоги не только
осуществляют присмотр и уход за детьми раннего возраста, но и активно
используют это время в воспитательных целях. Считаю, что в отношении детей
раннего возраста воспитание, уход и
присмотр в режимных моментах разделить невозможно.
Среда имеет
значение!
С докладом об
обязательных элементах предметно-пространственной среды детского сада для детей
до 3-х лет выступила Юлия Константиновна Капитонова.
Воспитатель рассказала,
что среда в группах раннего возраста должна учитывать особенности детей до 3-х
лет: ситуативность, интерес к предметам, повышенная двигательная активность.
- С введением
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного
образования появились новые приоритеты в создании развивающей
предметно-пространственной среды. Согласно требованиям ФГОС дошкольного
образования развивающая предметно-пространственная среда должна быть
содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной, - отметила Юлия Константиновна.
Детский сад начинается
с помещения для приёма детей. Оно должно быть удобным, уютным и информативным
для детей и родителей. Шкафчики для одежды украшаются индивидуальными
картинками, расставляются стульчики для одевания и раздевания. При входе
размещается стенд с необходимой информацией.
Ребёнок с раннего
возраста познаёт окружающий мир наглядно-действенным способом. Поэтому
развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы дети имели
свободный доступ ко всему игровому материалу, ощупывали его, рассматривали со
всех сторон (цвет, форма, величина, назначение).
В развивающей
среде современных дошкольных учреждений
оборудование размещается по
секторам. Например, сектор сюжетных игр
отделяется от зоны для подвижных игр, чтобы дети не отвлекались и не мешали
друг другу. При этом каждая зона должна быть хорошо освещена. Зонирование
помещения поможет каждому ребёнку выбрать для себя привлекательное занятие.
Игрушки, мебель и
оборудование в группе должны оставлять достаточное пространство для свободной
двигательной активности детей. У малышей должна быть возможность
беспрепятственно ходить, ползать, бегать, играть.
Также воспитатель
считает необходимым предусмотреть в детском саду "уголок уединения",
где малыш, испытывающий коммуникативные перегрузки, может уединиться и
некоторое время побыть в одиночестве.
- В саду
"Буратино" в группе раннего
возраста уголком уединения служит пластиковый домик для детей, в котором могут
разместиться 1-2 ребёнка, - отмечает Капитонова.
Воспитатель считает,
что обновление предметной среды в группе расширит и разнообразит жизнь детей в
детском саду, позволит обучаться через игровую деятельность.
Воспитатели
Кировского района обменялись мнениями, обсудили свои доклады, подискутировали
по самым волнующим моментам. Их выступления транслировались онлайн и в записи
будут отправлены на сайт Министерства образования для того, чтобы опыт кировских
педагогов был полезен воспитателям других регионов.
Специалисты
Министерства образования проанализируют материалы тема-тических секций и
дискуссионных площадок, на их основе будет выработана резолюция, она отразит
ключевые направления государственной политики в сфере дошкольного образования.
Екатерина Семянищева.