275
лет назад калужские купцы Иван и Петр Золотаревы, взяв в компаньоны земляков
Михаила и Ивана Фалеевых, с разрешения Берг-коллегии стали осваивать «порожние»
земли на Болве и её притоках. Строительство первых заводских и жилых строений
относится к 1744 году, официально признанному датой основания города. А через
год предприимчивые купцы возвели железоделательный молотовый завод. На большее
не хватило средств, так что завод заложили барону Строганову. Следующим
владельцем завода был промышленник А.А.Гончаров. 90 лет завод приносил доход
ему и его наследникам. Расцвет предприятия наступил в то время, когда возглавил
дело один из основателей отечественной промышленности – С.И.Мальцов. Под его
руководством работало около 20 заводов различного профиля. Он был
талантливейшим человеком, изучившим не только гуманитарные науки, но и химию,
физику, механику, металлургию.
Песоченский
завод рос и развивался. Доменные печи заменяются вагранками для плавки чугуна,
строится узкоколейка от Песочни до Бежицы. На заводе начинается выпуск
художественного литья. В
В
1913 году выпуск годного литья составлял 467759 пудов, число работающих – 1166
человек.
В
1918 году Песоченский горноплавильный и эмалировочный заводы были национализированы,
через год они объединились в единое предприятие - Песоченский чугунолитейный
завод. В 1919 году выпуск годного литья составил 294113 пудов, число работающих
– 1288 человек. Среди выпускаемой продукции завода были сливные бачки, печные приборы,
эмалированная посуда, паровозные колосники, тормозные колодки, буферные станки
и многое другое.
В
Великую Отечественную войну завод был разрушен практически до основания. Были
годы эвакуации в г.Катав-Ивановск Челябинской области, а после войны – восстановление
хозяйства.
Но
уже в начале февраля 1942 года Кировский РК ВКПб принял решение «О работе
чугунолитейного завода», в котором потребовал от руководства завода к 20
февраля возобновить работу кузницы, литейного, столярного и
слесарно-механического цехов, а к 1 марта организовать автомеханический цех для
ремонта автомашин и тракторов 10-й армии.
В
мае 1942 года на ЧЛЗ трудились 208 рабочих, к середине июля здесь действовали локомобиль, два двухтонных
генератора, гидротурбина, 18 десятитонных электромоторов, два шеститонных
трансформатора, четырёхтонный пневматический молот, три токарных, 4 сверлильных
станков, паровоз, 18 вагонов, две 5-тонные воздуходувки… На отреставрированном оборудовании трудились
34 квалифицированных рабочих и 24 ученика. К концу 1944 года на заводе было 177
рабочих и 5 служащих. Их усилиями была восстановлена первая очередь завода.
(«Киров: город-труженик, город-воин». А.А.Бауэр).
В
1944 году была сделана первая плавка, в 46-м выпущена первая партия
эмалированных ванн – 6 штук, а в следующем году уже около 13 тысяч изделий.
К
концу 50-х завод становится ведущим по производству санстройизделий в стране. В
В
Курс
на перестройку в конце 80-х заставил задуматься о будущем предприятия.
Разрушены все хозяйственные связи, и работу надо начинать практически с нуля. В
С
чугунолитейным заводом связана биография не просто тысяч кировчан, но и всего
нашего города. На этом предприятии продолжают трудиться внуки и правнуки тех,
кто когда-то заложил славу чугунолитейщиков на просторах страны.
Надо
отметить, что далеко не все предприятия нашего города смогли выдержать
перестройку. Многие из них были закрыты, а «Кировский завод» пережил затяжной
кризис. Потребительская политика последнего собственника и неумение эффективно
организовать работу в новых условиях привели к банкротству завода. Спасти
ситуацию могли лишь новые инвесторы. И надо отдать должное российским компаниям
«Металлснабсервис» и «Желдормаш». Усилия, предпринятые ими по сохранению
металлургического производства на кировской земле, увенчались успехом. Огромная
работа по реанимированию завода позволила запустить технологический процесс и
постепенно погасить почти миллиардную задолженность. В дальнейшем имущество
предприятия-банкрота было приобретено ООО «Металлснабсервис» в собственность на
аукционе.
Для
инвестора Сергея Ивановича Горелова и директора Александра Фёдоровича Потапова
это стало большой победой, ведь несколько подобных заводов металлургической
отрасли в областях центральной России после банкротства просто перестали
существовать…
Руководство
ООО «Желдормаш» намерено продолжать славные традиции старейшего предприятия
города и наряду с собственной символикой сохранить на изделиях маркировку
кировского завода – «КЗ».
Евгения
СИМОНОВА.