Психологи
есть далеко не в каждой российской школе, но школам, которые укомплектованы
такими специалистами, повезло. Психолог не ставит оценки, не пишет замечания в
дневник, не ведёт уроков по дисциплинам, но является полноценным участником
образовательного процесса – он разговаривает с детьми о фундаментальных
понятиях: добре и зле, жестокости и милосердии, этике и безнравственности. К
психологу можно прийти за советом, как к другу, рассказать о проблемах, с
которыми люди сталкиваются и в 7, и в 17
лет, и получить помощь.
Тем радостнее осознавать, что в педагогической среде отметили особое место
школьного психолога, и в 2021 году включили в муниципальный конкурс «Я в
педагогике нашёл своё призвание» номинацию «Лучший педагог-психолог».
Одно из открытых занятий провела педагог-психолог школы №2 Наталья Борисова.
Языком сказки и весёлой игры она решила поговорить с третьеклассниками о добре
и зле, но не как об абстрактных категориях, а как о составляющих элементах
личности каждого человека.
В этом ей помог сказочный персонаж – ёж Злодобрюшка. И действительно, кто как
не этот зверь иллюстрирует соединение зла и добра нагляднее? Когда ёж «добр»,
он расслабляет колючки, опускает их, но когда «зол», опасность близка – колючки
копьями встают на защиту хозяина. Злодобрюшка не знал, чего в нём больше -
добра или зла, и вместе с ребятами он отправился в путешествие, чтобы это
выяснить.
Первым на пути Злодобрюшке и его друзьям встретился заяц. Он предложил ребятам
нарисовать доброго и злого человека – так ёж поймёт, как они выглядят. Сравнив
рисунки, психолог выявила общие признаки – у злого человека красное лицо,
опущены уголки губ, грустные глаза. А у доброго – улыбка, весёлый взгляд. Наталья
предложила ребятам нарисовать злым человечкам солнышко или радугу, чтобы они
обрадовались и стали добрее.
Люди испытывают злость. Это нормально. Третьеклассники злятся, когда у них
что-то не получается, без спроса берут их личные вещи, когда их не зовут играть или кот мешает делать уроки. Но как
победить свои негативные эмоции? Об этом ребята узнали, повстречав Медвежонка. Вместе
с психологом учащиеся выполнили специальное упражнение, моментальную медвежью
«спячку»: нужно закрыть глаза, глубоко
вдохнуть, посчитать про себя до трёх, медленно выдохнуть и открыть глаза. На
коленях у детей - листы цветной бумаги. «Что бы вы сделали с этой бумагой, если
бы испытывали злость?» - спросила психолог. И ребята смяли свой негатив в маленький
бумажный «колобок», а потом выкинули в мусорное ведро, избавившись от злости. Так
с помощью психолога и Медвежонка ребята и ёж Злодобрюшка научились брать себя в
руки, контролировать эмоции.
На зелёном дереве поджидала друзей мудрая Сова. Вместе с ней Наталья Борисова прочла
ребятам сказку о таком же маленьком ежонке, который в каждом видел опасность и бросался
в драку, хотя никто не хотел его обижать. Все думали, что он очень злой, но
ежонок не был злым – он сжимал кулаки, выставлял колючки и готовился к обороне,
потому что боялся, считал, что ему хотят сделать больно. Когда ежонок понял,
что все считают его злым из-за его устрашающего вида, он решил разжать кулаки и
колючки опустить – так другие зверята поймут, что он готов дружить с ними.
Мудрая Сова подарила Злодобрюшке листочек с хорошими и плохими поступками. Ёж
поделился листочком с ребятами. Положительные поступки нужно было закрасить
зелёным цветом, а отрицательные – красным. Ребята справились на «отлично». Зелёным они
отметили: уважать родителей, покормить котёнка, говорить правду, помочь старой
бабушке, вежливо разговаривать. Эти же пункты выбрал и ёж. Он понял, что в нём
больше положительных качеств, и психолог предложила называть его Добрюшка. И
если раньше ёж был растерянным, то в конце занятия на его мордочке появилась широкая
улыбка. В благодарность за помощь ёж оставил третьеклассникам букеты бумажных
цветов – розовых (занятие понравилось), синих (не понравилось), белых (не знаю).
Розовыми ромашками дети украсили зелёную полянку, крону дерева и даже серьёзную
Мудрую Сову. На языке цветов это означало: «Занятие нам очень понравилось!»
Тренинг психолога Натальи Борисовой был направлен на снижение детской
агрессивности, сплочение коллектива. У психолога получилось создать
доверительную атмосферу, дети почти не обращали внимания на членов жюри – так были
увлечены интересными заданиями, так хотели, как и ёж Злодобрюшка, найти в себе много
добра. И нашли - в конце занятия каждый ребёнок широко улыбался, а не это ли
высший балл для любого профессионала?
Впереди у талантливого психолога Натальи Борисовой ещё несколько конкурсных
этапов, пожелаем ей удачи!
Е. МИРОНОВА.