Педагоги испытали свои силы в ситуационной игре
Ежегодно
Кировская районная администрация совместно с отделом образования организуют
муниципальный конкурс профессионального мастерства «Я в педагогике нашёл своё
призвание». Конкурс направлен на выявление лучших из лучших, он сложный,
ответственный, педагоги, участвующие в нём, представляют не только себя лично,
но и учебное заведение, в котором работают. Поэтому так важно показать высокий
уровень профессионализма.
В 2021 году конкурс претерпел изменения. В соответствии с новым Положением
первым этапом очного тура стал «Кейс» - командная работа по решению
психолого-педагогической задачи. И если в прошлом году конкурс проходил в
большом актовом зале школы №1, то в этом - в здании отдела образования. Вместо
болельщиков, которые раньше сидели в зале и переживали за «своих» конкурсантов,
- только жюри и СМИ. Такие условия продиктованы пандемией.
Но что-то в конкурсе осталось неизменным – это талантливые педагоги и
воспитатели, всего 13 человек, которые будут бороться за звание «Лучший
учитель», «Лучший воспитатель» и «Лучший педагог-психолог»; это компетентное
независимое жюри – заведующая отделом образования Кировской районной
администрации О.А.Лукьянова, начальник информационно-методического отдела
отдела образования, секретарь жюри Л.И.Гаврикова, директор центра
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, педагог-психолог
Е.С.Овчинникова, специалист отдела образования по дошкольному образованию
М.В.Щербакова, старший воспитатель д/с №5 «Тополёк» А.С.Пашкина.
Мероприятие открыла Людмила Ивановна Гаврикова. Она рассказала участникам, что
первый тур конкурса проходит одновременно с финалом «Учитель года-2020», а
также подчеркнула, что участница из Калужской области – учитель биологии из
Обнинска, вошла в число 15 финалистов. Есть с кого брать пример.
Председатель жюри Ольга Александровна Лукьянова поблагодарила всех педагогов за
смелость, она, несомненно, нужна, чтобы принять участие в таком
профессиональном соревновании.
- Педагог никогда не должен стоять на месте, он стремится к лучшему. Конкурсное
движение позволяет педагогу развиваться и быть профессионально чуть выше тех,
кто в таких конкурсах участия не принимает, - отметила Ольга Александровна, -
Наш муниципальный конкурс всегда проходит на высоком уровне, это подтверждено
результатами – «Лучший воспитатель-2020» из Кирова занял первое место в
региональном этапе конкурса и в феврале будет принимать участие во Всероссийском
конкурсе «Воспитатель года». Муниципальный этап нужен для определения
талантливых кадров, которые смогут представить себя и свой район на уровне страны.
В курс задания участников ввела Елена Станиславовна Овчинникова:
- По жеребьёвке вы разделитесь на три команды, каждой нужно будет решить
определённую педагогическую ситуацию, регламент – 15 минут. За это время вы подготовите
проект решения. Приветствуются разнообразные средства: театрализация,
использование канцелярских принадлежностей, нестандартность, уход от шаблонов.
Жюри будет оценивать оригинальность решений, культуру представления,
компетентность, профессиональные навыки и ваше умение работать в команде.
Специалистам была предложена ситуация, с которой каждый из них может
столкнуться или уже сталкивался в своей работе: проблемный ученик дерётся с
одноклассниками, ребята игнорируют хулигана, не хотят с ним общаться, не
принимают в игры. На замечания педагогов учащийся не реагирует, грубит. Попытки
разговоров с родителями неудачны.
- Вам нужно понять - каковы возможные причины возникновения данной проблемы,
предложить варианты её решения, - отметила Е.С.Овчинникова, - помните, что жюри
будет оценивать команду в целом, но баллы, полученные командой, будут
персональными баллами её участников.
Команды получили задания и время пошло. 15 минут - кажется, очень малый срок,
чтобы придумать что-то интересное, но когда над задачей работают несколько
человек, дело идёт быстро. В кабинете стоял гул обсуждения, участники
совещались, рисовали плакаты, разделяли объём выступлений – ведь каждый член
команды должен был внести свою лепту в общий результат.
15 минут прошло. Первая команда готовилась к выступлению, а две другие -
удалились ожидать за дверь, чтобы во время презентации не было соблазна внести
изменения в уже готовый проект. Выступления команд тоже ограничили регламентом
– всего 5 минут для демонстрации решения поставленной задачи.
В состав первой команды вошли воспитатель детского сада №4 «Ручеёк» Ольга
Ивановна Павлюченкова, воспитатель детского сада №10 «Буратино» Елена Петровна
Иванина, педагог-психолог школы №8 Галина Ивановна Мешкова, учитель английского
языка школы №2 Татьяна Владимировна Кашеварова. Педагогический проект команды
был представлен в виде символа – дерева яблони. Корни дерева – это причины
проблемы, ствол – пути её решения, крона с плодами – результаты работы с
учеником. Педагоги предположили, что причины агрессивного поведения ребёнка
связаны с его индивидуальными, возрастными особенностями, вызваны конфликтами с
родителями и сверстниками. Для исправления ситуации педагоги посчитали важным
провести с ребёнком консультацию психолога, коррекционные занятия,
воспитательную работу с классом, в котором учится проблемный ребёнок. Для
стабилизации состояния ученика необходимо установить причину напряжённости в
семье. Совокупность найденных решений позволит исчерпать конфликт – у ребёнка
улучшится поведение, он будет налаживать свои отношения с учащимися, начнёт
проявлять себя в совместных играх.
Вторая команда, в которую вошли воспитатель Воскресенской школы Виктория
Александровна Гогина, педагог-психолог средней школы №2 Наталья Игоревна
Борисова, учитель английского языка школы №7 Любовь Владимировна Наумкина,
учитель начальных классов Воскресенской школы Мария Сергеевна Короткова,
пригласила всех присутствующих на «Педсовет». Каждый из экспертов «программы»
представил свои доводы. Версия психолога: плохое поведение - из-за
неблагоприятной ситуации в семье, разных воспитательных методик в школе и дома.
Если к ребёнку предъявляют различные требования, то он будет находиться в
состоянии постоянного стресса, отчуждённости, станет изгоем, что вызовет агрессию,
фрустрацию. Учитель младших классов считает, что в этой ситуации не обойтись
без диалога с ребёнком. Если ученик закрылся, учитель может дать ему
ответственные поручения (олимпиада, волонтёрская деятельность, спортивные
соревнования), которые приведут его в ситуацию успеха, ребёнок почувствует свою
значимость. Сплочению коллектива помогут проекты, тренинги, конкурсы.
Совместное времяпровождение позволит классу принять проблемного ребёнка в
коллектив. По мнению воспитателя детского сада, не менее важно в этой ситуации
провести работу с родителями. Если они отрицают проблему, нужно объяснить, что,
объединив усилия, они смогут помочь ребёнку.
Третья команда представила вниманию жюри классический «круглый стол», где
каждый из педагогов высказал своё мнение. А это воспитатель д/с №1 «Сказка»
Анастасия Александровна Тарасова, учитель географии и биологии «Кировского
лицея» Елена Геннадьевна Петухова, педагог-психолог Воскресенской школы Ольга
Александровна Луковцева, воспитатель д/с №12 «Колокольчик» Алёна Владимировна
Черенкова, учитель английского языка школы №1 Ольга Николаевна Янченко.
Перед началом работы с проблемным учеником нужно построить доверительные
отношения и с ним, и с его родителями, - считают участники третьей команды. Психолог
подтвердил необходимость консультирования родителей по теме детско-родительских
отношений. Не обойтись, по её мнению, и без коррекционно-развивающих программ
снижения агрессивности ребёнка. Классный руководитель направил свои действия на
тренинговые занятия внутри класса, на повышение социальной активности ученика,
на совместные мероприятия с одноклассниками – тогда коллектив будет сплочённым.
К тому же, как отметили другие учителя, это позволит направить энергию ученика
в нужное русло. Акции, кружки, волонтёрские или театральные проекты исключат
дефицит внимания. Участники «круглого стола» уверены - все дети талантливы, и
задача педагога – открыть их сильные стороны, показать, на что они способны.
По итогам первого этапа конкурса места распределились так: 1 место - команда №2, 2-е место - команда №3, 3-е место
- команда №1.
Конкурс «Я в педагогике нашёл своё призвание» предъявляет новые требования, но
по-прежнему вызывает живые эмоции, открывает яркие личности, зовёт к новым
профессиональным горизонтам.
Екатерина МИРОНОВА.