Муниципальный
конкурс «Я в педагогике нашёл своё призвание» вышел на финишную прямую – на
этой неделе педагоги прошли третье задание очного тура - «Мастер-класс». По
регламенту участницам было дано всего 10 минут на демонстрацию своих
профессиональных умений и навыков. Они показали педагогические приёмы, в основе которых игра и творчество. Их учителя используют в
работе, чтобы завладеть вниманием аудитории, увлечь, вызвать эмоции и добиться
высокого уровня запоминания. Игра, в которую на уроке может пригласить детей
педагог, или творческий процесс делают нас соучастниками «открытий чудных», надолго задерживающихся в памяти.
Первой
свой мастер-класс «Просто, легко, весело или «пока едет лифт» провела учитель английского языка школы №1 Ольга Николаевна
Янченко. Она обратила внимание коллег на высокую популярность командных
методик воспитания и обучения. Разделение на команды помогает преподавателю
уменьшить время выполнения задания, актуализирует внимание участников, потому
что на каждом из них лежит ответственность за общий успех. И вот уже в борьбу
за лидерство вступили две команды. Им предстоит решить непростую задачу.
Известно, что сегодня в школах очень мало педагогов-мужчин. Как вернуть их в
учебные заведения, какими они должны быть? Конкурсантка предложила составить
портрет идеального педагога-мужчины при помощи подручных материалов и обучающих
структур «Модель Фрейер» (в ней участницы вывели «формулу» идеального
педагога), а также «Сингл райнд робин» (командная работа проговаривания
получившихся критериев «идеала» по кругу). Эти структуры помогают всесторонне
изучить «героя» и запомнить его характеристики. Участницам второй группы пришлось
поучаствовать в спектакле и уговорить «учителя-мужчину» устроиться на работу в
школу. Так за несколько минут учитель построила модель взаимодействия с
аудиторией, выявила проблему и предложила найти её решение, итогом «урока» стал
мини-проект.
Учитель английского языка школы №7
Любовь Владимировна Наумкина темой своего мастер-класса выбрала арт-терапию
– обучение с помощью творчества. Уроки преподаватель начинает с разминки,
используя приём «Фонетический этюд»: стихотворение или четверостишие дети
читают парами, как шепчущиеся подружки, как диалог мамы и ребёнка.
- Во время проговаривания по ролям или под музыку возникает ритмическое
запоминание, - объясняет Любовь Владимировна.
Английские фразовые глаголы педагог заучивает с учениками с помощью приёма
интерпретации, т.е. значение глагола показывают действиями – вместе с коллегами
Любовь Наумкина ищет, (look for), убирается (cleanup), веселится (cheerup) на примерах понятных всем движений. Так у детей
формируется мышечная память. Для отработки сложных правил лексики, грамматики,
английских времён на урок с помощью проектора «приглашаются» популярные певцы, исполняющие
песни на английском. Тексты песен используются как учебные тексты – можно
предложить ученикам вставить подходящие по смыслу слова, изменить формы
глаголов, провести аудирование и т.д. Для демонстрации приёма педагог выбрала
песню Бритни Спирс «Oops I did it again», и коллеги Наумкиной побывали в роли
её учеников – поиграли и «поймали» нужные слова песни.
- Благодаря этим приёмам у детей формируется эмоциональная память, закрепляется
позитивный момент, связанный с изучением английского языка, - отметила Любовь
Наумкина, - зазубривание приносит свои плоды, но если мы любое знание совместим
с эмоцией, мы получим от обучения гораздо больший эффект.
Эстафету мастер-классов приняла учитель
географии Кировского лицея Елена Геннадьевна Петухова. Она предложила
коллегам логическую игру - поиск Острова Невезения, про который в фильме
«Бриллиантовая рука» пел актёр Андрей Миронов. Текст песни Леонида Дербенёва
учителя использовали как устную карту. Остров находится в океане, покрыт
зеленью, там водятся крокодилы и растут кокосы – значит, ареал поиска сужается
до тропических и субэкваториальных широт. На острове живут люди-дикари, они
несчастны, но трудолюбивы, молятся богу
– исповедуют монотеистическую религию. А строчка «В день какой – неведомо, в
никаком году» приводит педагогов к 180-му меридиану или к «линии перемены дат»,
пересекая которую можно попасть из одних суток в другие. В полюсе 180-го
меридиана – несколько островов: Врангеля, Фиджи, Семисопочный… Но какой из них «невезучий»?
Фиджи «выходит из чата» – там живут каннибалы, а не добрые люди-дикари.
Педагоги сравнивают климатограммы островов Врангеля и Семисопочного. На острове
Врангеля холодно, мало дождей, а на Семисопочном – влажный и тёплый климат, и
население присутствует – алеуты, православные рыбаки и земледельцы – всё
подходит. Семисопочный - остров вулканического происхождения, и в 1987 году
особенно сильное извержение вулкана стёрло рыбацкие поселения алеутов с лица
земли. Но Елена Геннадьевна напоминает, что текст Дербенёва был написан в 1969
году, когда остров Семисопочный был ещё обитаем. Всё совпало, педагоги нашли
Остров Невезения, решили задачу, которая казалась невыполнимой, и научились
применять в поиске субширотную и субмеридиальную логику.
Педагог-психолог Воскресенской школы
Ольга Александровна Луковцева предложила
коллегам провести минутку релаксации, закрыть глаза, расслабиться, вообразить
небо и самую яркую звезду, свет которой наполнит положительной энергией.
Запечатлеть символ энергии психолог предложила с помощью арт-техники торцевания
– маленькие квадратики стороной 1-
- Метод торцевания очень полезен в
работе как с детьми, так и со взрослыми, - отметила Ольга Александровна, - он
позволяет успокоиться, сосредоточиться, аппликация получается быстро, и
результат всегда смотрится красиво.
Педагог-психолог школы №2 Наталья Игоревна
Борисова применяет арт-терапию для снижения агрессивности детей. Для
демонстрации мастер-класса психолог выбрала изотерапию и музыкотерапию. Перед
основным заданием – музыкальная зарядка, она помогает избавиться от накопившейся
усталости. Психолог разделила коллег на две команды, одна выполняла методику
«Кляксография», а вторая училась методике «Монотипия». Работа с яркими
красками, незацикленность на готовом рисунке освобождают от страха неудачи, и
из клякс рождаются животные, города, деревья, лица и человечки. У каждого конкурсанта
- уникальные, свои.
- Теперь и вы убедились, что от негативных эмоций, в нашем случае это волнение,
можно избавиться с помощью терапии искусством и творчеством, - отметила педагог,
обращаясь к коллегам.
Педагог-психолог школы №8 Галина Ивановна
Мешкова отметила, что одно из основных направлений работы школьного
психолога – это борьба с повышенной тревожностью у детей. В работе с такими
школьниками Галина Ивановна использует метод изотерапии. Для мастер-класса
Мешкова выбрала технику оттиска. Она предложила педагогам изобразить зимний
лес. На столах участниц – капустные листы, засушенные листья папоротника,
спонжи и зубочистки. Всё это – инструменты для создания картин. Листы пекинской
капусты густо мазали белой краской и получали отпечаток запорошенного снегом
дерева, листья папоротника отпечатались на листе зелёными елями, спонжами
педагоги сделали на своих картинах высокие сугробы, а зубочистками поставили
белые пушистые снежинки. Красота! Мешкова рассказала, что техника оттиска –
отличный способ тренировать фантазию, например, с помощью разрезанного
напополам кочана пекинской капусты можно «отпечатать» на бумаге букет роз.
Главное – видеть красоту в деталях и учить этому детей.
Как с помощью обычного листа белой бумаги показать ребёнку волшебную сказку с
множеством объектов? Об этом знает учитель
начальных классов Воскресенской школы Мария Сергеевна Короткова. На своих
уроках она использует технику оригами. Оригами – древнее мастерство, помогает
развивать воображение, глазомер, мелкую моторику рук и, конечно, это искусство,
которому нужно учиться. Этим и предложила заняться Мария на своём
мастер-классе.
Из подручных материалов на столе у каждой участницы только квадрат белой
бумаги. Смотря за действиями мастера, педагоги повторяли «шаги» техники оригами
и слушали сказку про Иванушку. Белый квадрат становился барским полем, орденом,
кораблём, сапожками, шляпой, штанами, столами дубовыми, ножницами и лодкой.
- Больше всего дети любят слушать, смотреть, инсценировать, пересказывать
сказки. Для развития ребенка важно, как сказка ему преподносится, особенно его
удивят фигурки, трансформирующиеся у него на глазах, - отметила Мария Сергеевна.
Татьяна Владимировна Кашеварова,
учитель английского языка школы №2, в своей работе использует приёмы проблемного
обучения. Они подходят для тренировки разговорного английского языка. Тема
мастер-класса преподавателя – фрукты, а в основе – игра. Коллегам Татьяна
предложила задания на внимание. Педагоги угадывали, какой фрукт исчез с
картинки на доске, подбирали к фруктам прилагательные, описывающие их свойства,
а затем угадывали его по наводящим вопросам. Затем каждый преподаватель выбрал
свой любимый фрукт и описал его на английском. Конкурсантка отметила, что
процесс говорения неразрывно связан с психологическими особенностями человека,
и её приёмы направлены на то, чтобы включить в работу на уроке всех детей, независимо
от того, как они информацию воспринимают
Мастер-класс – один из самых зрелищных
элементов конкурса, он проходит в творческой, открытой атмосфере, где каждая из
участниц играет роль и учителя, и ученика. Но самое главное, что на этом этапе
участники конкурса делятся с коллегами педагогическими и психологическими
приёмами, технологиями, методиками. Это значит, что учителя смогут адаптировать
увиденные педагогические «лайфхаки» к своим занятиям и получить от преподавания
новый вдохновляющий опыт.
Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.