Сегодня: Среда 24 апреля 2024 г.

Повысить качество образования

№№22-24 26 февраля 2021 г.

19 февраля завершился муниципальный конкурс "Я в педагогике нашёл своё призвание", в котором приняли участие тринадцать представителей образовательных учреждений района. Среди них учителя средних школ, воспитатели детских садов и педагоги-психологи.

Последнее задание, которое предстояло выполнить участницам - общая дискуссия за «круглым столом». Тему для обсуждения предложила Ольга Александровна Лукьянова, заведующая отделом образования : «Приоритетные направления развития системы образования РФ»

– Президент РФ В.В. Путин в своём Указе «О приоритетных целях и задачах развития системы образования до 2030 года» определил две задачи. Первая - вхождение России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования. Вторая задача – это развитие форм воспитания личности на основе духовно-нравственных ценностей, традициях, исторических основах нашей страны. Давайте мы остановимся на первой задаче. Что вы вкладываете в понятие качества общего образования? Какие, по вашему мнению, существуют препятствия для того, чтобы Россия вошла в десятку лучших в настоящий момент? Как преодолеть эти препятствия?

Алёна Владимировна Черенкова (д/с №12 «Колокольчик»):

- Прежде всего, я думаю, что важная составляющая качества образования - наполненность предметно-пространственной среды. Современные дети требуют инновационных подходов, интересуются различными гаджетами, планшетами, коммуникационными технологиями. Поэтому важно, чтобы все наши образовательные учреждения были оснащены современным оборудованием, которое сейчас необходимо педагогу. Прежде всего, доступность интернета. Ведь можно включать и дистанционные занятия для, допустим, отсутствующих детей. Общаться дистанционно можно и с родителями.

Важным является ещё и опора на зону ближайшего развития дошкольника. Сейчас среди родителей модным стало такое направление – перенагружать своего ребёнка, немного опережая его развитие. Это неправильно. Существует ведущий вид деятельности для каждого возраста, для дошкольников - игра. Важно не лишать ребёнка этого ценного периода, потому что сейчас признана уникальность детства, его неповторимость. Дошкольное образование – первая ступень образования, то есть подчеркивается его ценность в становлении личности ребёнка. Поэтому важно пойти по принципу обогащения, а не перегрузки ребёнка лишними знаниями, которые в данном возрасте ему не нужны.

Сейчас современные технологии нам немного облегчили процесс взаимодействия, например, это мессенджеры, которые позволяют совершить быстрый обмен информацией. Каждая сторона, воспитатель и родитель, может сказать, чего она хочет в процессе дошкольного образования. В этом направлении технологии идут нам на пользу.

Елена Петровна Иванина (д/с №10 «Буратино»):

- Я хочу добавить, что дети стали другими, они стали по-другому мыслить, рассуждать, они стали очень любопытными. И если раньше в свободное время мы выходили на улицу, общались вживую, то теперь общение стало больше виртуальным. Считаю, что важной задачей является необходимость заинтересовать, замотивировать ребёнка на обучение. Прежде всего, мы должны начать с себя, повысить качество образования. Пойти по каким-то новым направлениям, проходить курсы повышения квалификации, участвовать в вебинарах, находить творческие подходы. Также важно, чтобы педагог и учащийся были на уровне, то есть общались на равных.

Ольга Ивановна Павлюченкова (д/с №14 «Ручеёк»):

- На мой взгляд, сейчас наше образование оставляет желать лучшего. В педагогике есть два понятия, они созвучны: это образование и образованность. Мы все с вами получаем образование, но не все выходим образованными людьми. Да, мы выходим дипломированными, грамотными специалистами. Но при этом дети наши не достигают тех результатов, которые бы мы хотели. И, наоборот, наши бабушки и прабабушки, которые, не имея ни одного класса образования, воспитывали таких деток, что мы гордимся ими до сих пор. Поэтому мне кажется, что в образовании мы не только современными технологиями должны пользоваться, но и своим личным примером. Мы, как педагоги, должны всегда совершенствоваться и быть преданными своему делу. Любить его так, чтобы дети это видели. Чтобы улучшить качество образования, мы должны идти и учить учиться. Не только давать какие-то знания, но и чтобы они сами могли где-то их поглощать, стремились узнавать новое.

Ольга Николаевна Янченко (учитель английского языка, СОШ №1):

-Качество образования, как уже верно было сказано, зависит от умения научить учиться. Мы должны начинать с себя и чётко понимать, к чему мы идём, что мы хотим от этого ребёнка. Они сейчас находятся в таком состоянии, когда сами не понимают, чего хотят. Какими бы ни были оснащёнными кабинеты, мы должны детям показать цель. Наши дети не знают, как распределить время, как воспользоваться своим временем. Есть же такая замечательная штука как тайм-менеджмент. Нам надо научить детей этому.

Разговариваю с родителями, собираем данные, кто куда собирается поступать. А родители: «Ольга Николаевна, поговорите, пожалуйста, я не знаю, куда он хочет поступать». Ребёнку в такие моменты хочется помочь. Я создала проект для своего 9-го класса, туда и 11-й класс ещё подключился. Договорилась с частными организациями: мы к ним приходим, и дети пробуют поработать продавцами-консультантами. Конечно, дети сначала смеялись: «Продавцами? Что, в «Пятёрочку» пойдём?» А давайте попробуем! Это труд, это то, что они должны на себе испытать. Они пробуют и понимают, что это непросто. Девочки работали в магазине «Сити». Им показали правила работы с покупателями, всё рассказали. И им не хотелось оттуда уходить.

Галина Ивановна Мешкова (педагог-психолог, СОШ №8):

- Сейчас дети не понимают, кем они хотят быть. В качестве примера по профориентации: мы с помощью психологических тестов определяем тип личности ребёнка. В процессе обсуждения результатов выясняем, что дети не ориентируются в мире профессий. Они говорят: «Мне нравится работать с компьютером». Но, к сожалению, какие профессии относятся к миру компьютеров, они не могут назвать. Спрашиваю, что бы ты хотел делать, связанное с компьютером? Ребёнок не знает. То же самое и с другими предметными сферами, дети не могу назвать, какие профессии связаны с биологией, химией и так далее. Мы, как педагоги-психологи, стараемся помочь им сориентироваться в этом многообразии, определить подходящее направление.

Наталья Игоревна Борисова (педагог-психолог, СОШ №2):

- Я считаю, что каждый человек, который идёт в профессию, должен иметь призвание к этому, отдавать профессии свою душу, своё время и желание. Тогда в целом улучшится качество жизни во всех сферах. Это самая большая мотивация, когда человек ищет то, что ему интересно. Например, в 10-11 классах, я считаю, не хватает профильного обучения. Как у нас происходит это на практике: три девятых класса, из них сформировалось два десятых, и обычно их распределяют на класс с гуманитарным уклоном и класс физико-математический. Что делать детям, которые готовы идти в другую профессию, в которой им не нужны профильные предметы этих классов? Например, в школе углубленно изучают обществознание, а нужна биология. Либо самому зубрить, что бывает очень трудно, либо идти к репетитору, что тоже не всегда представляется возможным из-за финансового положения семьи. Как педагог-психолог, я могу помочь ребёнку сориентироваться при выборе профессии, выявить способности и интересы. Школа может в этом помочь, например, предоставлением возможности для углубленного изучения не только тех предметов, на которые образовательная программа сделала уклон.

Любовь Владимировна Наумкина (учитель английского языка, СОШ №7):

- Но ведь невозможно в одной школе открыть семь десятых классов! Никто не запрещает родителям и ученикам выбирать тот образовательный маршрут, который их устроит, и перейти в ту школу, где будут химия и биология. Что, правда, сложно сделать в реалиях нашего маленького города.

Относительно качества образования, в первую очередь, мы говорим о качестве подготовки кадров. Ни для кого не секрет проблема «профвыгорания», нехватки времени у педагогов. Мы сейчас сталкиваемся с тем, что когда нам нужно пройти курсы повышения квалификации или переподготовки, они начинаются в рабочее время. Это очень тяжело совместить, практически всё мы смотрим в записи, вечером. Это очень большая нагрузка. Многие педагоги не выдерживают. Качество образования страдает именно от того, что очень высокие требования.

Ольга Александровна Луковцева (педагог-психолог, Воскресенская СОШ):

- Как уже было отмечено многими, качество образования во многом зависит от самих педагогов. Стоит упомянуть о компетентностном подходе к образованию, то есть мы, как учителя, должны сами развиваться, чтобы собственным примером показать приоритет образования. Педагог, овладевая какими-то новыми инновационными технологиями в работе, способен применять их на уроке и тем самым вызывать у детей положительный эмоциональный отклик, заинтересовывать своим делом. Что касается профильного обучения, то сейчас развивается дополнительное образование, идёт активная работа кружков, секций. Если, например, при разделении классов на профильные не затронут какой-то нужный предмет, то это можно компенсировать работой кружков. Они не должны быть обязательными, а рассчитаны на детский интерес.

Елена Геннадьевна Петухова (учитель географии и биологии, Кировский лицей):

- Нельзя не сказать о том, какая сейчас у учителей нагрузка. Учителя ведут по 35 часов в неделю, проводят классный час, работают с надомниками, организуют воспитательный процесс. И, приходя домой, когда готовиться к урокам? Много часов – это, конечно, очень тяжело. Также президент сказал, что мы должны войти в десятку лучших по образованию, но нужно подумать: что может делать каждый из нас, чтобы добиться этой цели. Ведь это зависит не только от ученика и учителя, к нам должны подключаться ещё и родители.

Татьяна Владимировна Кашеварова (учитель английского языка, СОШ №2):

- Ответственность больше лежит на педагоге. Мы повышаем мотивацию, новые технологии вводим, стараемся идти в ногу со временем, в итоге спрашивают всё с учителя. У меня вопрос: почему не спрашивают с родителей? У них один ответ: мы работаем до ночи, нам некогда. Получается, кто сам из учеников заинтересован, те идут, учатся, дополнительно развиваются, ищут какую-то информацию. Класс делится на сильных и слабых учеников, и мы со слабыми должны дополнительно работать, чтобы каким-то образом подтянуть, научить чему-то. И спрашивают опять с учителя, а не с ученика и родителей. Я считаю, что мы всесторонне должны подходить к этому вопросу. И родители тоже должны нести ответственность за образование и обучение своих детей.

Анастасия Александровна Тарасова (д/с №1 «Сказка»):

- На мой взгляд, качество образования не может зависеть от преподавателя или родителя. Мне кажется, это система подготовленности педагога, потому что педагог это тот человек, который постоянно задает вопросы и ищет ответы. И благодаря повторению старого и изучению нового, мы находим свой подход и для образования ребёнка. Также вся эта работа зависит от сотрудничества с родителями. Мы родителей не должны заставлять, мы должны двигаться с ними в одном направлении, родители и воспитатели – это одно целое. Конечно же, очень многое зависит от индивидуальных особенностей детей. Мы должны находить в каждом ребёнке ту особенность, которую мы должны развивать, приумножать.

Мария Сергеевна Короткова (учитель начальных классов, Воскресенская СОШ):

- Качество образования складывается из того, что есть в нас, - знаний, полученных в высшем учебном заведении, на курсах переподготовки, почерпнутых в учебниках. Однако на территории нашей страны есть очень много разных учебников, разных программ, которые между собой имеют колоссальные различия. И если ребёнок из нашей области переедет в другой регион, то программы совпадать не будут. Я считаю, это огромный минус нашей системы образования. Дети военных часто колесят по стране, и им надо менять тетради, учебники. Это ещё и финансово затратно. Это стресс для ребёнка, для учителя. Я думаю, что в будущем придут к единой образовательной программе, к общему стандарту, чтобы и в Калининграде, и в Хабаровске был единый урок и одна тема. Хотелось бы сказать ещё про учебники. Там есть много ошибок и неточностей, это касается и начальной школы, и старшего звена. Особенно это касается истории. Даётся очень много ненужной информации, воды, которая вообще не относится к сути урока. Я считаю, это неправильно. Если вы хотите, чтобы у вас дети были образованными, чтобы не приходилось собирать что-то по крупицам, нужны качественные структурированные тексты.

В конце дискуссии О.А.Лукьянова поблагодарила участников за продуктивное обсуждение темы, высказала своё мнение по поводу поднятых в разговоре проблем. Такой формат оказался очень интересным для всех присутствующих, было внесено предложение почаще встречаться за «круглым столом» - и педагогам, и воспитателям, и психологам, ведь проблемы системы образования затрагивают все ступени, от дошкольных учреждений до средней школы.

И вот долгожданные итоги. Ольга Александровна поздравила всех с завершением конкурса и объявила результаты. В номинации «Лучший учитель» первое место заняла Елена Геннадьевна Петухова, учитель географии и биологии Кировского лицея. Призёрами стали учителя английского языка Любовь Владимировна Наумкина (СОШ №7) и Татьяна Владимировна Кашеварова (СОШ №2). Лучшим воспитателем была признана Алёна Владимировна Черенкова (д/с №12 «Колокольчик»), второе место заняла Ольга Ивановна Павлюченкова (д/с №14 «Ручеёк»), третье – Анастасия Александровна Тарасова (д/с №1 «Сказка»). Звание лучшего педагога-психолога завоевала Наталья Игоревна Борисова из СОШ №2. Призёрами также стали Галина Ивановна Мешкова (СОШ №8) и Ольга Александровна Луковцева (Воскресенская СОШ).

Зоя ФОКИНА.