Сегодня: Пятница 29 марта 2024 г.

Простор фантазии и творчества

№322-24 26 февраля 2021 г.

На прошлой неделе на базе отдела образования Кировской районной администрации проходили мастер-классы в рамках муниципального конкурса педагогического мастерства «Я в педагогике нашёл своё призвание…». Мы уже рассказывали о том, как учителя и педагоги-психологи делились своими приёмами, методами, техниками воспитания, демонстрировали используемые образовательные технологии.

В этом номере мы представим мастер-классы воспитателей.

17 февраля своё профессиональное мастерство продемонстрировали 5 конкурсанток.

Перед воспитателями со словами напутствия выступила начальник информационно-методического отдела отдела образования Людмила Ивановна Гаврикова. Она напомнила присутствующим условия очередного этапа, пожелала конкурсанткам удачи, а членам жюри – удовольствия от увиденных мастер-классов.

Мини-занятия для коллег каждая участница проводили в течение 10 минут. Здесь оценивался уровень профессионального мастерства, используемые методики и техники педагогов.

Ментальные карты

Открыла «марафон профессиональных приёмов» воспитатель детского сада №1 «Сказка» Анастасия Александровна Тарасова

На первом мастер-классе педагог познакомила коллег с методом ментальных карт в работе с дошкольниками. Конкурсантка отметила, что это эффективный способ научить ребят думать и запоминать. Метод основывается на наглядно-образном мышлении и помогает развивать творческие и речевые способности детей. Его преимущество в том, что он учит выделять главное, тренирует память, позволяет получать и обобщать знания.

Педагог рассказала, что применяет данный метод во всех образовательных областях, с детьми разного возраста. Она проводит работу индивидуально, в парах, коллективно.

В своей группе Анастасия Александровна создала целый уголок ментальных карт. На мастер-классе она представила несколько из своей «коллекции».

Воспитатель рассказала, что для создания ментальных карт требуется предварительная работа – это сбор информации и картинок.

Анастасия Тарасова раздала коллегам листы бумаги, фломастеры, клей и банк карточек, предложив конкурсанткам составить свои ментальные карты, где они смогут рассказать о впечатлениях о конкурсе с помощью картинок.

На листе бумаги педагоги поделились своими эмоциями от мероприятия, поведали о возможностях, которые дал им конкурс, о знаниях, которые они получили. Затем участницы рассказали о том, что у них получилось.

Анастасия Тарасова ещё в начале своего выступления продемонстрировала коллегам … жемчужину. Принесла её конкурсантка не случайно, об этом она поведала в конце мастер-класса.

- Жемчужина – символ конкурса «Воспитатель года», и я хочу, чтобы всем нам она принесла удачу и в памяти сохранила только хорошие впечатления.

А членам жюри конкурсантка пожелала найти «жемчужину» конкурса.

Весёлые снегирята

Воспитатель дошкольных возрастных групп Воскресенской школы Виктория

Александровна Гогинапредставила коллегам мастер-класс по изготовлению снегиря из ниток. Выбор на эту яркую птицу пал не случайно. На базе школы уже второй год работает телестудия «Снегирь-ТВ».

Педагог познакомила воспитателей с одним из способов изготовления игрушек из подручного материала. Она отметила, что готовую птичку можно использовать как наглядный демонстрационный материал на занятиях и познавательных беседах о снегирях, для оформления природного уголка.

Затем конкурсантка представила видеоролик, где её воспитанники мастерят весёлых снегирят. После чего педагоги и сами принялись за «рукоделие». Для поделки они использовали нитки трёх цветов, две бусинки для глаз, семечки для клюва, ножницы, двухсторонний скотч и картонку.

Все педагоги с лёгкостью справились с заданием и остались довольны результатом мастер-класса.

Путешествие по калужской земле

Воспитатель детского сада №14 «Ручеёк» Ольга Ивановна Павлюченкова пригласила коллег в увлекательное путешествие по калужской земле. Для этого она предложила вспомнить достопримечательности нашего региона и создать макет-картину своими руками в технике «пластилинография». Ольга Ивановна познакомила участниц с двумя её видами: витражной и мозаичной.

Для каждой участницы уже была подготовлена прозрачная пластиковая крышка с рисунком одной из достопримечательностей.

Калужская земля богата своей историей и каждый её уголок достоин внимания. Для мастер-класса воспитатель выбрала изображения достопримечательностей из 5 городов области, в их числе ракета-носитель «Восток» (Калуга), Оптина пустынь (Козельск), памятник в честь атомного подводного флота (Обнинск).

Пока педагоги по цветам заполняли картинки пластилином, Ольга Ивановна рассказывала о городах земли калужской.

Готовые картинки конкурсантки разместили на заранее подготовленной карте.

Ольга Ивановна отметила, что полученный макет можно использовать в работе с детьми по ознакомлению с родным краем, а также как дидактическую игру.

Танец красок на воде

Воспитатель детского сада №12 «Колокольчик» Алёна Владимировна Черенкова

представила мастер-класс «Техника «Эбру» или «Танец красок на воде». Это было очень эффектное, яркое и завораживающее занятие.

Педагог рассказала, что техника «Эбру» помогает создать ситуацию успеха.

Это старинная изобразительная техника зародилась в Азии, получила развитие в Турции и постепенно появилась в Европе. «Эбру» - это рисование на воде жидкими красками. Суть данного способа заключается в том, что вода и краски имеют разную плотность, за счёт чего последние не растекаются, а оставляют на поверхности лёгкий цвет. Получаются красивые и неповторимые образы.

Для детей «Эбру» является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Каждому ребёнку понравится этот вид необычного творчества. К тому же его можно перенести не только на бумагу, но и на ткань, дерево, керамику.

Алёна Владимировна рассказала о том, что при реализации регионального компонента она знакомила своих воспитанников с кировским предприятием АО «Кировская керамика» и его продукцией. Полученные знания они закрепляли, раскрашивая изделия предприятия. Конкурсантка представила коллегам и членам жюри полученный результат – расписанную кружку. Также она продемонстрировала альбом с работами детсадовцев.

И, конечно же, воспитатель предложила коллегам активизировать межполушарные воздействия - попробовать свои силы в технике «Эбру». У каждой конкурсантки остались яркие уникальные картины и положительные эмоции.

- «Эбру» - это медитация, которая и увлекает, и завораживает, и успокаивает. А для ребёнка важен тот результат, который вызывает у него радость, изумление и удивление. Так давайте будем создавать ситуацию успеха для наших воспитанников, - завершила конкурсантка.

Воспитатели остались под впечатлением от новой для них техники. Опыт Алёны Владимировны оказался очень полезен и интересен.

Технологии макетирования

Завершала конкурсную программу воспитатель детского сада №10 «Буратино» Елена Петровна Иванина. Основательная подготовка педагога к конкурсному заданию была видна сразу. Целых пять ярких макетов использовала участница для иллюстрации своей темы «Использование игровой технологии макетирования в познавательно-игровой деятельности дошкольников».

- Что может быть для ребёнка важнее и значимее игры – это и радость, и общение, и познание, и творчество. Играя, ребёнок общается с другими детьми и взрослыми, познаёт окружающий мир, приобретает новые знания и умения, - начала свой мастер-класс Елена Петровна.

Воспитатель детского сада «Буратино» в работе с детьми использует разнообразные игровые методы, приёмы, техники. Она включает в процесс обучения кубики Никитина, игры Воскобовича, палочки Кюизенера и другие.

В 2020 года Елена Иванина изучила и широко стала применять технологии макетирования. Воспитатель отметила, что они открывают ряд дополнительных возможностей в работе с детьми. Макет – настоящий кладезь для разностороннего развития детей. В процессе реализации они одновременно решают несколько задач: развивают коммуникативные навыки, мышление, память, мелкую моторику и другие.

Педагог представила макеты, которые сделала своими руками, рассказала об их видах: ландшафтном, настольном, настенном и других. Конкурсантка показала макет-трансформер, который можно использовать целым, и каждый элемент по отдельности.

Елена Петровна подчеркнула, что ребёнок должен играть, даже когда выполняет серьёзное дело.

Затем конкурсантка предложила коллегам перейти к практике и попробовать вернуться в детство. Воспитатели надели «скафандры» и отправились на Луну.

Елена Петровна рассказала о спутнике Земли и в игровой форме поведала о метеоритах и кратерах. «Вернувшись» на Землю, педагоги рассказали о своих впечатлениях о необычном путешествии.

- Использование макетов позволяет воспитателю успешно реализовать золотое правило дошкольной педагогики: «Мы должны обучать детей так, чтобы они даже об этом и не догадывались», - подвела итог Елена Иванина.

В завершение третьего задания очного этапа конкурса члены жюри поблагодарили участниц за замечательные творческие выступления и пожелали удачи на заключительном этапе.

Ольга МАЛЬЦЕВА.