На прошлой неделе на базе отдела образования
Кировской районной администрации проходили мастер-классы в рамках
муниципального конкурса педагогического мастерства «Я в педагогике нашёл своё
призвание…». Мы уже рассказывали о том, как учителя и педагоги-психологи
делились своими приёмами, методами, техниками воспитания, демонстрировали
используемые образовательные технологии.
В этом номере мы представим мастер-классы
воспитателей.
17
февраля своё профессиональное мастерство продемонстрировали 5
конкурсанток.
Перед
воспитателями со словами напутствия выступила начальник
информационно-методического отдела отдела образования Людмила Ивановна
Гаврикова. Она напомнила присутствующим условия очередного
этапа, пожелала конкурсанткам удачи, а членам жюри – удовольствия от увиденных
мастер-классов.
Мини-занятия для коллег каждая участница проводили в
течение 10 минут. Здесь оценивался уровень профессионального мастерства,
используемые методики и техники педагогов.
Ментальные карты
Открыла «марафон профессиональных приёмов» воспитатель детского
сада №1 «Сказка» Анастасия Александровна
Тарасова
На первом
мастер-классе педагог познакомила коллег с методом ментальных карт в работе с
дошкольниками. Конкурсантка отметила, что это эффективный способ научить ребят
думать и запоминать. Метод основывается на наглядно-образном мышлении и
помогает развивать творческие и речевые способности детей. Его преимущество в
том, что он учит выделять главное, тренирует память, позволяет получать и
обобщать знания.
Педагог
рассказала, что применяет данный метод во всех образовательных областях, с
детьми разного возраста. Она проводит работу индивидуально, в парах,
коллективно.
В своей
группе Анастасия Александровна создала целый уголок ментальных карт. На
мастер-классе она представила несколько из своей «коллекции».
Воспитатель
рассказала, что для создания ментальных карт требуется предварительная работа –
это сбор информации и картинок.
Анастасия
Тарасова раздала коллегам листы бумаги, фломастеры, клей и банк карточек,
предложив конкурсанткам составить свои ментальные карты, где они смогут
рассказать о впечатлениях о конкурсе с помощью картинок.
На листе
бумаги педагоги поделились своими эмоциями от мероприятия, поведали о
возможностях, которые дал им конкурс, о знаниях, которые они получили. Затем
участницы рассказали о том, что у них получилось.
Анастасия
Тарасова ещё в начале своего выступления продемонстрировала коллегам …
жемчужину. Принесла её конкурсантка не случайно, об этом она поведала в конце
мастер-класса.
-
Жемчужина – символ конкурса «Воспитатель года», и я хочу, чтобы всем нам она
принесла удачу и в памяти сохранила только хорошие впечатления.
А членам
жюри конкурсантка пожелала найти «жемчужину» конкурса.
Весёлые снегирята
Воспитатель
дошкольных возрастных групп Воскресенской школы Виктория
Александровна Гогинапредставила коллегам мастер-класс по изготовлению снегиря из ниток. Выбор на
эту яркую птицу пал не случайно. На базе школы уже второй год работает
телестудия «Снегирь-ТВ».
Педагог
познакомила воспитателей с одним из способов изготовления игрушек из подручного
материала. Она отметила, что готовую птичку можно использовать как наглядный
демонстрационный материал на занятиях и познавательных беседах о снегирях, для
оформления природного уголка.
Затем
конкурсантка представила видеоролик, где её воспитанники мастерят весёлых
снегирят. После чего педагоги и сами принялись за «рукоделие». Для поделки они
использовали нитки трёх цветов, две бусинки для глаз, семечки для клюва,
ножницы, двухсторонний скотч и картонку.
Все
педагоги с лёгкостью справились с заданием и остались довольны результатом
мастер-класса.
Путешествие по калужской земле
Воспитатель
детского сада №14 «Ручеёк» Ольга
Ивановна Павлюченкова пригласила коллег в увлекательное путешествие по
калужской земле. Для этого она предложила вспомнить достопримечательности
нашего региона и создать макет-картину своими руками в технике
«пластилинография». Ольга Ивановна познакомила участниц с двумя её видами:
витражной и мозаичной.
Для
каждой участницы уже была подготовлена прозрачная пластиковая крышка с рисунком
одной из достопримечательностей.
Калужская
земля богата своей историей и каждый её уголок достоин внимания. Для
мастер-класса воспитатель выбрала изображения достопримечательностей из 5
городов области, в их числе ракета-носитель «Восток» (Калуга), Оптина пустынь
(Козельск), памятник в честь атомного подводного флота (Обнинск).
Пока
педагоги по цветам заполняли картинки пластилином, Ольга Ивановна рассказывала
о городах земли калужской.
Готовые
картинки конкурсантки разместили на заранее подготовленной карте.
Ольга
Ивановна отметила, что полученный макет можно использовать в работе с детьми по
ознакомлению с родным краем, а также как дидактическую игру.
Танец красок на воде
Воспитатель
детского сада №12 «Колокольчик» Алёна
Владимировна Черенкова
представила
мастер-класс «Техника «Эбру» или «Танец красок на воде». Это было очень
эффектное, яркое и завораживающее занятие.
Педагог
рассказала, что техника «Эбру» помогает создать ситуацию успеха.
Это
старинная изобразительная техника зародилась в Азии, получила развитие в Турции
и постепенно появилась в Европе. «Эбру» - это рисование на воде жидкими
красками. Суть данного способа заключается в том, что вода и краски имеют
разную плотность, за счёт чего последние не растекаются, а оставляют на
поверхности лёгкий цвет. Получаются красивые и неповторимые образы.
Для детей
«Эбру» является прекрасным инструментом развития воображения, моторики,
творческого начала. Каждому ребёнку понравится этот вид необычного творчества.
К тому же его можно перенести не только на бумагу, но и на ткань, дерево,
керамику.
Алёна
Владимировна рассказала о том, что при реализации регионального компонента она
знакомила своих воспитанников с кировским предприятием АО «Кировская керамика»
и его продукцией. Полученные знания они закрепляли, раскрашивая изделия
предприятия. Конкурсантка представила коллегам и членам жюри полученный
результат – расписанную кружку. Также она продемонстрировала альбом с работами
детсадовцев.
И,
конечно же, воспитатель предложила коллегам активизировать межполушарные
воздействия - попробовать свои силы в технике «Эбру». У каждой конкурсантки
остались яркие уникальные картины и положительные эмоции.
- «Эбру»
- это медитация, которая и увлекает, и завораживает, и успокаивает. А для
ребёнка важен тот результат, который вызывает у него радость, изумление и
удивление. Так давайте будем создавать ситуацию успеха для наших воспитанников,
- завершила конкурсантка.
Воспитатели
остались под впечатлением от новой для них техники. Опыт Алёны Владимировны
оказался очень полезен и интересен.
Технологии макетирования
Завершала
конкурсную программу воспитатель детского сада №10 «Буратино» Елена Петровна Иванина. Основательная
подготовка педагога к конкурсному заданию была видна сразу. Целых пять ярких
макетов использовала участница для иллюстрации своей темы «Использование
игровой технологии макетирования в познавательно-игровой деятельности
дошкольников».
- Что
может быть для ребёнка важнее и значимее игры – это и радость, и общение, и
познание, и творчество. Играя, ребёнок общается с другими детьми и взрослыми,
познаёт окружающий мир, приобретает новые знания и умения, - начала свой
мастер-класс Елена Петровна.
Воспитатель
детского сада «Буратино» в работе с детьми использует разнообразные игровые
методы, приёмы, техники. Она включает в процесс обучения кубики Никитина, игры
Воскобовича, палочки Кюизенера и другие.
В 2020
года Елена Иванина изучила и широко стала применять технологии макетирования.
Воспитатель отметила, что они открывают ряд дополнительных возможностей в
работе с детьми. Макет – настоящий кладезь для разностороннего развития детей.
В процессе реализации они одновременно решают несколько задач: развивают
коммуникативные навыки, мышление, память, мелкую моторику и другие.
Педагог
представила макеты, которые сделала своими руками, рассказала об их видах:
ландшафтном, настольном, настенном и других. Конкурсантка показала
макет-трансформер, который можно использовать целым, и каждый элемент по
отдельности.
Елена
Петровна подчеркнула, что ребёнок должен играть, даже когда выполняет серьёзное
дело.
Затем
конкурсантка предложила коллегам перейти к практике и попробовать вернуться в
детство. Воспитатели надели «скафандры» и отправились на Луну.
Елена
Петровна рассказала о спутнике Земли и в игровой форме поведала о метеоритах и
кратерах. «Вернувшись» на Землю, педагоги рассказали о своих впечатлениях о
необычном путешествии.
-
Использование макетов позволяет воспитателю успешно реализовать золотое правило
дошкольной педагогики: «Мы должны обучать детей так, чтобы они даже об этом и
не догадывались», - подвела итог Елена Иванина.
В завершение третьего задания очного этапа конкурса члены
жюри поблагодарили участниц за замечательные творческие выступления и пожелали
удачи на заключительном этапе.
Ольга
МАЛЬЦЕВА.