Сегодня: Пятница 17 мая 2024 г.

Прокуратура информирует

31 марта 2021 г.

Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и статью 16 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с внесенными изменениями продлен срок действия дачной амнистии до 1 марта 2026 года.

Так, до 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости.

1 января 2021 года вступил в силу постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2020 № 1961 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности».

Настоящее постановление принято в целях реализации Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности».

В Положения о лицензировании отдельных видов деятельности (фармацевтической, медицинской деятельности, деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники, по производству биомедицинских клеточных продуктов и по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений) внесены изменения, в соответствии с которыми лицензирующим органом обеспечивается доступ к общедоступной информации, содержащейся в реестре лицензий.

Установлено, что данная информация подлежит размещению в сети Интернет, в том числе в форме открытых данных. Данные о лицензиях, содержащиеся в реестре лицензий, получают статус открытых данных при внесении соответствующей записи в реестр, который ведется в электронном виде.

Актуальная информация из реестра лицензий должна отображаться в сети Интернет в режиме реального времени либо в течение срока, не превышающего 5 минут.

С 1 января 2021 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463, которым установлены правила купли-продажи дистанционно.

При дистанционном способе продажи товара с использованием сети «Интернет» продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях оферты.

Продавец предоставляет потребителю подтверждение заключения договора розничной купли-продажи на условиях оферты, которая содержит существенные условия этого договора, после получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.

Указанное подтверждение должно содержать номер заказа или иной способ идентификации заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях.

Обязанность продавца по возврату денежной суммы, уплаченной потребителем по договору розничной купли-продажи, возникает в соответствии с пунктом 4 статьи 26.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной потребителем за товар ненадлежащего качества, несет продавец.

Оплата товара потребителем путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности осуществить возврат уплаченной потребителем суммы при возврате потребителем товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.

17 января 2021 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 № 1934, которым утверждены Правила передачи информации в отношении освобождаемого от отбывания наказания осужденного, страдающего заболеванием, представляющим опасность для окружающих.

При освобождении от отбывания наказания осужденного, страдающего опасным заболеванием, требуется решение вопроса об организации оказания ему медицинской помощи в дальнейшем.

С этой целью на администрацию учреждения, исполняющего уголовные наказания, возложена обязанность по передаче в установленном порядке соответствующей информации органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Медицинская помощь осужденному оказывается по избранному им месту жительства.

1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым регулируются отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, а также отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в Российской Федерации.

В законе дано понятие цифровых финансовых активов и цифровой валюты.

Принятие указанного закона затрагивает, в частности, вопросы противодействия коррупции.

Так, с 1 января 2021 гогда часть 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» дополнена положением, согласно которому к иностранным финансовым инструментам отнесены цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и цифровая валюта.

Таким образом, для лиц, поименованных в части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ, устанавливается запрет на владение и пользование цифровыми финансовыми активами, выпущенными в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, а также на владение и пользование любой цифровой валютой вне зависимости от страны выпуска, в том числе цифровой валютой, выпущенной с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, и (или) информационных систем, технические средства которых размещены на территории Российской Федерации, и (или) комплексов программно-аппаратных средств, размещенных на территории Российской Федерации.

Исходя из положений части 6 статьи 27 Федерального закона № 259-ФЗ, лица, поименованные в части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ, обязаны до 1 апреля 2021 года осуществить отчуждение цифровых финансовых активов, выпущенных в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, а также цифровой валюты (вне зависимости от страны выпуска).

С 1 января 2021 года вступают в силу изменения, предусматривающие корректировку положений Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», согласно которым отдельные категории лиц будут обязаны представлять в установленном порядке сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению в том числе цифровых финансовых активов и цифровой валюты.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.12.2020 № 778 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2021 года изменена форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В ней будут отражаться также сведения о цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых правах и цифровой валюте

Учитывая, что Федеральный закон № 259-ФЗ (за исключением отдельного положения) вступил в силу с 1 января 2021 года, указанные сведения предоставляются лицами, замещающими отдельные должности, за 2021 год, а лица, претендующие на замещение таких должностей представляют сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по новой форме справки с 1 июля 2021 года.

Приказом Минздрава России от 08.10.2020 N 1080н утверждены Требования к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной)".

Обновленные требования обусловлены, в том числе, сложившейся в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) санитарно-эпидемиологической обстановкой.

Так, с 1 января 2021 года в автомобильной аптечке обязательно наличие не менее двух одноразовых нестерильных медицинских масок, что ранее не требовалось. Также в комплектацию аптечки следует включить не менее двух пар медицинских нестерильных перчаток размером М и более.

Кроме того, автомобильная аптечка, согласно новым требованиям, должна включать в себя четыре марлевых медицинских бинта размером не менее 5 м Х 10 см, быть укомплектована тремя бинтами размером не менее 7 м Х 14 см, двумя упаковками марлевых медицинских стерильных салфеток размером не менее 16 см Х 14 см №10 (ранее требовалось наличие одной упаковки), а также одним фиксирующим рулонным лейкопластырем размером не менее 2см Х 500 см.

Вместе с тем, положения указанного приказа закрепляют возможность использования автомобильных аптечек, произведенных (укомплектованных) до 31 декабря 2020 года включительно, в течение срока их годности, но не позднее 21 декабря 2024 года.

Материнский (семейный) капитал - является одной из мер государственной поддержки семей с детьми. Его можно использовать, в том числе, для улучшения жилищных условий на основании п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», например, для приобретения жилого помещения.

Однако, следует учесть, что улучшение жилищных условий должно иметь место в действительности, в виде реализации конкретных жилищных прав в отношении пригодного для проживания жилого помещения, а не являться фикцией, направленной на неосновательное получение денежных средств за счет совершения сделок с родственниками или иных операций, формально подпадающих под критерии выделения средств материнского капитала из бюджета.

Оформление сделки купли-продажи жилого помещения у родственников с распоряжением средствами материнского капитала может не соответствовать целевому характеру назначения и выплаты этих средств для улучшения жилищных условий, когда, к примеру, дети уже проживают с этими родственниками в приобретаемом жилом помещении и после сделки порядок пользования жильём не изменяется.

Необходимо понимать, что заключение притворной сделки либо сделки, не соответствующей рыночным условиям, является основанием для её расторжения, и может повлечь привлечение виновных к уголовной ответственности по ст. 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (мошенничество при получении выплат). За совершение такого характера преступлений предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2020 №2029 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2020 №1108» расширен перечень видов государственного контроля (надзора) и государственных органов - участников эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа.

Целями эксперимента являются создание и апробация механизма защиты прав контролируемых лиц при взаимодействии с контрольными (надзорными) органами в рамках осуществления государственного контроля (надзора).

Состоявшимися поправками в нормативно-правовое регулирование к числу участников эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа дополнительно отнесены Федеральная налоговая служба, Росреестр, Росаккредитация, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Росздравнадзор, и другие органы контроля, всего - 19 участников.

Установлено, что подача жалобы контролируемым лицом осуществляется в добровольном порядке посредством использования личного кабинета в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Постановлением скорректированы требования к содержанию жалобы контролируемого лица, в частности, жалоба может содержать ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы, установлены основания, по которым орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, вправе отказать в ее рассмотрении, например, когда имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе.

Также предусмотрено право органа, уполномоченного на рассмотрение жалобы, запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительные информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. При этом неполучение от контролируемого лица указанных информации и документов не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.

Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168 утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (далее - Правила).

Так, установлено, что производственный контроль осуществляется эксплуатирующей организацией, индивидуальным предпринимателем путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий и инцидентов на этих объектах и обеспечение готовности к действиям по локализации аварий и ликвидации их последствий.

Закреплено, что решением руководителя эксплуатирующей организации, индивидуального предпринимателя определяются (назначаются) конкретные работники, обеспечивающие производственный контроль, или служба производственного контроля.

При этом работники, ответственные за осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах, должны иметь высшее техническое образование; стаж работы на опасном производственном объекте отрасли не менее 3 лет; не реже одного раза в 5 лет проходить аттестацию в области промышленной безопасности и получать дополнительное профессиональное образование в этой области.

Установлено, что обязанности и права ответственных работников определяются в положении о производственном контроле, а также в должностных инструкциях или заключаемых с этими работниками договорах (контрактах).

Основными задачами производственного контроля являются анализ состояния промышленной безопасности опасных производственных объектов, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз и обследований; организация работ по разработке мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности, а именно: на предупреждение аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах; контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах, и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий; контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонта и поверки контрольных средств измерений.

Следует отметить, что вопросы организации производственного контроля соблюдением требований промышленной безопасности возлагаются непосредственно на руководителя эксплуатирующей организации (руководитель обособленного подразделения юридического лица) либо индивидуального предпринимателя.

В соответствии с частью 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, руководствуясь, в том числе, правилами охраны поверхностных водных объектов.

С 1 января 2021 года вступили в силу новые Правила охраны поверхностных водных объектов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.09.2020 N 1391 (далее – Правила).

Правилами регламентирован круг субъектов, обязанных осуществлять мероприятия по охране поверхностных водных объектов применительно к категориям водоемов, определен перечень мероприятий по охране поверхностных водных объектов, определен порядок проведения и планирования данных мероприятий.

В сравнении с действовавшими, новые Правила уточняют перечень проводимых мероприятий по охране водных объектов.

Перечень состоит из 7 мероприятий, круг которых, в отличие от ранее действующих Правил, ограничен (не содержит формулировки «и иные мероприятия»). К мероприятиям по охране водных объектов отнесены: установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, в том числе их обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, расчистка поверхностных водных объектов от донных отложений, биологическая рекультивация водных объектов, залужение и закрепление кустарниковой растительностью берегов, предотвращение истощения вод, а также ликвидация последствий загрязнения, засорения поверхностных водных объектов и истощения вод, извлечение объектов механического засорения, аэрация водных объектов, оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану поверхностных водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в перечень таких мероприятий включены мероприятия по предотвращению загрязнения и засорения поверхностных водных объектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2020 № 2220 утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (далее - Правила).

Правилами определено, что границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, устанавливаются муниципальным правовым актом с учетом результатов общественного обсуждения.

Регламентировано, что в случае принятия органом местного самоуправления решения о необходимости разработки проекта такого муниципального правового акта, первоначально он направляется органом местного самоуправления для рассмотрения в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование в сферах торговой деятельности, культуры, образования и охраны здоровья, а также в адрес регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей. К проекту прилагаются обоснования, включающие в себя оценку количества попадающих под вводимые ограничения торговых объектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, предполагаемые убытки данных организаций торговли, предполагаемое снижения уровня потребления алкогольной продукции, а также иная информация о возможных последствиях принятия данного муниципального правового акта.

В свою очередь региональные органы государственной власти и уполномоченный по защите прав предпринимателей по итогам рассмотрения документов в срок не позднее 30 календарных дней направляют заключения на такой проект, носящие рекомендательный характер, в орган местного самоуправления, осуществляющий его разработку.

Помимо этого Правилами установлено, что в целях оценки рисков, связанных с принятием муниципального правового акта, органом местного самоуправления создается специальная комиссия. В её состав включаются представители органов местного самоуправления, заинтересованных физических лиц, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, представителей организаций культуры, образования и охраны здоровья, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих торговую деятельность на этой территории, представители некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность.

Специальная комиссия участвует в рассмотрении проекта муниципального правового акта, рассматривает поступившие на него заключения, а также замечания и предложения, представленные членами специальной комиссии, заинтересованными организациями и гражданами, и выносит заключение об одобрении проекта муниципального правового акта либо об отказе в его одобрении.

Решение об одобрении проекта муниципального правового акта принимается специальной комиссией большинством не менее двух третей общего числа членов комиссии.

В случае вынесения специальной комиссией заключения об отказе в одобрении проект возвращается на доработку с последующим соблюдением этапов его подготовки.

В случае получения заключения об одобрении орган местного самоуправления направляет проект муниципального правового акта на общественное обсуждение, проводимое в соответствии с Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Также установлено, что не позднее 30 календарных дней со дня принятия муниципального правового акта, орган местного самоуправления направляет его копию в орган исполнительной власти субъекта РФ, реализующий полномочия по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции. После чего осуществляется опубликование муниципального правового акта и размещение на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего лицензирование розничной продажи алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться злостном уклонении от уплаты алиментов, и в силу статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации может являться основанием для лишения родителей родительских прав.

Суд, решая вопрос о лишении родительских прав по этому основанию, оценивает, имело ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, учитывая, в частности, продолжительность и причины неуплаты средств на содержание ребенка.

Согласно постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» о злостном характере уклонения от уплаты алиментов могут свидетельствовать, например, наличие задолженности, образовавшейся по вине плательщика алиментов; сокрытие им действительного размера заработка или иного дохода, из которых должно производиться удержание алиментов; розыск родителя, обязанного выплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения; привлечение родителя к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего (ч. 1 ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ч. 1 ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Вынесение судом решения о лишении родительских прав влечет за собой утрату родителями (одним из них) не только тех прав, которые они имели до достижения детьми совершеннолетия, но и всех других прав, основанных на факте родства с ребенком и вытекающих как из семейных, так и иных правоотношений (в частности, гражданских, трудовых, пенсионных), включая и право на льготы и пособия, установленные для граждан, имеющих детей, право на получение от совершеннолетних трудоспособных детей содержания (статья 87 СК РФ).

В то же время злостному неплательщику алиментов следует иметь в виду, что лишение родительских прав не освобождает родителя от обязанности содержать своего ребенка (пункт 2 статьи 74, пункт 2 статьи 71 СК РФ).

С 1 января 2021 года на шесть лет вводятся единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 №2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее- Правила).

Правилами вводятся единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов, регулируются положения об обеспечении санитарной безопасности при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах.

Правилами определен порядок лесозащитного районирования, порядок осуществления государственного лесопатологического мониторинга, порядок проведения лесопатологических обследований, правила осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, порядок проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах.

Так, к примеру, в лесах запрещается:

загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие;

ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений;

невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных в пользование физическим или юридическим лицам, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации;

уничтожение либо повреждение мелиоративных систем и дорог, расположенных в лесах;

уничтожение либо повреждение лесохозяйственных знаков, феромонных ловушек и иных средств защиты леса.

Кроме того, не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, заболачивание прилегающих лесных насаждений в результате перекрытия естественных водотоков, подтопление окружающих лесных насаждений, использование химических препаратов выше третьего класса опасности для охраны и защиты лесов методами авиационного, наземного опрыскивания и аэрозольной обработкой, в том числе в научных целях, разведение и использование растений, животных и других организмов, несвойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения.

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления является уголовно наказуемым деянием. Ответственность за него установлена статьей 150 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления следует рассматривать активные умышленные действия лица, достигшего 18-летнего возраста, заключающиеся в оказании на несовершеннолетнего физического или психического воздействия и направленные на возбуждение (укрепление) у него желания (решимости, стремления) участвовать в совершении конкретного преступления.

Способы совершения преступления могут быть разные. Действия злоумышленника могут выражаться в форме обещаний, обмана, угроз или реализоваться иным способом (предложение совершить преступление, возбуждение зависти, мести и др.).

Так, например, преступление может быть совершено посредством:

- обещания, к примеру, материальной выгоды или совершения в пользу вовлекаемого какого-либо действия;

- обмана, введения несовершеннолетнего в заблуждение, например, относительно юридической оценки действий, к совершению которых его склоняет взрослый, относительно возраста, с которого наступает уголовная ответственность и тому подобное;

- угрозы, то есть психического воздействия на несовершеннолетнего с целью заставить его совершить преступление, содержанием угрозы может быть шантаж, угроза причинения вреда здоровью, уничтожения имущества и т.д.;

- просьбы, в которой несовершеннолетний не может отказать, и субъект преступного посягательства об этом осведомлён;

- возбуждения у вовлекаемого подростка неприязни к охраняемым законом общественным отношениям и потенциальному потерпевшему (зависть, месть и т.п.).

Физическое насилие как способ совершения преступления может заключаться в нанесении побоев, причинении вреда здоровью и действий аналогичного характера. В отдельных случаях преступники используют угрозу применения физического насилия для подавления воли потерпевшего и склонения его к совершению преступления.

Санкцией ч. 1 ст. 150 УК РФ наказание за совершение преступления предусмотрено исключительно в виде лишения свободы на срок до 5 лет.

Уголовная ответственность по части 2 статьи 150 УК РФ установлена за вовлечение несовершеннолетнего в со­вершение преступления специальным субъектом — родителем, педаго­гом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. Такое деяние наказывается лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения наказывается лишением свободы на срок до 7 лет с назначением дополнительного наказания в виде ограничения свободы на срок до 2 лет либо без такового.

Если преступное деяние связанно с вовлечением несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, то они наказываются от 5 до 8 лет лишения свободы с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.

Следует отметить, что действия взрослого лица по подстрекательству несовершеннолетнего к совершению преступления при наличии признаков состава указанного преступления квалифицируются по статье 150 УК РФ, а также по закону, предусматривающему ответственность за соучастие (в виде подстрекательства) в совершении конкретного преступления. Такого характера правовая позиция изложена в п. 42 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 (ред. от 29.11.2016) "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних".

Опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 N 521-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"(далее-Закон).

КоАП РФ дополнен новой статьей 12.21.4, которой устанавливается административная ответственность за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог.

Совершение такого характера административно наказуемого деяния предусматривает наложение административного штрафа на виновного в размере 1 тысячи 500 рублей.

Неисполнение обязанности по внесению платы за проезд грузового транспортного средства или автобуса по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог будет квалифицировано по части 2 ст. 12.21.4 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере 5 тысяч рублей.

При этом согласно примечаниям к статье 12.21.4 КоАП РФ лицо, привлеченное к административной ответственности по этой статье, и исполнившее обязанность по внесению платы за проезд транспортного средства по платным дорогам не позднее 20 дней со дня вынесения постановления, освобождается от ответственности, а дело об указанном административном правонарушении подлежит прекращению.

Также в случае, если копия постановления о назначении наказания, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения 20 дней после дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению.

Собственник (владелец) транспортного средства в случае, если административное правонарушение, предусмотренное статьей 12.21.4 КоАП РФ, было зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, 2 и более раза в течение суток применительно к каждому транспортному средству после момента первой фиксации правонарушения, не привлекается к административной ответственности за второй и последующие случаи в течение суток, когда такое административное правонарушение было зафиксировано.

Опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2020 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен новой статьей 20.3.2., которой устанавливается административная ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Теперь за совершение вышеуказанных действий гражданам грозит административная ответственность в виде административного штрафа для граждан в размере до 60 тысяч рублей, для должностных лиц – до 100 тысяч рублей, для юридических лиц - до 300 тысяч рублей.

За совершение тех же действий с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») штраф для граждан составит до 100 тысяч рублей для должностных лиц – до 200 тысяч рублей, для юридических лиц - до 500 тысяч рублей.

При этом в случае повторного призыва к нарушению территориальной целостности Российской Федерации в течении одного года после привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние виновному лицу грозит уголовная ответственность, предусмотренная статьей 280.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, вплоть до 5 лет лишения свободы.

Вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 N 536-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее -Закон).

Поправки в законодательство касаются дополнительного регулирования вопросов, связанных с отказом кредитных организаций в совершении банковских операций, заключением договоров банковского счёта и принимаемых мер в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путём, а также противодействия финансированию терроризма.

Так, кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом (за исключением клиента - физического лица) в соответствии с правилами внутреннего контроля при наличии подозрений о том, что целью заключения договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Такого характера решение вправе принять только руководитель кредитной организации или специально уполномоченные им лица. При этом кредитная организация обязана представить клиенту информацию о дате и причинах принятия соответствующего решения в срок не позднее 5 рабочих дней.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, если в результате реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Законодательно закреплено, что организации обязаны сообщать клиентам о причинах отказа в проведении операции и дате принятия такого решения.

Кроме того, Законом с 10 до 7 рабочих дней сокращен срок, в течение которого организация обязана рассмотреть представленные клиентом документы или сведения и сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми было принято решение об отказе от проведения операции, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), либо о невозможности устранения соответствующих оснований.

Помимо этого, вступили в силу положения Закона, согласно которым при передаче клиенту - физическому лицу, являющемуся участником лотереи, выигрыша на сумму менее 15 000 рублей упрощенная идентификация клиента теперь не проводится.

Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрены ограничения, которые необходимо учитывать при использовании труда несовершеннолетних.

По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. В исключительных случаях трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетними, получившими общее образование и достигшими возраста 15 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Заключение трудового договора с несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, возможно только с письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда и без ущерба для освоения образовательной программы.

Несовершеннолетние в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Следует отметить, что обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.

Законом запрещается направлять несовершеннолетних работников в командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями и тому подобное).

Законом предоставлены дополнительные гарантии трудовых прав несовершеннолетним работникам. В частности, работодатель обязан предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 31 календарный день в удобное для него время. При подаче соответствующего заявления несовершеннолетние могут получить отпуск до истечения шести месяцев непрерывной работы. Кроме того, в отношении этих работников установлены запреты на отзыв из отпуска и замену отпуска денежной компенсацией.

Несовершеннолетним работникам гарантировано сокращенное рабочее время. Продолжительность рабочего времени несовершеннолетнего зависит от его возраста и составляет: для работников в возрасте до 16 лет - не более 24 часов в неделю; для работников в возрасте от 16 до 18 лет - не более 35 часов в неделю. Для несовершеннолетних работников, получающих общее или среднее профессиональное образование и работающих в течение учебного года, указанная продолжительность рабочего времени сокращается вдвое. Максимальная продолжительность ежедневной работы (смены) для несовершеннолетних составляет: для работников в возрасте от 14 до 15 лет - не более 4 часов; для работников в возрасте от 15 до 16 лет - не более 5 часов; для работников в возрасте от 16 до 18 лет - не более 7 часов. Данные правила распространяются и на лиц, получающих общее или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул.

Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

С 01 января 2021 вступило в силу постановление Правительства РФ от 23.09.2020 № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами», которым урегулирован данный вопрос.

В соответствии с постановлением к управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители:

а) имеющие на дату начала организованной перевозки группы детей стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории "D" не менее одного года из последних 2 лет;

б) прошедшие предрейсовый инструктаж в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";

в) не привлекавшиеся в течение одного года до начала организованной перевозки группы детей к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством или административного ареста за правонарушения в области дорожного движения.

С 01 января 2021 вступило в силу постановление Правительства РФ от 01.10.2020 № 1586 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», которым урегулирован данный вопрос.

Внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок, перевозчиком размещается следующая обязательная информация:

а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;

б) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;

в) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок в междугородном или международном сообщении;

г) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;

д) указатели мест расположения огнетушителей;

е) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;

ж) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;

з) права и обязанности пассажиров, установленные Правилами перевозок;

и) если транспортное средство используется для осуществления перевозок, подлежащих лицензированию, - номер соответствующей лицензии и наименование органа, выдавшего данную лицензию.