Сегодня: Суббота 27 апреля 2024 г.

Как в социальных сетях вовлекают детей и подростков в деструктивные группы

№№43-45 16 апреля 2021 г.

«Воронка вовлечения»

Сегодня серьезную угрозу жизни и благополучию детей и подростков представляет опасный контент в сети Интернет. Ежедневно в социальных сетях службы информационной безопасности выявляют тысячи сообществ с участием несовершеннолетних, пропагандирующих деструктивные формы поведения (агрессия, употребление наркотических средств, терроризм, доведение до суицида и прочее). Так, в одном из интервью Президент группы компаний Infowatch Наталья Касперская привела данные статистики системы мониторинга и анализа социальных медиа «Крибрум»: деструктивному воздействию подвергаются в Интернете семь миллионов подростков, а прирост вовлечённости, например, по теме наркотиков, убийств, травли и суицида составляет два миллиона пользователей в год. Эксперт подчеркнула, что система считает вовлечёнными участниками групп тех, кто поставил лайк, сделал репост или прокомментировал опасный контент.

Наталья Касперская отметила, что так называемая «воронка вовлечения» устроена таким образом: на ее верхнем уровне отсутствует запрещённый контент, вместо этого, как правило, есть привлекательные фото, видео или призывы общего характера. Затем создатели групп, исходя из того, что заинтересовало подростка (наркотики, насилие и пр.), вовлекают его в дальнейшие действия, закрытые чаты, а после этого действия переходят в офлайн.

Подавляющее большинство подростков и молодёжи уверены, что лично с ними никогда ничего плохого в сети Интернет не произойдет. Но, к сожалению, они ошибаются, так как подход к каждому человеку при вербовке подбирается индивидуально и профессионально. И происходит это примерно так. На первом этапе робот-рассылка отправляет слово «привет» или фразу «кто ты» с вербовочного аккаунта. Если адресат ответил, то переписка переадресовывается к реальному члену деструктивной организации, который затем продолжает переписку с потенциальной жертвой.

Дальнейшие действия разворачиваются по следующему сценарию. Вначале с подростком просто знакомится приятный человек (мотиватор), с которым у него, как окажется далее, есть общие интересы или увлечения или просто совпадают взгляды на жизнь. Этот новый знакомый будет настолько хорошо его понимать, что вполне способен стать ему другом, любимым человеком или даже учителем.

Организаторы или те, кто «ведёт» группу, подстраиваются под «своих», делают пребывание в группе комфортным, начинают дружить, а потом потихонечку начинают «поворачивать» сознание подростка в нужную сторону. Они заинтересовывают собой, группой, своими желаниями так, что часто воспринимаются близкими друзьями. В ход идут различные приёмы и технологии влияния, и происходит стойкое формирование убеждения, что только в этом круге подростка понимают, принимают, а вне сообщества этого нет и не будет.

Далее идет погружение в определённый контент (депрессивный, агрессивный, экстремистский и т.д.), приглашение на прикрывающие вербовочные сайты (которые прямо не указывают на свою принадлежность к деструктивной организации, секте, однако вся их деятельность направлена на привлечение новых участников); происходит девальвация (обесценивание) ценностей: семейных, духовно-нравственных, включающих в себя веру, совесть, обязанность и ответственность, различие хорошего и плохого.

Активно формируется определённая информационная среда. Здесь интернет-технологии применяются во всем многообразии. Предлагаются ссылки на сайты разного деструктивного содержания, специально создаются видеоролики, демотиваторы (демотиватор отличается безысходностью и безнадёжностью, имеет негативный смысл), рекламные баннеры, рассылается спам, создаются группы. А когда в группе люди уже стали, как кажется подростку (юноше, девушке), «самыми-самыми друзьями», то шансов на спасение из такой группы уже мало.

Используют в своих интересах

Почему подвержены риску вовлечения именно несовершеннолетние? Вербовщики опираются на их возрастные психологические особенности, слабую, неустойчивую психику, повышенную внушаемость, низкую самооценку; неумение взаимодействовать с окружающими, трудную жизненную ситуацию (семейные проблемы, нарушения взаимоотношений, неблагоприятный социальный фон и др.); отсутствие духовного воспитания, недостаточный уровень гуманитарного образования. Предпосылками вовлечения являются также неопытность, недостаточная ответственность, переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания.

Психология подростка носит культовый групповой характер, и чем младше человек, тем более он подвержен влияниям окружения. А повышенная восприимчивость к предлагаемым правилам поведения в группе, жажда самоутверждения в социуме, сильная мотивация к формированию образа «Я» через отрицание сложившихся моделей поведения, личная незрелость становятся значимыми факторами, которые делают детей и подростков уязвимыми перед теми, кто сознательно использует их в своих интересах.

Многие родители, поддавшись панике, запрещают своим детям пользоваться Интернетом, устанавливают тотальный контроль их жизни и общения, требуют признаний ребёнка в том, в каких группах он состоит, и немедленного выхода из всяких групп. Все это приводит к обострению конфликтов в семье, к росту взаимонепонимания и, как следствие, к эмоциональному отдалению ребёнка. А ведь именно отсутствие доверия в семье, в общении с близкими и значимыми людьми является первопричиной подверженности ребенка всевозможным негативным воздействиям, включая воздействие через Интернет. Главное, что мы должны понимать, что даже самые жёсткие меры запретительного характера не гарантируют полную защиту детей и подростков от нежелательных воздействий.

Научить безопасному поведению

Для того чтобы помочь ребёнку справиться с интернет-рисками, необходимо, в первую очередь, понять, что единственно возможным вариантом помощи является участие родителей в жизни ребёнка, включая и виртуальную реальность, так называемый «онлайн-мир» ребёнка. Необходимо учить ребёнка правилам безопасного поведения, в том числе в сети Интернет. Так Вы научите его нести ответственность за собственную безопасность. Важно учить критически мыслить, создавать для ребёнка возможность выбора, чтобы он учился принимать самостоятельные решения. Впоследствии в других ситуациях он сможет проявлять инициативу, быть ответственным, противостоять негативному воздействию со стороны других людей.

Необходимо говорить с детьми о перспективах в жизни и будущем, говорить на серьёзные темы, такие, как жизнь, смысл жизни, дружба, любовь, смерть, предательство. У подростков ещё только формируется картина будущего, они видят или совсем отдалённое будущее либо текущий момент. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он всё равно продолжит искать ответы где-то на стороне, например, в Интернете, где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.

С любыми проблемами, связанными с поведением ваших детей, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам:

КУДА СООБЩИТЬ ОБ ОПАСНОМ КОНТЕНТЕ И ОБНАРУЖЕННОЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ РЕБЁНКА

В случае выявления опасного Интернет-ресурса, а также если несовершеннолетний обучающийся сообщил информацию о других детях, которые играют в опасные квесты, входят в сомнительные сообщества в социальных сетях, сообщите об этом!

Полиция России: «02» («102», «112»)

Роскомнадзор: https://eais.rkn.gov.ru/feedback/

Автономная некоммерческая организация «Центр изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды»: https://www.cism-ms.ru/ob-organizatsii/

Ассоциация «Лига безопасного Интернета»: http://ligainternet.ru/hotline/,

тел.: 8 800 700 56 76.

Региональная общественная организация «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ): https://rocit.ru/hotline 28

КУДА ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Единый общероссийский номер
телефона доверия
для детей, подростков и родителей:

8-800-200-01-22.

Калужский государственный институт развития образования.

Центр психологического сопровождения образовательной деятельности

Отдел профилактики девиантного поведения детей и подростков и оказания экстренной психологической помощи: 8 (4842) 22-61-52,бесплатно, с 09.00 до 17.00 по рабочим дням.

Обнаружив сайты в Интернете с опасным содержанием или узнав, что от кого-то исходит угроза жизни и благополучию ребенка, Вы можете обратиться в подразделение по делам несовершеннолетних или оперативную часть полиции, а также в Управление Роскомнадзора по Калужской области:

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ МВД В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ:

502-800.

Если Вы обладаете информацией о совершенном или готовящемся преступлении против несовершеннолетнего или малолетнего ребенка, можете позвонить по бесплатному, круглосуточному номеру телефона:

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ «РЕБёНОК В ОПАСНОСТИ»

Следственного комитета Российской Федерации:8-800-200-19-10.