«Нажить много денег - храбрость; сохранить их
- мудрость, а умело расходовать – искусство».
Немецкий писатель Бертольд Авербах
Долгое время считалось, что финансовая
грамотность необходима только работникам финансовых структур. Но опрос,
проведённый в 2017 году Национальным агентством финансовых исследований,
выявил, что люди всё чаще и чаще сетуют на отсутствие экономических и
финансовых знаний, которые помогли бы им, например, не принимать участие в
сомнительных денежных операциях. И только 12% опрошенных считают, что обладают
достаточным уровнем финансовой осведомлённости.
Поэтому сейчас в нашей стране активно
проводится политика по повышению финансовой грамотности. Для детей выпускается
специальная литература, создаются экономические игры и приложения. Для взрослых
предназначены информационные сайты и онлайн-курсы по управлению личными
финансами.
Современные дети очень рано знакомятся с
ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по
телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и
начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.
Времена, когда главенствовала поговорка
«Не в деньгах счастье», прошли, теперь актуальна другая – «Не в деньгах
счастье, а в их количестве». Да, дети, как и взрослые, полюбили деньги. Ребенок
растет и поначалу с недоверием, а потом с удивлением обнаруживает, что очень
многое из желаемого можно получить за, казалось бы, ничем не приметные бумажки,
имя которым деньги.
Эта острая и животрепещущая тема
«Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Все мы не раз присматривались к поведению и прислушивались к разговорам
своих учеников на данную тему. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из
них дают карманные деньги. Ребята целый день носятся с этими деньгами,
озадаченные тем, на что бы их потратить. Они делают покупки в магазине, могут
одолжить деньги или просто их подарить. Создаётся впечатление, что дети не имеют представления о том, как можно
расходовать деньги, а с другой стороны – что они не знают цену деньгам, не
понимают, как зарабатываются деньги. И именно школа обязана обеспечить
получение базовых знаний, умений и навыков. Именно школа должна содействовать
формированию у школьников экономических компетенций, навыков рационального
экономического поведения
Грамотность в сфере финансов, также как
и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе
принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и
закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста,
поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения
финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и
благополучия на протяжении жизни. Таким образом, необходимо повышать уровень
финансовой грамотности в школах.
Воспитывать финансовую грамотность можно
через интеграцию в урочную деятельность на уроках
математики, окружающего мира, русского языка и литературного чтения.
Особую роль в решении этой задачи
призвана решать математика, в курсе которой поэтапно формируется финансовая
грамотность или, проще говоря, умение рационально распоряжаться финансами.
Решая задачи, которые включают в себя
величины цены, количества, стоимости, учащиеся младших классов учатся
теоретически решать финансовые проблемы. На уроках математики по программе
«Школа России» дети знакомятся с единицей изменений стоимости: копейкой,
рублём, монетами различного достоинства, вводится понятие денег и их функции,
меры стоимости, средства обращения, средства накопления. Дети учатся переводить
рубли в копейки и обратно, знакомятся с понятиями цена товара, количество,
стоимость покупки, решают задачи на стоимость товара, оплата товара, получение
сдачи.
На уроках русского языка по ходу
изучения тем по финансовой грамотности используется познавательный и
занимательный материал: загадки, пословицы, поговорки, ребусы. Это мотивирует
детей к изучению.
Решая поставленные учебные задачи,
обучающиеся развивают финансовой мышление, логику, учатся анализировать, делать
выводы о тратах и сбережениях. Повышая тем самым уровень своей финансовой
культуры. Устно народное творчество также является важным ресурсом формирования
понятия взаимосвязи экономии и экологии.
На уроках литературного чтения
происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых
упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается
собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной
модели социального и финансового поведения.
В 3-4 классах на уроках окружающего мира
возникает потребность участия в проектной деятельности. Исследования,
проводимые на занятиях по финансовой грамотности, могут быть представлены в
виде защиты проекта.
Проектная деятельности направлена на
реализацию различных социальных проектов, связанных с финансовой проблематикой.
Активное участие в проектной деятельности позволит младшим школьникам получить
начальные исследовательские навыки ориентирования в мире финансов. На уроках
окружающего мира также с детьми ведётся разговор о карманных деньгах. Дети
учатся разбираться в ценах на продукты питания, одежду. Знакомятся с такими
понятиями как статья расходов и доходов семьи, планирование семейного бюджета. Уроки окружающего мира в начальной школе
дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности.
Изучение основ финансовой грамотности
предполагает использование различных форм внеурочной деятельности: экскурсии,
олимпиады, соревновании.
С 1 класса в рамках внеклассной работы
проводятся классные часы на тему: «Что такое деньги?», «Экономика в покупках»,
«Доходы и расходы».
Огромную роль в формировании навыков в
решении социальных и финансовых задач является создание большого массового
проекта, в котором принимает участие у нас вся школа.
Примером такого проекта является
организация осенних ярмарок. Такие социальные проекты дают возможность учащимся
почувствовать уверенность в том, что они сами могут зарабатывать финансовые
средства для реализации своих планов и идей. Это командное мероприятие, в котором
участвуют все учащиеся, и родители. В классных коллективах обсуждается участие
в мероприятии, представление товара, сделанного своими руками, обсуждение цен
на товары, оформление места проведения мероприятия, культурная программа,
уборка после проведения ярмарки. Все задания и задачи распределяются между
всеми учащимися. Происходит распределение социальных ролей. В выбранной роли
учащиеся чувствуют себя уверенно и получают моральное удовлетворение.
Основным видом деятельности в начальной
школе является игровая деятельность. Дидактический потенциал игровой технологии
и особенности содержания финансовых игр, позволяет эффективно организовать
работу по формированию финансовой грамотности младшего школьника. Игра является
одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и
увлекательной не только работу обучающихся, но и первые шаги экономического
образования в начальной школе.
Большую популярность у современных
школьников приобретают веб-квесты. Данная технология в полной мере позволяет реализовать
наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения. Технология веб-квест -
это принципиально новая организация учебного процесса, новая дидактическая
модель обучения.
Квест-игры могут быть посвящены теме
повседневного взаимодействия с деньгами. Их целью является формирование основ
знаний о личных финансах и семейном бюджете в младшем школьном возрасте.
Таким образом, финансовые знания полезны
и доступны младшим школьникам, интересны детям, родителям и педагогам. Начиная учится
в школе дети делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того, чтобы они не
растеряли и стали в будущем финансово благополучными людьми, им необходимо
освоить Азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. Получить
финансовые знания, ребёнок может более осознано подумать о своём будущем.
Н.П.Шилова,
учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 5».