Сегодня: Суббота 20 апреля 2024 г.

Воздушные бои «Александра Пушкина»

№№52-54 7 мая 2021 г.

С началом Великой Отечественной войны в нашей стране родился лозунг: «Всё для фронта - всё для Победы». 29 июля 1941 года газета «Правда» сообщила о поступлении в редакцию сотен писем трудящихся с предложением создать специальный фонд обороны для сбора денежных средств и материальных ценностей для нашей армии. Руководство страны поддержало этот почин: вскоре во всех отделениях Госбанка были открыты специальные счета, на которые принимались взносы от населения. Каждый вносил свой посильный вклад в приближение Победы.

Всё для Победы!

Одним из способов помощи фронту, получившим широкое распространение, было приобретение боевой техники и снаряжения для армии за счёт личных сбережений граждан. Одними из первых в июле 1941 года инициаторами сбора средств на строительство боевой техники стали тамбовские колхозники и трудящиеся Алтайского края. В великом патриотическом движении по передаче личных средств в Фонд обороны страны приняли все слои населения, в том числе учёные, писатели, художники, артисты. Русской Православной Церковью собрано пожертвований на более чем 300 миллионов рублей. На эти деньги построены авиа-эскадрилья имени «Александра Невского» и танковая колонна «Дмитрий Донской».

Массовый сбор средств в Фонд обороны для нашей армии, на строительство танковых колонн, авиа-эскадрилий, боевых кораблей и подводных лодок, бронепоездов, миномётов, артиллерийских орудий, боеприпасов и снаряжения, начался с декабря 1942 года. Всего за период Великой Отечественной войны было собрано 17 миллиардов рублей, 13 кгплатины,131 кг золота, 9519 кг серебра. Также было передано жителями в фонд обороны на 1,7 миллиарда рублей драгоценностей, свыше 4,5 миллиарда рублей облигаций государственных займов. На эти добровольные пожертвования населения было построено 2565 боевых самолётов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, 16 военных катеров. И практически на каждой единице боевой техники, прибывавшей на фронт, были сделаны дарственные надписи.

Подарки от смолян

Не обошла стороной эта патриотическая инициатива и нашу Калужскую область. Трудящиеся города Калуги, Тарусского, Бабынинского, Детчинского, Перемышльского районов приняли активное участие в сборе средств на постройку танковой колонны «Тульский колхозник» и авиаэскадрильи имени Героя Советского Союза Александра Чекалина. Это были самолёты ЛА-5, и на них летали испанские лётчики, прибывшие к нам сражаться против фашистов. Колхозниками Мещовского района была выдвинута инициатива на сбор денег на постройку танковой колонны «Смоленский колхозник» и авиаэскадрильи «Мещовский колхозник».

Поддерживая почин мещовцев, в сбор средств на постройку танковых колонн включились жители и трудящиеся Барятинского, Дзержинского, Износковского, Кировского, Козельского, Мосальского, Медынского, Сухиничского и Юхновского районов. Более 30 миллионов рублей было передано государству, и на эти деньги были построены танковые колонны «Смоленский колхозник», «Смоленский комсомолец» и «Осоавиахимовец». Осенью 1943 года, после освобождения, трудящиеся и школьники Жиздринского района собрали средства на постройку танковой колонны «Жиздринский колхозник». Как мы видим, не только воины Красной Армии, сражавшиеся на фронте против фашистов, но и простые люди в тылу своим самоотверженным трудом приближали нашу победу в войне.

Тема именной боевой техники, принимавшей участие в боях на нашей калужской земле и непосредственно на территории Кировского района, на данный момент очень мало изучена, хотя она является неотъемлемой частью военной истории.

Танк «Беспощадный»

По доступным источникам известно, что на территории Жиздринского района сражался танк КВ-1 «Беспощадный» . Он был построен на средства известных на всю страну поэтов С. В. Михалкова, С . Я. Маршака, В. М. Гусева, Н. С. Тихонова и художников Кукрыниксов. 25 мая 1942 года танк был передан экипажу бригады. Девять месяцев сражался «Беспощадный» на фронте. За это время экипажем легендарного танка было уничтожено 27 танков противника и множество орудий и миномётов. В боях за город Ельня он был подбит и от полученных повреждений не подлежал восстановлению. На данный момент стало известно ещё об одном именном танке КВ-1 из состава этой бригады, это танк с именем «Храбрый». К сожалению, этот танк в августе 1942 года был подбит и больше в боях не участвовал.

«Свердловский комсомолец»

Совсем недавно был выявлен ранее неизвестный факт, что в августе 1943 года в освобождении Кировского района принимали участие танки из колонны «Свердловский комсомолец». На месте, где был подбит танк Т-34, была обнаружена дарственная табличка, на ней написано: «В честь 25-летия РККА, от комсомольцев Невьянска»,

«Свердловский комсомолец».

В честь поэта

Более подробно мне хочется рассказать об одном именном самолёте, который воевал в небе над Кировом. Это ЯК-7б с именем «Александр Пушкин». Средства на его постройку были собраны известным писателем Иваном Алексеевичем Новиковым, автором биографических повестей о Пушкине и ряда исследований о жизни и творчестве великого русского поэта. С началом войны писатель эвакуировался на Урал, в город Каменск –Уральский, где продолжал своё творчество. В канун 106-й годовщины смерти поэта Иван Алексеевич задался целью собрать деньги и на них построить самолёт. Писатель организовывал вечера и на них перед жителями города выступал с лекциями. На входных билетах было специально указано: «Весь сбор на вечере И.А. Новикова поступит на постройку боевого самолёта «Александр Пушкин». Через некоторое время сумма в 100 тысяч рублей была собрана и переведена в фонд обороны. Вскоре на авиазаводе был собран самолёт Як-7б, получивший №44153120, на борту которого была сделана надпись «Александр Пушкин».

На подмосковном аэродроме Кубинка в торжественной обстановке 28 июня 1943 года лучшему пилоту 162 истребительного полка капитану Юрию Ивановичу Горохову был вручён именной самолёт. Выбор был не случаен. В свободное от боёв время капитан Юрий Горохов, с детства любивший произведения Пушкина, с большим удовольствием декламировал произведения великого русского поэта своим однополчанам. Боевой счёт сбитых вражеских самолётов на истребителе «Александр Пушкин» капитан Горохов открыл в боях на Курской дуге.

Спас-Деменская операция

В начале августа 1943 года началась Спас-Деменская наступательная операция. 309 истребительная авиадивизия, в состав которой входил и 162 истребительный полк, прибыла на этот участок фронта для поддержки войск 10-й армии, которая вела наступление в северо-западном направлении от города Кирова.

11 августа 1943 года в воздушном бою над деревней Дуброво капитан Юрий Горохов сбивает немецкий истребитель. На следующий день с раннего утра начались жаркие воздушные бои в небе над Кировом. Лётчики 162 истребительного полка делали по пять-шесть воздушных вылетов, в трёх воздушных боях отважный лётчик Юрий Горохов на именном самолёте сбивает три фашистские машины, две - над Верхней Песочней и одну над аэродромом Лубинка.

Командование полком, видя большие нервные и физические нагрузки, которые испытывали наши пилоты во время боевых вылетов, давало возможность им хоть немного отдохнуть. После третьего боевого вылета, которые совершил капитан Горохов 12 августа 1943 года, командир полка майор Коломин приказал ему отдыхать. На самолёте «Александр Пушкин» на боевое задание вылетел старший лейтенант Степан Барановский. В воздушном бою над деревней Верхней Песочней он сбивает вражеский самолёт и благополучно возвращается на свой аэродром. Двадцать минут отдыха, дозаправка горючим и боеприпасами, и самолёты готовы к вылету. Капитан Юрий Горохов вновь в небе на своём самолёте «Александр Пушкин». Эскадрилья краснозвёздных истребителей на большой скорости ворвалась в строй немецких бомбардировщиков, пытавшихся сбросить свои бомбы на наступающие наши войска. Один за одним два немецких бомбардировщика, объятые пламенем, падают на землю, остальные беспорядочно сбрасывают бомбы, пытаются уйти на свою территорию. Немногим удалось это сделать, ещё несколько немецких бомбовозов были сбиты. Но из этого воздушного боя не вернулся старший лейтенант Степан Барановский. Долгие годы он считался пропавшим без вести. Но благодаря работе поисковиков, было найдено место падения самолёта, а останки отважного пилота торжественно перезахоронены в братскую могилу на улице Зои Космодемьянской в городе Кирове.

Сбил 16 самолётов

До начала сентября 1943 года 309-я истребительная авиадивизия вела напряжённые воздушные бои. Капитан Юрий Иванович Горохов передал свой истребитель «Александр Пушкин» другому лётчику своего полка, им управлял старший лейтенант Василий Бахирев. В воздушном бою над городом Ельня 5 сентября 1943 года ст. лейтенант Василий Бахирев сбивает немецкий самолёт, но и сам был тяжело ранен, а его истребитель «Александр Пушкин» получил серьёзные повреждения. После лечения лётчик вновь вернулся в строй и продолжал воевать на своём знаменитом самолёте. Всего старший лейтенант Василий Андреевич Бахирев на самолёте «Александр Пушкин» сбил три вражеских самолёта.

До победного мая 1945 года истребитель был в составе 162-го истребительного полка, многие пилоты полка летали на нём, а всего на самолёте «Александр Пушкин» было сбито 16 вражеских самолётов. После войны следы легендарного самолёта теряются, по всей видимости, он был списан, как непригодный к полётам.

Александр Ильюшечкин,

командир поискового отряда «Никто не забыт».


На снимках: Степан Барановский (лежит крайний слева) среди боевых друзей (1943 г.) Памятник на могиле С. Барановского на воинском кладбище на ул. З. Космодемьянской в г. Кирове.