Сегодня: Понедельник 5 декабря 2022 г.

Информационная справка

17 мая 2021 г.

С начала 2015 года в Российской Федерации действует норма Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), предписывающая органам исполнительной власти, уполномоченным в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, принимать решения о возможности проведения работ на земельных участках при наличии сведений об отсутствии объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее - реестр), выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

Федеральным законом определено, что земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, подлежат государственной историко-культурной экспертизе в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

Государственная историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов. Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения вышеуказанных работ, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы.

Наряду с этим, на основании статьи 36 Федерального закона проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ осуществляется при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, мер по обеспечению сохранности указанных объектов культурного наследия.

Управление по охране объектов культурного наследия Калужской области (далее - Управление) продолжает разъяснительную работу по вопросу обязательного проведения государственной историко-культурной экспертизы. Необходимая информация

включается в ответы Управления, заявителям предоставляются устные консультации на протяжении 2015-2021 годов. На сегодняшний день большинство проектных и строительных организаций, работающих на территории Калужской области, знакомы с ситуацией и требования законодательства неукоснительно выполняют.

Однако проблема некомпетентности заявителей в данном вопросе еще остается, что приводит в ряде случаев к задержкам строительства и финансовым потерям заказчиков работ.