Сегодня: Среда 24 апреля 2024 г.

Программа воспитания

№№103-105 3 сентября 2021 г.

30 августа состоялась традиционная муниципальная конференция работников образования Кировского района. Главной темой «августовского педсовета» стала программа воспитания. В связи с этим основные задачи и направления развития системы образования Кировского района на 2021-2022 учебный год поставила заведующая отделом образования Кировской районной администрации Ольга Александровна Лукьянова. Предлагаем читателям познакомиться с тезисами её доклада.

Воспитательная среда

Летом 2020 года были приняты поправки в Федеральный закон «Об образовании в РФ», касающиеся вопросов воспитания в образовательных организациях. Стоит признать, что педагогам всегда вменялось в обязанности воспитание подрастающего поколения как одна из главных задач, об этом говорилось и в прежней редакции закона. Однако все это было отражено как некие благие пожелания. Новая редакция закона даёт чёткие определения самого понятия «воспитание», особенностей воспитательной деятельности и задает основные направления работы.

В отличие от западного мира, где воспитание тождественно образованию, наше воспитание происходит от слова «питать», и до начала 18 века глагол «воспитать» означал «вскормить», «взрастить». И только значительно позднее он приобрел новое значение – «стараться об образовании, об умственном и нравственном развитии кого-нибудь», но суть, заложенная в этом слове, осталась, и само понятие «воспитание» значительно глубже, чем просто образование и подразумевает духовную близость воспитателя и воспитанника.

С 1 сентября 2021 года президентский закон должен заработать в полную силу. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы - это конкретное описание предстоящей работы с детьми. И мне бы хотелось вас призвать к тому, чтобы данная работа не была формальной. Давайте честно ответим сами себе на некоторые вопросы: ради чего на самом деле мы работаем с детьми; ради чего мы проводим уроки; ради чего мы берем руководство кружком или факультативом; ради чего мы ведем своих ребят в поход или готовим вместе с ними школьный спектакль? Если хотя бы некоторые ответы на эти вопросы связаны с воспитанием, то это очень хорошо. Именно с ответов на эти вопросы и начинается настоящий процесс осмысления целей и задач воспитания, а также всей нашей работы с детьми. Каких-то отдельных уроков воспитания не планируется, сама школьная среда или среда детского сада, организаций дополнительного образования и люди, которые в них работают – вот основа процесса воспитания. Ответственность за создание позитивной воспитательной среды несет образовательное учреждение в лице руководителя и педагогов.

Когда учитель «классный»

Особая роль отводится классным руководителям. Они проводят классные часы, совместные мероприятия с учениками, дружеские посиделки и чаепития, разговоры по душам и поддерживают ребенка в трудной ситуации. Педагогам важно помочь каждому ребенку разобраться в себе и в мире, подобрав удачные примеры, посоветовав вдохновляющие книги, сподвигнув сделать что-то хорошее. Воспитывать – это быть другом и помощником.

На федеральном уровне разработаны примерная программа воспитания и календарные планы воспитательной работы. Таким образом, федеральная образовательная политика делает большой шаг к формированию единой системы воспитания в России. А уже каждое образовательное учреждение должно было скорректировать их под свою специфику. Программа должна отражать лишь то, что на самом деле происходит в образовательной организации.

РДШ объединяет

Еще один шаг к формированию единой системы воспитания – это Российское движение школьников. Сегодня очень важно учить детей создавать позитивный контент и изменять интернет-реальность, и РДШ может предложить множество самых разных медиапроектов, в которых заложен огромный воспитательный потенциал.

Растить патриотов

Если мы вернемся к понятию «воспитание», данному в Законе об образовании в РФ, то увидим, что большая роль в деятельности, направленной на развитие личности, отводится патриотическому воспитанию, уважению к нашей истории и традициям. Поэтому национальный проект «Образование» будет дополнен еще одним направлением – это патриотическое воспитание граждан Российской Федерации.

В наших учреждениях образования данное направление воспитания также является приоритетным. В дошкольных образовательных учреждениях обустроены патриотические уголки, детей знакомят с достопримечательностями Калужской области, символикой и государственными праздниками.

На лучших примерах

Наша задача – интегрировать воспитание в ежедневный образовательный процесс. И здесь главными действующими лицами являются педагоги, которые не только должны развивать у своих учеников тягу к знаниям, но наполнять жизнь ребёнка полезными делами и позитивными примерами для подражания.

Так что кадровый вопрос вновь становится главным условием реализации нового закона.

Традиционно на августовской конференции я хотела бы сформулировать основные задачи и направления развития муниципальной системы образования на предстоящий учебный год. Они по-прежнему определяются нормами Указа Президента России от 21 июля 2020 года «О национальных целях и задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года» и перспективами национальных проектов «Образование» и «Демография».

Качество образования

Нашей основной целью является повышение качества образования. Оно включает в себя и создание условий для получения образования, и результативность управления системой на всех уровнях, особенно на уровне учреждений, качество преподавания, выбор методик обучения и воспитания, систематическую работу по формированию у обучающихся функциональной грамотности, особенно читательской, математической, коммуникативной, финансовой и цифровой.

Особое внимание необходимо уделить школам, показывающим стабильно низкие образовательные результаты, формированию у детей учебной мотивации, работе со слабоуспевающими учениками, повышению квалификации и обучению педагогов. Что для этого необходимо сделать?

На уровне дошкольного образования основная проблема в настоящее время заключается в стремительном уменьшении детей дошкольного возраста. Теперь у нас нет проблем с «очередями» в детский сад, нам не хватает воспитанников.

В таких острых условиях конкуренции каждый детский сад должен повышать эффективность дошкольного образования, которая выражается в готовности ребёнка к обучению в школе, в сформированности основных жизненных навыков. Пока, сосредоточившись на присмотре и уходе, мы явно недостаточное внимание уделяем образовательной деятельности, формированию у ребёнка базовых навыков, расширению его кругозора, развитию мелкой моторики, развитию его речи, то есть всего того, что закладывается в основу будущей успешности школьника. Плановые проверки отдела образования показывают, что некоторые воспитатели не готовятся к проведению образовательных занятий с детьми, проводят их не по теме и на слабом организационном уровне, а администрация образовательного учреждения ослабила контроль.

Таким образом, результативность и качество дошкольного образования и воспитания будет нашей целью, а образование и развитие ребёнка должно быть не дополнением к присмотру и уходу за ним, а приоритетом!

Основной ресурс

В серьёзных изменениях нуждается и школьное образование. Обычно мы

Делаем ставку на лидеров, а «слабые» школы и «слабые» дети все время стоят в стороне, при этом увеличивается разрыв между сильными и слабыми, возникает проблема образовательного неравенства. Доказательством этого служат ежегодные результатыГосударственной итоговой аттестации. Количество неуспевающих учеников не сокращается.

По результатам ОГЭ-9 11% учеников не сдали русский язык, 18% - математику. В итоге 26 девятиклассников в июне остались без аттестата, им предстоит в резервный осенний срок вновь попытаться сдать экзамены за курс основной школы.

Крайне низкую успеваемость по обязательным предметам демонстрируют ученики ООШ №4, СОШ №8, Бережковской ООШ, Шайковской СОШ №1.
В 2021г. увеличилась доля неуспевающих по русскому языку в СОШ №1, ООШ №4, СОШ №6, №7, №8, Большесавкинской ООШ, Шайковской СОШ №1, Шайковской СОШ №2.

В 2021г. увеличилась доля неуспевающих по математике в СОШ №6, Бережковской ООШ, Больше-Желтоуховской СОШ.

На ЕГЭ-2021 количество выпускников, не преодолевших минимальный порог на экзаменах по выбору, уменьшилось с 46 (2020г.) до 32, но проблема обоснованности выбора предметов остается. Наибольшая доля не преодолевших минимальный порог от общего количество сдававших ЕГЭ по предметам в СОШ №, Кировском лицее, Шайковской СОШ №2 (как это было и в 2020г.!).

Нашей целью должна стать поддержка детей, показывающих низкие образовательные результаты. Школы должны больше внимания уделять таким детям, обучать их чтению и работе с текстом, выделять дополнительные часы для этого, организовывать повторение ранее изученного материала, вовлекать их в работу объединений дополнительного образования, проявлять больше настойчивости в работе по повышению их учебной мотивации.

Работа со слабоуспевающими в учёбе и немотивированными школьниками – вот основной ресурс повышения качества образования!

У нас в районе уже организована работа со школами, стабильно демонстрирующими низкие образовательные результаты (у нас их 3). Эти школы будут предметом нашего постоянного внимания. На уровне Федерации министерством просвещения РФ запущен проект адресной методической помощи таким школам «500+», в него включена одна из школ Кировского района. Проект поможет выявить причины низких результатов в конкретной школе и подскажет решение проблемы. Наши школы причины низких результатов, по привычке, ищут в учениках, а надо искать в себе.

Администрация школ должна почаще «ходить по урокам», обращать внимание на учебный процесс, происходящий в классе, на то, как учитель преподает. Специалисты отдела образования в предстоящем году также присоединятся к данному виду контроля.

Основную роль в мотивации коллектива работать на результат обучения играет лидер – это директор школы (а не его заместитель). Важно всем понять, что главное в школе – это дети, и если мы их не научим, значит, мы – против детей.

Цифровизация

Мы видим, что наше общество, деловая жизнь и система управления в значительной степени цифровизированы, но образовательные учреждения только делают первые шаги в этом направлении. Информационные технологии в образовании нужны для обогащения преподавания и расширения методического разнообразия. Кроме этого, педагоги, классные руководители, должны работать на опережение, погружаясь в виртуальные среды и социальные сети, в которых «живут» их ученики. Необходимо стараться вести их за собой, создавая свои группы, а не ругать мессенджеры и надеяться на то, что они когда-нибудь исчезнут. С технологиями бесполезно бороться, надо научиться с ними жить!

Хотела бы напомнить о важности информационной работы, особенно в цифровом пространстве, с родителями, с населением, да и с педагогами. Не нужно бояться разъяснять основные тенденции в сфере образования и другие важные вопросы. Эта работа должна проходить систематически. В коронавирусный период многие перестали проводить родительские собрания в очном формате. Но это не значит, что работа с родителями должна замереть. Переходите на другие форматы (прежде всего – онлайн), и, главное, это должно носить системный характер. Родительский всеобуч должен быть в каждой школе.

«Успех каждого ребёнка»

Нам необходимо продолжить работу по развитию системы дополнительного образования, его интеграции с общим образованием. В настоящий момент в нашем районе охват детей дополнительным образованием составляет 71%. Это хороший показатель, во многом мы улучшили его благодаря региональному проекту «Успех каждого ребенка», но надо стремиться к большему (к 80% охвата).

В конце 2020 г. Президент России подписал Закон «О молодежной политике в Российской Федерации». Наша задача – организовать системную работу по воспитанию молодежи, поддержке молодежных инициатив, созданию условий для самореализации и вовлечению молодых людей в общественно активную деятельность.

Хотела бы поблагодарить сегодня активистов-волонтёров из числа работников образовательных организаций, которые в период с января по июнь 2021г. безвозмездно оказывали помощь Кировской больнице, заполняя информационную базу по прививкам от ковида.

Уважаемые коллеги! Я постаралась сосредоточиться не только на задачах наступающего учебного года, но и на направлениях нашей деятельности на ближайшие несколько лет.

Хотелось бы выразить всем работникам системы образования, в том числе участвовавшим в проведении государственной итоговой аттестации, организации отдыха и оздоровления наших школьников в лагерях с дневным пребыванием, благодарность за работу в прошедшем году.

Новый учебный год вновь начинается при действии требований санитарных правил и норм по ковиду, поэтому будьте бдительны и осторожны, берегите себя и окружающих.

Желаю всем крепкого здоровья, неравнодушного отношения к своей работе и успехов при выполнении поставленных целей и задач.