Сегодня: Пятница 29 марта 2024 г.

Как не избаловать ребёнка

№№109-111 17 сентября 2021 г.

Сначала начнём с термина и основных признаков. Избалованным можно считать ребёнка, который постоянно что-то требует, не даёт ничего взамен, никого не благодарит. Ребёнок не думает о чувствах близких и знакомых, а свои интересы ставит выше интересов других. Он считает, что мир создан только для удовлетворения его потребностей и желаний.

Основные признаки избалованного ребёнка.

Главные слова в его лексиконе – «купи» и «хочу».

Основная часть ресурсов семьи уходит на удовлетворение потребностей ребёнка.

У ребёнка есть проблемы с соблюдением правил и выполнением обещаний.

В своих промахах и проблемах ребёнок обвиняет других.

Он закатывает истерики, если его требования не выполняются.

Чтобы добиться своего, ребёнок манипулирует окружающими.

Ребёнок не умеет ждать и требует получить желаемое здесь и сейчас.

Ребёнок совсем не помогает по дому.

Ребёнок не знает, чем себя занять, ему постоянно скучно.

Если вы обнаруживаете у своего ребёнка больше 5 признаков, которые он демонстрирует каждый день, это серьёзный повод задуматься. Но следует иметь в виду, что некоторые поведенческие реакции, например, бурная реакция на отказ, при кризисе трёх и пяти лет – вариант возрастной нормы, а нежелание что-то делать и его безучастность может свидетельствовать о перегруженности ребёнка.

Главные ошибки, которые мы совершаем

1. Потребности и интересы ребёнка превыше всего. Родители отказывают себе в покупке необходимых и нужных вещей, а ребёнку покупается всё, что он захочет. Логично, что впоследствии он становится эгоистичным, неспособным понять чувства и потребности других людей.

2. Непоследовательность. Когда родители постоянно меняют правила для ребенка. У ребёнка не формируются установки, на которые можно ему опереться. Сегодня мама разрешила смотреть мульфильмы целый день, а вчера только 30 минут. Папа разрешает съесть перед обедом сладкую конфету, а мама нет. Со временем ребёнок понимает, что может получить то, что ему хочется.

3. Не выстраиваются личные границы. С одной стороны, взрослые нарушают границы ребёнка, когда, не спрашивая его мнения, записывают в тот или иной кружок (секцию), когда насильно заставляют что-либо сделать. С другой стороны, когда ребёнок нарушает границы взрослых, например, родители отменяют свои планы, если ребёнок капризничает. Ребёнок быстро понимает, что его слёзы приводят к нужному результату и начинает их использовать.

Отдельно стоит отметить, что невозможно избаловать любовью. Каждому ребёнку важно знать, что его любят, несмотря ни на что: даже если у него плохое поведение, он плохо учится. Это та база, которая поможет ребёнку стать уверенной личностью. Невозможно избаловать и 2-летнего ребёнка. В этом возрасте дети не могут контролировать себя и свои эмоции, их плач – это крик о помощи. Только после двух лет нужно устанавливать строгие правила и говорить о последствиях.

Избалованность действительно становится одной из основных проблем большинства детей. Родители хотят дать своим детям всё то, чего не было у них. Но важно знать последствия такого воспитания: избалованным детям трудно жить в социуме. Они стремятся всё контролировать, но не умеют прилагать усилия. А столкновение с реальностью, в которой люди не спешат выполнять их требования, оборачивается для таких детей настоящей трагедией. Им сложно выстраивать отношения с другими и общаться.

Чтобы скорректировать поведение ребёнка, взрослым необходимо начать с себя и изменить своё поведение.

1. В семье должны быть общие нормы и правила для всех.Если ребёнку запрещается сидеть за столом с гаджетом, то и родители должны отказаться от этой привычки. В запретах и последствиях за проступки родители действуют сообща.

2. И взрослые, и дети соблюдают личные границы друг друга.Границы необходимы ребёнку так же, как и чёткие правила. Мы соответствующим образом реагируем, когда ребёнок врывается к нам в ванную или больно нас щиплет. Так ребёнок начинает понимать, что его интересы заканчиваются там, где начинается

ущемление интересов других.

3. Говорить ребёнку «нет». Всем тяжело переносить слёзы ребёнка, но ему можно и нужно отказывать. Через отказы он учится понимать, что не все его желания могут быть исполнены.

4. Учить благодарить друг друга. Часто мы не благодарим своих детей, потому что считаем все его действия само собой разумеющимися. Если хотите, чтобы ваш ребенок ценил усилия, которые вы затрачиваете, тогда в вашей семье должно быть больше благодарностей.

О. Павлюченкова,
педагог-психолог ГБУ «Кировский ЦСПСД «Паруса надежды».