У каждого ребенка индивидуальный темп
и особенности развития, а задача родителей понимать малыша и организовать
оптимальную среду для его полноценного развития. Как помочь малышу сделать
первый шаг и каковы нормальные стадии развития навыка?
Подготовительные процессы в организме
малыша идут много месяцев, развивается зрительно-моторная координация, тонус и
равновесие, взаимодействие полушарий. Ребёнок изучает подвижность своего тела,
учится изучать размеры своего тела. Пока все эти процессы не созреют, ходить
еще рано.
«Ранние» пешеходы делают первые шаги
уже в 9 месяцев, они в целом несколько обгоняют своих сверстников и прошли все
предыдущие этапы развития. Родителям
очень внимательно надо относится к таким «ранним» пешеходам они часто могут
падать «на ровном месте». Необходимо контролировать чтобы падения случались
безопасным образом.
«Поздние» пешеходы пугают родителе
тем, что к 15 месяцам так и не научились ходить. Необходимо следить за общим развитием
«позднего» пешехода будьте уверены, что совсем скоро ваш малыш начнет ходить,
так как возрастная норма – это промежуток между 9 месяцами и 18 месяцами.
Прохождение основных этапов развития.
Возраст
4 – 7 месяцев: ребенок сидит.
Когда малыш начинает сидеть без
поддержки — это первый этап повышения его мобильности. Сидение помогает
укреплять мышцы, которые будут задействованы для того, чтобы учиться стоять на
ногах. Катание мячика взад-вперед перед собой - простое упражнение для набора
силы ребенком. Мама может держать перед ребенком игрушку и водить ею слева
направо, стимулируя малыша тянуться за ней то в одну, то в другую сторону.
Возраст
7 – 10 месяцев: ребенок ползает.
Научить малыша двигать руками и
ногами одновременно, это самое важное в процессе ползания. Необходимо стимулируя
его проползти из одного угла комнаты в другой. Обязательно похвалите малыша за
такое достижение! В процессе ползания укрепляются мышцы шеи, спины, рук и ног.
Также появляется больше контроля над бедрами, мышцы которых будут задействованы
при подъеме на ногах вверх и опускании вниз.
Возраст 8 – 9 месяцев: ребенок
подтягивается, держась за опору, и встает на ноги.
Мышцы малыша крепнут и уже в
состоянии удерживать вес всего тела. Ребенок же становится более любопытным, и,
почувствовав силу в теле, он начнет тянуться наверх, хватаясь за мебель, бортик
кроватки или за родителей. Сейчас самое время помогать ему начинать улавливать
первые намеки на чувство равновесия в вертикальном положении на ногах. Помогите
ребенку научиться подтягиваться вверх. Малыш должен понять, что это движение
обратно тому, которое он выполняет, когда из положения стоя опускается в
положение сидя.
Возраст
8 – 10 месяцев: ребенок ходит при поддержке родителя за две руки.
Когда ребенок начнет вставать на ноги
и удерживать равновесие (пока еще не отпуская ваших рук), помогите ему сделать
несколько шагов. Время от времени вы можете убирать одну руку, чтобы малыш
учился держать равновесие. Практика здесь решает все — ее должно быть как можно
больше. Не ограничивайте ребенка в движении: чем больше у него будет
возможностей тренироваться стоять на ногах, тем проще ему будет решиться на
первые самостоятельные шаги.
Возраст
9 – 10 месяцев: ребенок ходит сам вдоль опоры.
Ребенок перемещается вдоль бортика
кроватки, мебели и стен. Убедитесь, что квартира безопасна для таких
путешествий. Подбадривайте малыша, чтобы он отпускал ненадолго от себя опору —
отрывался руками от стены. Не забудьте: падать должно быть мягко! Удар смягчат
ковер и подгузник. Разложите любимые игрушки ребенка по всему доступному ему
пространству и поощряйте малыша подбадриваниями и похвалой, если он старается
дойти до них с опорой на стену и мебель. Пространство на полу надо освободить
от ненужных предметов.
Возраст
9 – 11 месяцев: ребенок самостоятельно встает и стоит без опоры и
поддержки.
Равновесие — самое важное в ходьбе. Если
ребенок может стоять и балансировать в течение нескольких секунд — это сигнал
того, что, видимо, малыш скоро решится на первые шаги. Превратите удерживание
равновесия в игру: сядьте на пол вместе с ребенком и помогите ему встать на
ноги. Считайте, как долго он может стоять на ногах до тех пор, пока не начнет
терять равновесие. Хвалите за каждую попытку.
Возраст
9 – 16 месяцев: ребенок делает первые шаги без поддержки.
Самое главное на данном этапе для
ребенка — научиться приподнимать ногу, удерживая равновесие на другой. Уделите
ему внимание: каждый шаг заслуживает бурной похвалы и подбадривания. По
сравнению с тем, как работают мышцы в положении стоя на ногах, в ходьбе мышцы
бедер и коленей должны быть более расслабленными, это сейчас и предстоит понять
малышу. Вы можете сесть на пол и, подбадривая ребенка, медленно вести его, пока
он не обретет равновесие и не попробует идти без вас.
Возраст12 – 16 месяцев: ребенок ходит.
Ходить получится не с первой попытки,
не раз и не два он оступится, прежде чем сможет передвигаться ровно и без
запинок. Поощряйте любые попытки ребенка исследовать свои возможности. И не
забывайте, что некоторые дети будут предпочитать иногда возвращаться к
ползанию, пока они не обретут уверенности в своих силах. Поощряйте ходьбу.
Например, опуская ребенка с рук вниз, ставьте его на ноги, а не сажайте на пол.
Все дети развиваются по-разному,
поэтому какие-то этапы (например, ползание на четвереньках) некоторые дети
могут перепрыгнуть. Если у ребенка наблюдается сильное отклонение от возрастных
навыков, необходимо проконсультироваться с педиатром.
Чтобы ребенку было легче научиться
ходить, ему нужно много двигаться. Ходунки, манежи, долгие прогулки в коляске в
состоянии бодрствования и другие способы ограничить малыша и обеспечить
безопасность — все это мешает двигательному развитию. Заставляйте ребенка
активно двигаться, занимайтесь с ним гимнастикой. Не берите на руки, поощряйте
все его попытки самостоятельно передвигаться. Учитывайте темперамент ребенка:
спокойные и крупные малыши не спешат делать первые шаги в отличии от своих стройных
и более активных ровесников. Повышайте мотивацию к овладению навыков ходьбы.
Распределите игрушки выше уровня пола на уровень глаз ребенка по всему
доступному для него пространству. Создайте безопасный дом, который станет для
ребенка обучающей и развивающей средой.
Все детки уникальны. Каждый ребенок имеет свой темп и ритм
созревания и возраст, когда ребенок готов начать ходить, тоже у каждого свой.
Ю.А. Денисова,
инструктор по ЛФК
ГБУ «Кировский ЦСПСД «Паруса надежды».