Сегодня: Четверг 18 июля 2024 г.

Профилактика нарушений чтения и письма у детей

18 ноября 2021 г.

К началу школьного обучения у ребенка должно быть сформировано правильное звукопроизношение. Он должен не только правильно произносить все звуки родного языка, но и не путать их в словах, не переставлять и не пропускать слоги, произносить сложные по слоговому составу слова.

Важно сформировать у ребенка умение выделять и слышать звуки речи – это поможет избежать трудностей в овладении письменной речью.

Для этого необходимо у ребенка развивать фонематическое восприятие:

1.Назовите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит заданный звук;

2. Назвать любые предметы на заданный звук;

3.Придумать слова, начинающиеся на звонкие и глухие согласные; твердые и мягкие согласные звуки.

Для успешного овладения процессом письма у ребенка должен быть сформирован процесс языкового анализа и синтеза.

Упражнения для формирования навыков языкового анализа и синтеза:

1. Сосчитай, количество слов в предложении;

2. Придумай предложение из двух, трех слов и т.д;

3. Назови первое слово в предложении;

4. Сосчитай сколько слогов в словах;

5.Назови первый и последний звук в словах.

Упражнения для развития зрительно-пространственных представлений:

1. «Найди спрятанное». Ребенок должен найти спрятанную игрушку или предмет в комнате, следуя вашим инструкциям.

4. «Графический диктант по клеточкам».

6. «Чего не хватает?». Нужно назвать, что забыл нарисовать художник у предмета и дорисовать.

7. «Что изменилось?» Предложите ребенку запомнить ряд из игрушек или картинок и потом закрыть глаза. Поменяйте их местами и спросите, что изменилось?

Всегда внимательно относитесь к своей речи, больше разговаривайте с детьми и проводите с ними время, окружайте их грамотным речевым общением.

Елена Филатова, учитель-логопед ГБУ

«Кировский ЦСПСД «Паруса надежды».