К началу школьного обучения у
ребенка должно быть сформировано правильное звукопроизношение. Он должен не
только правильно произносить все звуки родного языка, но и не путать их в словах,
не переставлять и не пропускать слоги, произносить сложные по слоговому составу
слова.
Важно сформировать у ребенка умение
выделять и слышать звуки речи – это поможет избежать трудностей в овладении
письменной речью.
Для этого необходимо у ребенка
развивать фонематическое восприятие:
1.Назовите
ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит заданный звук;
2.
Назвать любые предметы на заданный звук;
3.Придумать
слова, начинающиеся на звонкие и глухие согласные; твердые и мягкие согласные
звуки.
Для успешного овладения процессом
письма у ребенка должен быть сформирован процесс языкового анализа и синтеза.
Упражнения для формирования навыков
языкового анализа и синтеза:
1.
Сосчитай, количество слов в предложении;
2.
Придумай предложение из двух, трех слов и т.д;
3.
Назови первое слово в предложении;
4.
Сосчитай сколько слогов в словах;
5.Назови
первый и последний звук в словах.
Упражнения для развития
зрительно-пространственных представлений:
1.
«Найди спрятанное». Ребенок должен найти спрятанную игрушку или предмет в
комнате, следуя вашим инструкциям.
4.
«Графический диктант по клеточкам».
6.
«Чего не хватает?». Нужно назвать, что забыл нарисовать художник у предмета и
дорисовать.
7.
«Что изменилось?» Предложите ребенку запомнить ряд из игрушек или картинок и
потом закрыть глаза. Поменяйте их местами и спросите, что изменилось?
Всегда внимательно относитесь к
своей речи, больше разговаривайте с детьми и проводите с ними время, окружайте
их грамотным речевым общением.
Елена Филатова, учитель-логопед ГБУ
«Кировский ЦСПСД «Паруса надежды».