Сегодня: Понедельник 5 августа 2024 г.

Рождественский пост

№№142-144 3 декабря 2021 г.

Зимний период для православных христиан всегда связан со вступлением в сорокадневный Рождественский пост, который начинается 28 ноября и заканчивается в день праздника Рождества Христова. Этот пост установлен для того, чтобы, очистившись покаянием, молитвой и постом и просветившись таким образом душой и сердцем, могли мы достойно приветствовать явившегося в мир Сына Божия, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес».

ИСТОРИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ

Из истории Рождественского поста известно, что установлен он был во времена раннего христианства и, уже начиная с четвертого века, был принят к соблюдению. Однако окончательный устав о продолжительности поста был сформирован только в середине ХII века, в 1166 году, когда по решению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга, при императоре Мануиле, он повсеместно стал сорокадневным.

По словам преподобного Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

По имени святого апостола Филиппа, на день памяти которого часто выпадает заговенье, Рождественский пост именуют также «Филипповым» или, в просторечье, «Филипповки». Уместно будет вкратце упомянуть здесь и житие святого апостола.

Святой апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды (Галилея), был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя (Ин. 1, 43) он пошёл за Ним. Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии: он привёл ко Христу апостола Нафанаила (Ин. 1, 46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба пяти тысячам человек (Ин. 6, 7); он привел эллинов, желавших увидеть Христа (Ин. 12, 21 — 22); наконец, он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце (Ин. 14, 8). После Пятьдесятницы апостол проповедовал Евангелие в Галилее, сопровождая проповедь дивными чудесами. Затем он просвещал иудеев в Греции и многих обратил ко Христу. Из Эллады св. апостол отправился в Сирию, Лидию, Мисию, Фригию, всюду проповедуя Евангелия и терпя всевозможные скорби и лишения от своих гонителей. Ему сопутствовали сестра его Мариамия и св. ап. Варфоломей. В г. Иераполе (Фригия) было много языческих храмов, в том числе храм, посвящённый змеям, где обитала огромная ехидна. Св. Филипп силой молитвы умертвил ехидну, а также исцелил пострадавших от укусов змей. В числе исцелённых была жена правителя города, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель приказал схватить апостолов и распять их стремглав. Началось землетрясение и многих язычников засыпало землей. Св. Филипп молился о спасении мучителей. Многие уверовали во Христа и требовали прекращения казни. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был жив, крестил всех уверовавших и поставил им епископа. Святой апостол Филипп предал дух свой, скончавшись на кресте.

УСТАВ ТРАПЕЗЫ

Сам Рождественский пост можно было бы разделить на три периода. Первые три недели, до 19 декабря — дня памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, устав относительно нестрогий: в субботу, воскресенье, а также по вторникам и четвергам разрешается вкушать рыбу. Понедельник, вторник, среда — пища без масла (или с растительным маслом, в зависимости от дня памяти святого). Последующие две недели рыбу позволено вкушать уже только по субботам и воскресеньям, а последние 5 дней, в Предпразднство Рождества Христова, устав по своей строгости совпадает с Великим постом. Подробные указания о пище на каждый день следует смотреть в церковном календаре, так как ради памяти нарочитых святых могут встречаться некоторые послабления.

Особый день накануне великого праздника — 6 января,Рождественский сочельник. По сложившейся благочестивой традиции многие христиане этот день блюдут особенно строго и не садятся за трапезу до появления «первой звезды». Так с благоговением вспоминаем мы явление чудесной Вифлеемской Звезды, проводившей восточных волхвов к яслям рожденного Богомладенца.

Сочиво — это постное блюдо, которое чаще всего готовится из пшеницы или риса с мёдом и фруктами. Отсюда и название этого дня — сочельник. «Сочивом» называли раньше не только кашу и всякую постную пищу, но ещё и сок, или, как говорили, «молоко» разных семян: маковое, подсолнечное, горчичное, ореховое, миндальное и другие.

БОГОСЛУЖЕНИЕ

Богослужебный церковный устав имеет также некоторые отличительные указания, последовательно подводя и готовя нас встретить Рождество Спасителя. Начиная с 4 декабря, когда празднуем Введение во храм Пресвятой Богородицы, и до отдания Рождества Христова, на славословной утрени, поётся катавасия Рождества («Христос рождается…»). В предшествующие Празднику воскресные дни два раза полагаются свои особенные уставные службы. От 24 декабря включительно поётся служба Недели святых праотец, а следом за ней идет Неделя святых отец, когда мы чествуем древних прародителей Христа: «Праотец совокупление, празднолюбцы приидите псаломски восхвалим. Адама праотца. Еноха, Ноя, Мельхиседек, Авраама, Исаака и Иакова. По законе, Моисея и Аарона и Исуса. Самуила и Давыда. С ними же Исаию, и Иеремию, и Иезекииля, и Даниила, и оба надесяте. Вкупе Илию, и Елесея и всех. Захарию и Крестителя. И проповедавшие Христа, жизнь и воскресение роду нашему» (стихера Празднику). Служим здесь по минее и трём святым отрокам, которые ради поста, целомудрия и прочих богоугодных добродетелей одни среди множества народа смогли противостоять беззаконному царскому повелению о поклонении золотому идолу и не побоялись войти в огонь за свою веру. Как знаем из жития, Господь сохранил их в горящей раскалённой печи, хотя вырывавшееся из неё пламя сумело попалить даже стоящих поблизости нечестивых язычников.

Со 2 января начинаются особые дни —Предпразднство Рождества Христова. 6 января служатся Царские Часы, по образу службы часов Богоявленского сочельника и Великого Пятка. Это особого рода служба, когда на всех часах, помимо псалмов, читаем еще паремии, Апостол и Евангелие, а также поются стихеры, посвящённые событиям Праздника. «Царскими» часы называются, как говорят, ради обычая первых Византийских царей, непременно посещавших подобного рода богослужения.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПОСТЕ

В святоотеческих поучениях очень много сказано о пользе и необходимости христианского поста: «Как облако скрывает свет солнца, так чревоугодие затмевает ведение ума и отгоняет Духа Святого»; «Если для Бога алчешь, жаждешь и смиряешься, то вскоре будешь прославлена Богом»; «Кто здесь для Бога алчет и жаждет, тому, в день воздаяния, Он явит истинное богатство»; «Столп и утверждение всякого добра есть пост с безмолвием, а нерадящий о нем теряет всякое добро» (авва Иссаия).

Но при воздержании от брашен необходимо соблюдать также и «пост духовный», чтобы «поститься» от зависти, клеветы, осуждения.

Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, — пишет святитель, — так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия, и, чтобы кроме обычных даров и жертв, принести ему чистое сердце и желание следовать его учению.

Святитель Василий Великий: «Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. «Не в судах и сварах постись». Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах».

Святитель Иоанн Златоуст: «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».

Из писем игумена Никона (Воробьева): «В наступившие дни святого Поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретёшь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе».

И последнее, что необходимо сказать, пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной стихире: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо если пост не принесёт тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

Протоиерей Александр Рябов, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского, Благочинный первого округа Песоченской епархии.