В 2021 году жители
Калужской области пожаловались в Банк России на финансовые услуги и
деятельность финансовых организаций 1385 раз. В сравнении с 2020 годом
количество жалоб снизилось на 19%.
Наиболее существенно
сократилось число жалоб на банки (-36%) — таких зарегистрировано свыше 700.
Причина заключается в снижении актуальности темы реструктуризации кредитов как
необходимой меры поддержки в условиях коронавируса.
Вместе с тем калужане чаще
жаловались на банки в связи с мошенническими действиями, среди которых
преобладает телефонное и кибермошенничество: в 2021 году число таких жалоб
выросло и составило 47.
Количество жалоб на
деятельность страховых компаний в регионе возросло на 40%. Всего было направлено
355 обращений. В 2020 году ограничения из-за коронавируса привели к снижению
продаж полисов и количества ДТП. В 2021 году ситуация вернулась к обычным
показателям, поэтому жалоб на страховые компании стало больше. Наиболее
актуальными, в частности, были темы неверного применения коэффициента
бонус-малус (178 обращений), электронных полисов ОСАГО (48 обращений).
Снижение жалоб на МФО
(-37%) до 134 обращений было во многом связано с принятием закона, запрещающего
любое взаимодействие с членами семьи должника, родственниками, соседями или
иными третьими лицами по вопросам взыскания просроченной задолженности без
письменного согласия указанных лиц. Также сокращению жалоб заемщиков должны
способствовать принятые меры против навязывания банками и МФО дополнительных
платных услуг, заработавшие с конца 2021 года. В частности, заемщики получают
право потребовать вернуть деньги за любые услуги, привязанные к кредитам и
займам, в течение 14 календарных дней после оформления договора. Ранее такой
период охлаждения действовал только для добровольных страховок.
Жалобы на мисселинг
вызваны некорректными продажами полисов инвестиционного и накопительного
страхования жизни (23 обращения). Вступление в силу новых требований повысит
потребительскую ценность таких продуктов и сделает их более прозрачными и
понятными для граждан. Также сотрудники банков нередко предлагают и другие,
небанковские финансовые продукты под видом «более доходного вклада». При этом далеко
не всегда сообщают о принципиальных отличиях этих продуктов от вкладов. Так, в
2021 году от калужан поступали жалобы, связанные с реализацией в банках
продуктов и услуг брокеров и доверительных управляющих (24 обращения).
«Если у вас уже есть
финансовая подушка безопасности и вы готовы к инвестиционным рискам, то можете
попробовать разные инструменты, только сначала внимательно изучите все их
особенности. Но если нет — не соглашайтесь на такие предложения вместо вклада.
Перед тем как ставить подпись в договоре, необходимо выяснить, гарантируют ли
доходность по вашим вложениям и какую, на какой срок вы заключаете договор и
что будет, если вы захотите расторгнуть его раньше, сколько денег вам вернут»,
— пояснила управляющий калужским отделением Банка России Ирина Карлаш.
Пожаловаться на финансовую
организацию калужане могут в Банк России через интернет-приемную на официальном
сайте https://cbr.ru/ или по телефону
горячей линии 8-800-300-30-00. Любые
финансовые вопросы удобно задавать в чате бесплатного мобильного приложения «ЦБ
онлайн».
Отделение по Калужской
области
Главного управления Банка
России
по Центральному
федеральному округу.