Искусство
фотографии покоряется лишь тем, кто обладает терпением, выдержкой, особым
видением окружающего мира - умеет строить кадр сначала взглядом, а потом уже
третьим «глазом» объектива.
В современном мире, где каждый за несколько секунд может «щёлкнуть» фото на
телефон, особо ценятся выстроенные, продуманные фотографии, в которых мысль
соединяется с образом, создавая не просто красивую картинку, а визуальную
формулу действительности. Именно поэтому очередная выставка фотохудожника
Михаила Прокофьевича Нестерова становится важным событием для ценителей
искусства фотографии.
«Оттенки смысла» - название экспозиции, которая разместилась в выставочном зале
историко-краеведческого музея.
- Это юбилейная - десятая персональная выставка автора, проводимая в нашем
городе. Всего их было 24 на просторах России и за её пределами. На выставке
представлено 75 фоторабот, выполненных за последние два года, в основном это
натюрморты. Выставка важна для Михаила Прокофьевича ещё и тем, что в 2022 году
он будет отмечать 40 лет творческой деятельности, - пояснил заведующий музеем
Андрей Анатольевич Бауэр.
Простое увлечение фотографией в юном возрасте постепенно переросло у Нестерова
в профессиональный интерес. Он начинал фотокорреспондентом в районной газете
«Знамя труда», учился, работал в отделе культуры, руководил телекомпанией
"КНТ". Но с фотоаппаратом Михаил не расставался никогда, продолжая постоянно
совершенствовать своё мастерство. Фотография стала не только его хобби, но и
способом творческой самореализации.
Каждая выставка Нестерова – это разговор со зрителем на определённую тему. Если
в
Фотоработы разделены на циклы: «Игра в кино», «Чувство джаза», «Оттенки смысла»,
"Уехали" … И все они вписались в общую идею автора – «поиск в живой
действительности пространственных форм, линий и соотношений».
Большинство снимков в чёрно-белых красках, но есть и яркие, насыщенные и
совершенно волшебные. В долгую русскую зиму фоторабота «Мэри Поппинс» показалась
окном в вечное лето – пальмы, зелень, голубое небо с редкими облаками. По алее,
среди сотен зонтиков, идёт девушка в белом, как облако, платье. Фотошоп –
подумали посетители выставки.
- Это обычный жанровый снимок. Я сделал его в Таиланде, в парке миллионолетних камней. Зонтики – это элемент
ландшафтного дизайна, подвешенные между деревьями, они закрывали аллею от жгучих
лучей солнца, и, как только ветер сменился на восточный, в кадре появилась Мэри
Поппинс.
А вот несколько работ на тему пандемии. «Самоизоляция» напоминает тюрьму в
четырёх стенах, и человеку ничего не остаётся, как уйти в себя или уснуть в
голубом гамаке (медицинской маске), «укрывшись тишиной». В другой работе "#останьсядома" на серой
деревянной стене висят ласты, а в окне старенького сарая зритель видит голубую воду, окружающую далёкий
зелёный остров.
Цикл «Уехали» – история в фотографиях… В «Арбатском дворике» автор запечатлел
памятник Булату Окуджаве, будто тот просто уходит от зрителя, убирая в карман
брюк листок с только что написанными стихами. Чёрно-белое фото делает памятник
частью улицы и в то же время на секунду заставляет поверить в то, что
удаляющаяся фигура – живой человек. Как и его стихи.
В ахроматических цветах и работа «Тени времени». Автор запечатлел сгорбленного
старика и разветвлённую, скрученную тень дерева. Кажется, что ещё минута - и
контуры фигуры начнут тускнеть, также превращаясь лишь в тень на стене. Но и тень
можно сохранить на снимке.
В работе «Супрематизм» крошечная репродукция Малевича соседствует с
переплетением труб. «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» - спрашивал авангардист
Маяковский. У Нестерова получилось.
Несколько фоторабот посвящены фильмам Тарковского. «Иваново детство» - склонившийся
над колодцем мальчик пытается разглядеть звёзды. «Сталкер» - хрупкий жёлтый
одуванчик на границе серого асфальта и железного люка. Снимок «Бегство мистера
Мак-Кинли» объединил и литературную, и кинематографическую интерпретацию, о нём
рассказал сам автор:
- Идея снимка родилась в 1975 году, а сделал я его только в 2020. Леонид Леонов
написал киноповесть «Бегство Мистера Мак-Кинли» об истории маленького человека.
Он бежит не столько от действительности, сколько от самого себя. А
кинематографическая интерпретация Михаила Швейцера говорит о том, что убежать и
от мира, и от себя не получится. Нужно самому делать так, чтобы жить было лучше
на этой планете, в каждую единицу своего времени, - отметил Нестеров.
Проникла в фотографии и музыкальная тема – «Вечерний блюз» в цитрусово
-каштановых тонах, «Ушёл слушать джаз» -
атмосфера затерянного во времени старого бара, где музыканты, готовясь начать концерт,
открывают футляры, пахнущие кожей и металлом инструментов.
Возможностью поговорить с автором, задать ему вопрос или вступить в дискуссию
воспользовались посетители вернисажа. Михаил, со свойственной ему ироничностью,
не оставил без профессионального ответа ни одного из своих зрителей. Заведующая
людиновской галереей искусств Наталья Волкова спросила, что предпочтительнее
для фотохудожника - долгое выстраивание снимка или быстрые кадры экспромтом?
- У меня, особенно в репортаже, случайные кадры редко бывают удачными, главное
чтобы в кадре не было случайностей, - с улыбкой ответил Михаил.
И всё же на выставке есть несколько фотографий, сделанных случайно. Работа
«Jazz party» в настроении лёгкой джазовой вечеринки, где рассвет можно спутать
с закатом, потому что каждый – апельсиново-ярок и душист. Одна из самых
удивительных фотографий выставки «Урок рисования». Однажды дети из школы
искусств вместе с преподавателями вынесли мольберты на природу, а автор, проходя
мимо, увидел прислонённый к мольберту телефон, на котором была открыта
знаменитая икона Андрея Рублёва. В этом снимке, случайном по словам фотографа,
как ни странно, – квинтэссенция всей выставки – старый мольберт, хаотично изрисованный
красками, где словно круги лет на срубленных деревьях, отпечатались четырёхугольники
от ватманов, следы от кнопок, краски, годы ученического труда, детского смеха и
… «Троица». Рядом. На экране современного телефона. Искусство, пронзающее
время.
Нестеров не оставил без внимания и свой родной город. Он создал коллаж из
старых и новых, узнаваемых и затерянных в городском пространстве зданий и
достопримечательностей Кирова, заполнив ими всю площадь кадра. С работами
мастера познакомился и поделился впечатлениями глава Кировской районной
администрации Игорь Николаевич Феденков:
- Каждая работа выставки притягивает, и в целом искусство фотографии - это
очень интересно. Я рад, что в нашем городе есть такие увлеченные люди. Успехов
вам, Михаил Прокофьевич, новых работ, радуйте нас своим творчеством!
Глава вручил Михаилу Нестерову Благодарственное письмо.
-Тонкий оттенок смысла – это нюанс, то есть едва заметный переход от одного к
другому - в цвете, в мысли, в звуке … И всё это я попытался использовать
для создания художественного образа в
каждой работе. Давайте вместе будем искать эти смысловые оттенки, - предложил Михаил Нестеров.
Выставка будет работать в музее до апреля, а затем переедет в Людиновскую Галерею искусств.
Екатерина Семянищева.
Фото автора и Михаила Нестерова.
Фоторепортаж по ссылке http://kirovzt.ru/photoreport/963