Сегодня: Воскресенье 4 августа 2024 г.

Что такое среда обитания?

№№19-21 18 февраля 2022 г.

На прошлой неделе завершился второй этап очного тура муниципального конкурса профессионального мастерства «Я в педагогике нашёл своё призвание». Учителя, воспитатели и педагоги-психологи провели свои открытые уроки. Участники продемонстрировали навыки использования педагогических технологий и методик.

В этом году вновь вернулась номинация «Лучший молодой педагог», где за победу будут бороться учитель биологии СОШ №2 Дарья Новикова, учитель физики и информатики Шайковской СОШ №2 Динара Тимиркаева, учитель физической культуры Большесавкинской ООШ Иван Топал и учитель начальных классов СОШ №5 Диана Якунина.

Небольшой педагогический стаж не даёт никаких поблажек: для молодых и опытных преподавателей общие критерии оценки. Единственное различие – начинающие специалисты проводят открытые уроки в своих школах. Родные стены всё же помогают молодым педагогам справиться с волнением и ответственностью и полностью раскрыть свой профессиональный потенциал.

Открытый урок – это основное задание педагогического конкурса, оно оценивается по максимуму в 100 баллов. Жюри наблюдает за тем, как преподаватель работает с детьми, учитывает ли их индивидуальные особенности, идёт ли обратная связь от учеников к педагогу. Можно сказать, что именно это испытание показывает, как учитель чувствует себя в естественной среде обитания.

Что же такое среда обитания? Этот вопрос предстояло решить ученикам 5-го класса школы №2 вместе с учителем биологии Дарьей Новиковой. Здесь выпускница Кировского педагогического колледжа работает уже два года. По профессии – учитель начальных классов, но прошла профессиональную переподготовку, теперь знакомит детей с царством живой природы.

Свой открытый урок Дарья начала не с изучения новой темы: она предложила ребятам вспомнить правила успешного общения во время работы в группе или в паре. Важно понять задание и подумать над ответом самостоятельно, выслушать мнения каждого, не перебивая говорящего. Если кто-то не согласен или имеет иную точку зрения, то надо предложить свой аргумент и обсудить всё вышесказанное. Затем представитель от группы высказывает общий ответ. Эти замечательные правила не раз использовались учениками на уроке.

Свои ответы на занятии ребята могли самостоятельно оценивать с помощью листа «Метеопрогноз». Если ученик справился с заданием успешно, то ставил «галочку» в колонку с солнышком. У кого возникли какие-то трудности – тот делал отметку в колонке с облачком. Если было сложно понять, как выполнять задание – тогда «галочка» шла под грозовую тучу.

Для того, чтобы познакомить класс с темой занятия, Новикова зачитала необычную газетную статью про старт Олимпийских игр, особенно актуальную в эти февральские дни: «Воробей готов покорять земные недра, червь стремится в наземно-воздушное пространство, рыба будет бороться за первенство внутри другого организма, а блоха рвётся в водное пространство». Подобная расстановка спортсменов, продемонстрированная на интерактивной доске, смутила учеников. Вместе с педагогом они пытались понять, какие же условия существования на самом деле подходят для «участников соревнований». И не только для них, но и для всех живых организмов.

Некоторые задания требовали выполнения в группах: распределить животных по их средам обитания, определить необходимые для жизни условия и обосновать своё решение. Если выступающий у доски давал неверный ответ, Дарья объясняла ему и его группе ошибку и помогала найти правильное решение. Вместе с учителем ребята смогли расставить «спортсменов» из статьи по нужным «дорожкам».

В конце урока Новикова предложила пятиклассникам проверить, как закрепились полученные знания о среде обитания: ученики быстро заполнили карточки, умело использовав новые термины. Кто справился без единой ошибки – получал в дневник заслуженную «пятёрку».

А вот как справилась со своим открытым занятием Дарья, - решало компетентное жюри, которое внимательно следило за ходом всего урока. Именно этот этап очного тура Новикова назвала для себя самым сложным испытанием. Впервые за два года работы девушка проводила столь масштабный и волнующий открытый урок, поэтому для неё было очень важно как следует к нему подготовиться. С этой задачей Дарья справилась: подобранный материал смог заинтересовать детей, вовлечь каждого в обсуждение и помог преподавателю легко и доступно объяснить новую тему. Участие в муниципальном конкурсе для Новиковой – это новый опыт, знакомство с коллегами и возможность почерпнуть для себя полезные педагогические методы и практики.

Очный тур уже практически подошёл к концу. Впереди остался последний этап, самый решающий – «Круглый стол», где состоится коллективная беседа участников с заведующей отделом образования Ольгой Лукьяновой. Затем будут объявлены итоговые результаты.

Зоя ФОКИНА.
Фото автора.