Открытый
урок – открытие для всех участников образовательного процесса. Ученики узнают о
новых формах работы на занятии, получают знания, выходящие за границы учебника,
а учителя модернизируют свою привычную методику, внедряют в урок что-то
необычное, делают его интересным и важным событием школьного дня.
Второй очный этап традиционного муниципального конкурса «Я в педагогике нашёл
своё призвание» - этап открытых уроков. В этом году базой для его проведения
стала школа №6. Одним из первых демонстрационное занятие по обществознанию
провёл учитель школы №1 Андрей Владимирович Поляков.
Опытный преподаватель в профессии уже 12 лет – отсюда чёткое построение урока,
продуманный каркас. «Арматура» занятия - начальный импульс, который погружает в
тему, постоянное общение с аудиторией – тогда дети становятся активными
участниками обсуждения нового материала и создание доверительной атмосферы,
комфортной для освоения новых знаний.
С первых минут занятия учитель привлёк внимание десятиклассников,
продемонстрировав горох и розги, он предложил подумать, что связывает эти
предметы. Ребята без труда «отгадали» связь – и то и другое являлось средством
наказания с древнейших времён до начала XX века. Ученики старшей школы, они,
конечно, уже изучали, что так наказывали и нерадивых школьников, и преступников.
Отвечая на вопросы учителя, дети самостоятельно назвали тему урока:
«Правонарушения и юридическая ответственность».
Основная задача учителя - объяснить сложное с помощью простых истин. Помочь в
этом могут и ученики. Преподаватель предложил им стать авторами определения,
поразмышляв над тем, что такое правонарушение, объяснить его своими словами. Из
авторов учебника ребята перевоплотились в филологов – вместе с преподавателем
они проанализировали слово правонарушение, разделяя «право» и «нарушение» и
снова объединяя их в единое понятие.
Не оставляя ребят на «сухом» материале, учитель активно снабжал свой рассказ
примерами из жизни - кража телефона, опоздание на урок, прогул на работе,
нарушение родительских запретов, жёлтая карточка на футбольном поле, неуплата
налогов.
Современному учителю не обойтись без интерактивной доски, где подготовлена
презентация, но и обычная школьная на уроке пригодилась – на ней Андрей
Владимирович отмечал признаки правонарушений, которые сформулировали ребята.
В обсуждениях пришли к тому, что не к каждому нарушению можно применить
правовое наказание, а вот каждое правовое нарушение должно наказываться по
закону.
Правонарушение влечёт за собой наказание, т.е. юридическую ответственность. За
формулировкой термина преподаватель обратился к голосовому помощнику - Алисе,
которая прочла определение из Википедии. Чтобы помочь ребятам взглянуть на
проблему с разных сторон, сделать урок более динамичным и включить каждого
ученика в творческий процесс, учитель добавил в план занятия написание «синквейна»
(нерифмованного стихотворения из пяти строк на любую тему), работу в группах,
обсуждение правонарушения и поиск справедливого наказания, логлайн – краткие
описания правовых определений.
Завершился урок обсуждением цитаты американского писателя Оливера Генри,
которая предварила занятие: «Дело не в дороге, которую мы выбираем. То, что
внутри нас, заставляет выбирать дорогу». Ребята предположили, что внутренним
компасом, направляющим каждого человека, может быть совокупность воспитания, совести,
внутренних убеждений.
- Я желаю вам, ребята, чтобы ваши дороги были только прямыми, чтобы вы всегда
выбирали правильный путь и сталкивались с правонарушениями только на уроках
обществознания, - заключил Поляков.
Урок для ребят закончился, а для учителя имел продолжение.
Показательное занятие оценивало жюри. Опытные коллеги отметили положительные стороны
урока, рассказали о том, что, по их мнению, получилось, а что предстоит
доработать.
Но, конечно, главный урок для учителя – это признательность учеников, которые
вдохновляют каждый урок делать открытым.
Екатерина Семянищева.