Сегодня: Воскресенье 4 августа 2024 г.

Урок для учителя и учеников

№№19-21 18 февраля 2022 г.

Открытый урок – открытие для всех участников образовательного процесса. Ученики узнают о новых формах работы на занятии, получают знания, выходящие за границы учебника, а учителя модернизируют свою привычную методику, внедряют в урок что-то необычное, делают его интересным и важным событием школьного дня.
Второй очный этап традиционного муниципального конкурса «Я в педагогике нашёл своё призвание» - этап открытых уроков. В этом году базой для его проведения стала школа №6. Одним из первых демонстрационное занятие по обществознанию провёл учитель школы №1 Андрей Владимирович Поляков.
Опытный преподаватель в профессии уже 12 лет – отсюда чёткое построение урока, продуманный каркас. «Арматура» занятия - начальный импульс, который погружает в тему, постоянное общение с аудиторией – тогда дети становятся активными участниками обсуждения нового материала и создание доверительной атмосферы, комфортной для освоения новых знаний.
С первых минут занятия учитель привлёк внимание десятиклассников, продемонстрировав горох и розги, он предложил подумать, что связывает эти предметы. Ребята без труда «отгадали» связь – и то и другое являлось средством наказания с древнейших времён до начала XX века. Ученики старшей школы, они, конечно, уже изучали, что так наказывали и нерадивых школьников, и преступников. Отвечая на вопросы учителя, дети самостоятельно назвали тему урока: «Правонарушения и юридическая ответственность».
Основная задача учителя - объяснить сложное с помощью простых истин. Помочь в этом могут и ученики. Преподаватель предложил им стать авторами определения, поразмышляв над тем, что такое правонарушение, объяснить его своими словами. Из авторов учебника ребята перевоплотились в филологов – вместе с преподавателем они проанализировали слово правонарушение, разделяя «право» и «нарушение» и снова объединяя их в единое понятие.
Не оставляя ребят на «сухом» материале, учитель активно снабжал свой рассказ примерами из жизни - кража телефона, опоздание на урок, прогул на работе, нарушение родительских запретов, жёлтая карточка на футбольном поле, неуплата налогов.
Современному учителю не обойтись без интерактивной доски, где подготовлена презентация, но и обычная школьная на уроке пригодилась – на ней Андрей Владимирович отмечал признаки правонарушений, которые сформулировали ребята.
В обсуждениях пришли к тому, что не к каждому нарушению можно применить правовое наказание, а вот каждое правовое нарушение должно наказываться по закону.
Правонарушение влечёт за собой наказание, т.е. юридическую ответственность. За формулировкой термина преподаватель обратился к голосовому помощнику - Алисе, которая прочла определение из Википедии. Чтобы помочь ребятам взглянуть на проблему с разных сторон, сделать урок более динамичным и включить каждого ученика в творческий процесс, учитель добавил в план занятия написание «синквейна» (нерифмованного стихотворения из пяти строк на любую тему), работу в группах, обсуждение правонарушения и поиск справедливого наказания, логлайн – краткие описания правовых определений.
Завершился урок обсуждением цитаты американского писателя Оливера Генри, которая предварила занятие: «Дело не в дороге, которую мы выбираем. То, что внутри нас, заставляет выбирать дорогу». Ребята предположили, что внутренним компасом, направляющим каждого человека, может быть совокупность воспитания, совести, внутренних убеждений.
- Я желаю вам, ребята, чтобы ваши дороги были только прямыми, чтобы вы всегда выбирали правильный путь и сталкивались с правонарушениями только на уроках обществознания, - заключил Поляков.
Урок для ребят закончился, а для учителя имел продолжение.
Показательное занятие оценивало жюри. Опытные коллеги отметили положительные стороны урока, рассказали о том, что, по их мнению, получилось, а что предстоит доработать.
Но, конечно, главный урок для учителя – это признательность учеников, которые вдохновляют каждый урок делать открытым.

Екатерина Семянищева.