Истории
вокруг нас. Они существуют как текстосфера, ещё одна оболочка Земли, которую
человек может наполнять жизнью, преобразовывать, о которой может рассказывать.
Писатели обладают даром видеть истории, выхватывать их из потока
действительности, чтобы о них узнали как можно больше людей, чтобы текстосфера
пополнялась героями, мирами и смыслами. Одна из таких одарённых рассказчиц
нашего города – писательница Светлана Грачёва.
Её творческая встреча состоялась в кругу друзей – членов ЛТО «Ритм», в городской
библиотеке №1, и также началась с истории.
В далёком Казахском селе после страшного бурана, когда люди ещё откапывали свои
дома от снежных барханов, родилась девочка. У неё были светлые волосы, и
фельдшер, которая принимала роды, как добрая фея посоветовала матери назвать её
Светланой. С тех пор в жизни девочки бураны всегда сменялись светлыми днями,
даруя веру и надежду на лучшее.
Молодой семье Филатовых, в которой родилась девочка, приходилось тяжело – денег
не хватало, жили в бараке, было холодно и голодно. Отцу Светланы пришлось
бросить учёбу в институте, чтобы кормить семью. Вскоре Филатовы с двумя детьми
переехали в Киров. Здесь прошли детство и юность Светланы, здесь она окончила
школу №2, и на своём творческом вечере с благодарностью вспоминала учительницу
по русскому языку и литературе Александру Иосифовну Тимохину, которая не только
блестяще преподавала свой предмет, но и развивала ассоциативное мышление своих
учеников.
Девочка росла в любящей и интеллигентной семье. Отец учил детей – Светлану и её брата - игре на музыкальных инструментах,
привил любовь к чтению. А мама всегда интересовалась прочитанным – так истории
захватили воображение Светланы. Особенно ей нравились рассказы о древнем мире –
о людях, их занятиях, о том, как постепенно из разрозненных племён возникали
великие государства древности. Подростком Светлана зачитывалась историей и
мечтала стать египтологом.
Но судьба распорядилась иначе, и, окончив культпросвет училище и поработав
библиотекарем, девушка решила стать учителем русского языка и
литературы.
Это определило её дальнейшую судьбу и творческую работу на годы вперёд.
Светлана Сергеевна с гордостью показывает внушительных размеров книгу - «Ассоциативный
орфографический словарь». Она стала одним из авторов этого огромного труда, а
сам словарь явился результатом участия Грачёвой в сообществе влюблённых в свою
профессию педагогов на интернет-портале «Сеть творческих учителей». Светлана с
удовольствием участвовала в работе «сети», сначала она была участницей, затем
экспертом. Вскоре талантливому педагогу предложили стать ведущей всероссийского
семинара по блочно-модульному обучению, и, наконец, Светлана Сергеевна работала
членом координационного совета портала.
Готовились к выходу ВГОСы второго поколения, была необходима специальная
литература. Тогда секция учителей русского языка и литературы поставила перед
собой задачу создать словарь только с непроверяемыми орфограммами с 5 по 11
класс.
- Сначала это казалось нам неосуществимым. Но, несмотря ни на что, мы взялись
за дело, - рассказала Грачёва.
Всего за несколько лет издательством «Учебная литература» были изданы четыре
тысячи экземпляров каждой из семи книг, всего – 28 тысяч. Вскоре, издательство
напечатало новый тираж. Словарь используют учителя по всей России, популярен он
и в книжных магазинах Москвы, большой тираж словаря для русскоязычных школ
закупила Швеция. И одна из его авторов – кировчанка Светлана Грачёва.
Однако преподавание – не единственное творческое призвание Светланы Сергеевны.
Она известная в Кирове и за его пределами писательница, член Калужского
отделения российского Союза профессиональных литераторов. Грачёва признаётся,
что пишет сразу несколько книг, от одной переходя к другой, от другой – к
третьей. Это помогает переключаться между стилями, героями, мирами и историями,
возвращаясь к каждой в своё время.
- Этот роман я писала семь лет, долго не могла его закончить. Он многожанровый
– содержит художественные эссе, путевые заметки, публицистику, мемуары, - так
Грачёва представила гостям встречи свою книгу «Одна дума в дорогу не годится».
Главная героиня романа отправляется в поездку, которая становится катализатором
размышлений о жизни, стране и истории.
Недавно вышла новая книга Грачёвой для подростков среднего и старшего
возраста «Что наша жизнь?». Во вступительной статье автор обратился к юным
читателям: «Человеческая жизнь – это либо цветное пятно, либо клякса на
чистейшем полотне жизни вселенной. Какой рисунок каждый оставит после себя –
зависит во многом от самого человека».
В книгу вошли философские рассказы и диалоги, герои которых разбросаны по шкале
времени от древности до наших дней. А на вопрос, что объединило их истории под
одной красочной обложкой, предстоит ответить читателям.
Светлана Сергеевна зачитала вслух несколько текстов из сборника.
В диалоге
«Путь» встреча с умудрённым старцем помогла юноше понять, чем дорога отличается
от духовного пути. В рассказе «Любовь во всём виновата» на тему чувства
дискутируют мать и дочь. Для представительницы старшего поколения любовь – это на
всю жизнь. Чувство сравнивается с растением, которое взращивают оба любящих
сердца. Для молодой девушки любовь кажется развлечением без обязательств,
которое может подарить лишь временные эмоции. Рассказ «Фея» написан от лица
пятилетнего мальчика Миши, живущего в детском доме. В мультфильме он увидел фею,
и с тех пор каждый день загадывал желание – пусть волшебница подарит ему маму и
папу. И чародейка явилась. Пусть она была не похожа на сказочную принцессу, у
неё не было волшебной палочки, исполняющей желания, но мальчик знал, что это
именно она. «Фея» стала приёмной мамой мальчика. «Доброе женское сердце без
волшебной палочки совершило чудо», - так заканчивается рассказ.
Светлана Грачёва – экспериментирующий писатель. Она пробует себя в разных
жанрах – от классического романа до афоризмов. В копилке её литературных
текстов есть и философско-лирические миниатюры. Написанные акварельным, полупрозрачным
языком, с удивительно точными и необычными метафорами, они приглашают читателя
не просто наблюдать, но становиться непосредственным участником авторского размышления.
В миниатюре «Одиночество», взглянув на брошенные скворечники, автор приходит к
мысли о стариках, оставленных «зимовать» оперившимися птенцами-детьми.
Миниатюра «Опавшие листья» - об осени жизни, когда люди выходят на двор памяти
и видят листья-воспоминания – тяжёлые, уже напитавшиеся влагой то ли дождей, то
ли слёз, и сухие, ярко-оранжевые, радостные.
С гостями встречи писательница поделилась планами – вскоре Грачёва надеется
закончить вторую часть дилогии «Время собирать камни» - «Время говорить». Также
автор работает над книгой с рабочим названием «Не меняйте цвет крови». Идея
сюжета пришла к Светлане Сергеевне из выпуска новостей. Чтобы сохранить
достоверность истории, Грачёва работает с фактами, читает интервью реальных
участников событий. Не забыла Грачёва и своё давнее увлечение историей. Своего
часа ждут два черновика. Первый – о первобытном человеке. В нём автор
попыталась отразить становление речи древних людей - звуки, символы, жесты.
Второй черновик повествует о Руси XII века, до
золотоордынского нашествия.
- Я пишу с определённой целью - сделать читателей соучастниками того, что вижу или
чувствую. Пусть они воспримут это по-своему, но не пройдут мимо важных
моментов, - отметила Светлана Грачёва.
Посмотреть на мир через «оптику» авторского взгляда можно в городской библиотеке
№1, где есть книги писательницы.
Екатерина СЕМЯНИЩЕВА.
Фото
автора.