Сегодня: Суббота 3 августа 2024 г.

Фигуры делает завод - украсят сад и огород

№№40-42 8 апреля 2022 г.

Около трёх десятков лет назад генеральный директор акционерного общества «Кировская керамика» Валерий Васильевич Михалёв возродил старинный промысел, открыв на заводе фирму «Фарфор». Сегодня она выпускает около двух тысяч наименований продукции. Чутко реагируя на запросы рынка, общество с ограниченной ответственностью не только продолжает традиции, но и смело идёт вперёд, осваивая новые направления. На это коллектив нацеливает директор Виктор Сергеевич Колявкин. Один из его принципов в том, чтобы изделия были не только качественны, красивы и оригинальны, но и полезны, востребованы покупателями.

Традиция украшения садов скульптурами - родом из древней Греции, оттуда она перекочевала в Рим, а из Рима распространилась по всему миру. Любопытно, как в садовых скульптурах выражена мифология разных народов. Германская традиция привнесла в садовый дизайн таких персонажей, как гномы, лесные феи, скандинавская – прекрасных и печальных русалок, китайская – драконов, индийская – моду на божеств индуистского пантеона.

В Россию фигуры защитников – львов, из Италии впервые привёз Петр I. И если ещё в начале прошлого века только богатые люди могли приобрести скульптуры для украшения сада, то сегодня это может сделать каждый.

Особенно повезло в этом плане жителям нашего города, так как в ООО «Фарфор» выпускают широкий ассортимент товаров народного творчества. Познакомиться с продукцией «Фарфора» можно в фирменном магазине-выставочном зале. Самые большие изделия - популярные керамические фигуры садового дизайна.

Медведь в тренде

В магазине посетителей встречает продавец Ольга Александровна Бекасова. Женщина работает недавно, но уже изучила предпочтения покупателей.
- В магазин заходят не только кировчане, но и приезжие из других городов и даже стран – нередко покупки делают белорусы.

С началом весны всё чаще магазин навещают дачники, покупают птиц в ярком оперении – Петю-петушка с белой курочкой, красивого селезня, роскошного глухаря. Другие сразу обращают внимание на грибы-мухоморы, крепкого боровичка. Многие выбирают цветники, которых у нас широкий ассортимент. Но самая популярная садовая фигура в этом сезоне – медведь с бочонком мёда. Буквально перед вашим приходом покупатель забрал последнего, - рассказала Ольга Александровна.
В магазине «Фарфор» за внимание покупателей сражаются хитрый Колобок в венке из полевых цветов и модница-лиса, лягушка-квакушка и серый волк, семь сказочных гномов и пенёк-лесовичок, суровая тёща со скалкой и румяные поварята, роскошный хаски и важные бульдоги…. У каждой фигуры – множество деталей, их нельзя заметить сразу, но они добавляют фарфоровым персонажам жизни, делают их настоящими. Например, бантик на колобке оказался бабочкой, а зелёная лягушка уже приготовилась к дачному сезону - загорает на солнышке в купальном костюме, каждый из семи гномов – особенный и неповторимый.
Садовые фигуры можно рассматривать долго, снова и снова находя необычные и весёлые мелочи.

Под руками мастеров

Магазин – один из конечных пунктов производства ООО «Фарфор». Чтобы познакомиться с теми, кто превращает серую безликую массу в произведения искусства, нужно побывать внутри огромной заводской «машины».
В начале всего процесса – идея. Модель будущей скульптуры разрабатывает художник-модельщик Светлана Кадышкина. Если фигурка маленькая, она лепит её из пластилина, а если большая – из гипса. На гипсовом «болване» вырезаются все детали. Следующий этап – изготовление рабочей формы. Она может состоять из нескольких частей, которые отливаются отдельно от основной фигуры. Их количество варьируется в зависимости от сложности, в одной из скульптур насчитывается 16 деталей. И на каждую делают капы – формы. В технологии много ручного труда, творческого полёта фантазии – художник-модельщик оценивает получившуюся скульптуру, может что-то изменить, добавить или исключить. После утверждения пилотного экземпляра на художественном совете фирмы производство ставят на поток.
Нет секретов!

Для мастера производственного участка Ольги Валерьевны Ореховой здесь нет секретов. Она пришла в фирму «Фарфор» через месяц после её основания. И немудрено, что судьба свела её с этим предприятием, ведь её бабушка работала отливщицей изделий в экспериментальном цехе, а дедушка заправлял заводские машины топливом. С «Фарфором» жизнь связали и близкие родственники - тётя и двоюродный брат. Сын Ольги Валерьевны также был впечатлён живописным цехом и, кто знает, возможно, также продолжит семейную династию.
Орехова координирует работу цеха. На своём опыте изучила профессии литейщицы, обжигальщицы, отливщицы изделий, была лаборантом, оператором и, наконец, мастером.
- Если в коллективе родилась какая-то хорошая идея, она будет воплощена в жизнь. Например, директор Виктор Сергеевич Колявкин высказал пожелание, что хотелось бы изменить дизайн вазонов, которые мы уже много лет выпускаем в бежевом цвете. И наши сотрудницы – глазуровщица Наталья Васильевна Волкова и живописец Галина Геннадьевна Куренкова, придумали новый дизайн и представили образцы, которые были одобрены руководством. Вазоны «под мрамор» в разной цветовой гамме уже сейчас можно купить в фирменном магазине, - отметила Ольга Валерьевна.

Важный процесс

Слово «глазурь» вызывает ассоциацию с белой сахарной массой. На заводе глазурью поливают не кондитерские, а керамические изделия. И если в кулинарии глазурь служит лишь украшением, её наносят поверх уже готового продукта, то на участке процесс глазурования – важный этап производства. Покрытые глазурью и обожжённые при больших температурах фарфоровые фигуры дольше сохраняют прочность и яркость цветов.

Глазуровщицей на заводе вот уже 22 года работает Наталья Васильевна Волкова. Её рабочее место – глазуровочная кабина, оснащённая самой современной техникой. Маленькие фарфоровые фигурки Волкова обрабатывает вручную, а большие поливает из аэрографа. Несколько минут – и изделие готово. Трудность в том, что белая глазурь невидима. Но Наталья, как мастер своего дела, покрывает изделие ровным слоем, без малейшего пропуска. Профессии глазуровщицы она обучила многих достойных специалистов.
- После школьной производственной практики на стройфарфоре мне выдали удостоверение литейщицы третьего разряда. С ним и пришла на завод. С того времени освоила несколько профессий – работала литейщицей, оператором на обжиге, плела сухарницы. Считаю, что каждый человек должен себя искать. И я нашла работу, которая меня устраивает, - рассказала Волкова.

«Просто я работаю…»

Оживляет» садовые фигуры живописец Галина Геннадьевна Куренкова. Галина с детства увлекалась рисованием, делала школьные стенгазеты. После техникума, где девушка получила профессию «техник-технолог керамического производства», она также устроилась на кировский стройфарфор.
После глазуровки и обжига садовые фигуры попадают в живописный. С помощью специальных керамических красок и кистей, благодаря мастерству автора, бесцветные скульптуры превращаются в ярких, характерных персонажей.
- Я 37 лет в профессии. Работаю «юдашкиным» – одеваю садовые скульптуры. Все они раскрашиваются вручную, так что ни одна не похожа на другую. Могу и сама придумать наряд, дополнить его, как, например, для хитрой лисы. Я люблю, когда сразу получается нарисовать хорошо – тогда и душа радуется, и глазу приятно, - улыбается Галина.
Для живописи Галина Геннадьевна использует специальные керамические порошки. Живописец разводит их особым способом, добавляя воду и глицерин. Получившийся пластичный пигмент подходит для живописи по керамике. Такие краски очень долго сохраняют свой цвет, им не страшны ни жара, ни холод – работа художника сохранится, даже если садовая фигура весь год проведёт под открытым небом.

Лучший подарок

В цехе ООО «Фарфор» везде стеллажи – стоят вдоль стен, захватывают пространство производственных залов. На них садовые фигуры разных размеров, в том числе и медведь – упитанный, деловой. Одной лапой придерживает бочонок с лакомством, а другую, уже вымазанную в меду, облизывает алым языком. Тщательно на Мишке прорисована шёрстка, глазки и даже чёрные когти. Понятно, почему его так высоко оценили покупатели – выглядит керамический медведь как настоящий.
- Наша продукция – подарочная. Она расходится как по ближним областям - Брянской, Тульской, Смоленской, так и по дальним городам-миллионникам - Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Омск. И сейчас мы осваиваем торговые площадки «Озон» и «Wildberries», чтобы каждый человек на просторах страны мог приобрести изделия и сувениры фирмы, - отметил директор ООО «Фарфор» Виктор Сергеевич Колявкин.
Сегодня в ассортименте фирмы «Фарфор» 50 наименований садовых скульптур. Среди них много сказочных персонажей, характерных как для русской, так и для культур других народов.

Перед тем, как попасть в магазин, скульптуры садового дизайна проходят несколько узких и высокопрофессиональных специалистов, каждый из которых вкладывает душу в то дело, которое любит. Возможно, в этом и секрет оригинальных фарфоровых изделий, которые ждут своих новых владельцев и готовы вдохнуть в каждый сад новую сказочную жизнь.

Екатерина Семянищева.

Фото из архива фирмы и автора.