Любовь к Отчизне
начинается с любви к своей малой Родине. Чаще всего любимым городом, селом или
краем является то место, где человек родился и вырос. Ведь именно с детством у
большинства людей связаны самые добрые воспоминания.
Со временем всё
меняется: строятся дома и церкви, разбиваются скверы, реставрируются памятники
архитектуры. Город растет вместе с нашими детьми. И всё более актуальными
становятся аспекты взаимодействия общества и природы. Ведь город и экология –
понятия, между которыми нельзя нарушить связь.
Мы хотим видеть чистыми и
ухоженными наши парки, улицы, дворы. Поэтому сегодня возникает необходимость
воспитания поколения с новой культурой поведения, которое должно стать
осознанным и мотивированным по отношению к природе. Ведь именно природа прививает любовь к
родной земле, к Родине.
А задача педагогов - формировать у детей элементарные
экологические знания и представления, воспитывать любовь и бережное отношение
ко всему живому.
Начинать экологическое образование
надо с младшего возраста, т. к. в это время приобретённые знания могут в
дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Поэтому уже в детском саду мы знакомим
ребёнка с объектами ближайшего окружения, с которыми он сталкивается каждый
день. Говорить об экологии можно на всех занятиях.
Одной из обязательных составляющих экологического воспитания является
чтение сказок, помогающих
в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений
в природе, определить качества предмета, повадки животных.
Использование художественной литературы в сочетании с
малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание,
восхищение, нежность, восторг. В стихах, потешках, загадках,
пословицах и поговорках оживают все явления и силы природы: солнце,
радуга, гром, дождь, ветер. Времена года живут как одушевлённые существа. Дети
как будто сами вступают с ними в контакт.
Экологическое воспитание дошкольников строится на игровой
основе – с большим включением в образовательный процесс разных видов игр:
дидактических, предметных, настольно-печатных, словесных, подвижных,
творческих, строительных, сюжетно-ролевых: «Сбор урожая»,
«Разноцветные поляны», «Бывает – не бывает?», «Дома зверей», «Разноцветная
вода», «Что изменилось?», «Рыба, птица, зверь», «Куда залетела пчела?»,
«Шкатулка со сказками», «Что плавает, что тонет?», «Волшебный лес», «Чудесные
превращения»…
В экологическом воспитании в нашем детском саду используются
различные методы и приёмы. Разработаны
и проводятся интегрированные НОД с использованием интерактивной доски
(«Путешествие в весенний лес», «Наш город – наша природа», «Знакомство с
экознаками», «Поклонись ягодке», «Крылатые доктора» и др.), оформляются экологические уголки «Эколята-дошколята», систематически проводятся
целевые прогулки, экскурсии,
беседы об
экологических профессиях (дворник, эколог, лесник, ветеринар, ландшафтный
дизайнер, геодезист), организовываются экологические праздники и физкультурные досуги, выставки, викторины,
игры-тренинги, консультации. Уникальное средство обеспечения сотрудничества,
сотворчества детей и взрослых – это проектная деятельность.
И все-таки основным методом является наблюдение, в процессе которого дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и
восхищаться. У них развивается наблюдательность и любознательность, доброе,
бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с погодой, природными
явлениями, открыть взаимосвязь живой и неживой природы.
Самое светлое место в каждой групповой комнате отведено для
выращивания зелёного лука, укропа, петрушки. «Огород на окошке» задействован в
течение всего года.
Уголок экспериментирования - это новый элемент нашей предметно-развивающей
среды. В нём дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том
числе и самостоятельную. В уголке имеются различные колбы, пробирки. В них
хранятся природные материалы, предназначенные для проведения
исследований, опытов и экспериментов: песок, глина, камни, семена
растений, шишки, мхи, кусочки коры деревьев.
Подготовить
молодое поколение современной России к разумной и счастливой жизни – трудная
задача педагогов и родителей. Поэтому так необходимо, чтобы воспитание детей в ДОУ и
в семье было едино. Наши родители высказывают свою заинтересованность к
проблеме экологического воспитания,
что является хорошим показателем. Они активно помогают нам, отзываясь на любые
просьбы. Папы, к примеру, принимают участие в изготовлении кормушек и
скворечников для птиц, которые мы с детьми развешиваем на территории детского
сада. Корм для птиц дети приносят из дома. А мамы активно участвуют в
выставках «Лучший осенний букет», «Зимняя фантазия»и т. д. В своих работах они отражают темы природы: это пейзажи, животные, цветы,
птицы. Силами родителей был создан фотоколлаж «Мы за чистый город». Не прошёл без их помощи и выход
экологического десанта«Вместе сделаем наш город чище».
Если мы, взрослые,
научим детей видеть прекрасное вокруг себя, дорожить им, приумножать природные
богатства, то, несомненно, вырастим патриота страны. И это будет человек с
новым экологическим мышлением, способный осознавать последствия своих действий
по отношению к окружающей среде, умеющий жить в гармонии с природой.
Пора бы
человечеству понять,
Богатства
у Природы собирая,
Что Землю
нужно тоже охранять.
Она, как
мы, такая же - живая!
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться
ко всему живому, на всю жизнь сохранят любовь к миру природы. Надеюсь, это произойдёт
скоро, а не тогда, когда будет поздно.
Ю. КОНКИНА,
воспитатель МКДОУ детский сад №11 «Березка».