Сегодня: Среда 24 апреля 2024 г.

Жить в гармонии с природой

№№49-51 29 апреля 2022 г.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине. Чаще всего любимым городом, селом или краем является то место, где человек родился и вырос. Ведь именно с детством у большинства людей связаны самые добрые воспоминания.

Со временем всё меняется: строятся дома и церкви, разбиваются скверы, реставрируются памятники архитектуры. Город растет вместе с нашими детьми. И всё более актуальными становятся аспекты взаимодействия общества и природы. Ведь город и экология – понятия, между которыми нельзя нарушить связь.

Мы хотим видеть чистыми и ухоженными наши парки, улицы, дворы. Поэтому сегодня возникает необходимость воспитания поколения с новой культурой поведения, которое должно стать осознанным и мотивированным по отношению к природе. Ведь именно природа прививает любовь к родной земле, к Родине.

А задача педагогов - формировать у детей элементарные экологические знания и представления, воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Начинать экологическое образование надо с младшего возраста, т. к. в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Поэтому уже в детском саду мы знакомим ребёнка с объектами ближайшего окружения, с которыми он сталкивается каждый день. Говорить об экологии можно на всех занятиях.

Одной из обязательных составляющих экологического воспитания является чтение сказок, помогающих в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных.

Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. В стихах, потешках, загадках, пословицах и поговорках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер. Времена года живут как одушевлённые существа. Дети как будто сами вступают с ними в контакт.

Экологическое воспитание дошкольников строится на игровой основе – с большим включением в образовательный процесс разных видов игр: дидактических, предметных, настольно-печатных, словесных, подвижных, творческих, строительных, сюжетно-ролевых: «Сбор урожая», «Разноцветные поляны», «Бывает – не бывает?», «Дома зверей», «Разноцветная вода», «Что изменилось?», «Рыба, птица, зверь», «Куда залетела пчела?», «Шкатулка со сказками», «Что плавает, что тонет?», «Волшебный лес», «Чудесные превращения»…

В экологическом воспитании в нашем детском саду используются различные методы и приёмы. Разработаны и проводятся интегрированные НОД с использованием интерактивной доски («Путешествие в весенний лес», «Наш город – наша природа», «Знакомство с экознаками», «Поклонись ягодке», «Крылатые доктора» и др.), оформляются экологические уголки «Эколята-дошколята», систематически проводятся целевые прогулки, экскурсии, беседы об экологических профессиях (дворник, эколог, лесник, ветеринар, ландшафтный дизайнер, геодезист), организовываются экологические праздники и физкультурные досуги, выставки, викторины, игры-тренинги, консультации. Уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых – это проектная деятельность.

И все-таки основным методом является наблюдение, в процессе которого дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться. У них развивается наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с погодой, природными явлениями, открыть взаимосвязь живой и неживой природы.

Самое светлое место в каждой групповой комнате отведено для выращивания зелёного лука, укропа, петрушки. «Огород на окошке» задействован в течение всего года.

Уголок экспериментирования - это новый элемент нашей предметно-развивающей среды. В нём дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В уголке имеются различные колбы, пробирки. В них хранятся природные материалы, предназначенные для проведения исследований, опытов и экспериментов: песок, глина, камни, семена растений, шишки, мхи, кусочки коры деревьев.

Подготовить молодое поколение современной России к разумной и счастливой жизни – трудная задача педагогов и родителей. Поэтому так необходимо, чтобы воспитание детей в ДОУ и в семье было едино. Наши родители высказывают свою заинтересованность к проблеме экологического воспитания, что является хорошим показателем. Они активно помогают нам, отзываясь на любые просьбы. Папы, к примеру, принимают участие в изготовлении кормушек и скворечников для птиц, которые мы с детьми развешиваем на территории детского сада. Корм для птиц дети приносят из дома. А мамы активно участвуют в выставках «Лучший осенний букет», «Зимняя фантазия»и т. д. В своих работах они отражают темы природы: это пейзажи, животные, цветы, птицы. Силами родителей был создан фотоколлаж «Мы за чистый город». Не прошёл без их помощи и выход экологического десанта«Вместе сделаем наш город чище».

Если мы, взрослые, научим детей видеть прекрасное вокруг себя, дорожить им, приумножать природные богатства, то, несомненно, вырастим патриота страны. И это будет человек с новым экологическим мышлением, способный осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющий жить в гармонии с природой.

Пора бы человечеству понять,

Богатства у Природы собирая,

Что Землю нужно тоже охранять.

Она, как мы, такая же - живая!

Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому, на всю жизнь сохранят любовь к миру природы. Надеюсь, это произойдёт скоро, а не тогда, когда будет поздно.

Ю. КОНКИНА,

воспитатель МКДОУ детский сад №11 «Березка».