Мы привыкли к тому, что
за господдержкой в калужский центр «Мой бизнес» обращаются предприниматели. Но,
однажды наши эксперты удивились, когда к ним пришла девятиклассница Полина
Кобцева. Оказалось, что школьница уже решила, что после получения диплома откроет
собственный бизнес. Чтобы не терять времени даром, Полина сделала стартап и начала
работать над созданием клиентской базы.
Как в 15 лет заработать
200 тысяч рублей, организовать собственное дело и выйти на крупных инвесторов
рассказывает победитель Всероссийского
конкурса «Большая перемена», создатель бизнес-сайта «Форайз» Полина Кобцева.
– Полина, расскажите о
себе. Как появилась идея заняться бизнесом?
– Бизнесом я
заинтересовалась два года назад. Всё началось с моего участия в конкурсе
«Большая перемена». Там дети делают свои бизнес-проекты. На первом этапе их
оценивают эксперты. Если стартап им понравился, то его создатель попадает в
полуфинал. Там формируется команда, где участники делают проекты уже с другими
ребятами. Финалисты также разрабатывают стартап, который защищают на выездном
этапе. В 2021 году я выиграла конкурс, заработав 200 тысяч рублей. Часть денег
инвестировала в ценные бумаги, а часть в развитие своей платформы «Форайз».
– Расскажите о «Форайз»
подробнее. Как создавался, в чём основная идея?
– Для меня всё начинается
с наблюдения за поведением людей, за нашей жизнью. Когда участвовала в
конкурсе, то заметила у всех молодых стартаперов одну проблему. Это отсутствие
понимания того, что нужно сделать для привлечения крупного бизнеса в проекты. И
тогда я решила создать платформу «Форайз», которая бы объединила инвесторов и
стартаперов.
Изначально идея была в
том, что мы делаем искусственный интеллект, который предсказывает вероятность
успеха стартапу. Это нужно инвесторам, чтобы они видели проекты, которые
оправдают вложения.
Но, после общения с
предпринимателями стартап претерпел изменения. «Форайз» стал рассматриваться
как платформа, где проекты должны оценивать реальные бизнес-аналитики и давать
рекомендации. На их основании мы понимаем – выстрелит стартап или нет. Если да,
то записываем его в нашу базу данных. Затем инвесторы просматривают каталог
качественных, отобранных стартапов.
– За счёт чего может жить
«Форайз»?
– Система работает так,
что инвесторы платят за подписку, а стартаперы за услуги. Мы хотим помочь
создателям проектов улучшить их, оформить юридически, довести до получения
гранта, получить инвестиции.
– Как набирали команду
для создания «Форайз»?
– Организаторы конкурса
сказали, что нужно сделать пост, в котором расскажем о проекте и пригласим
желающих поработать в нём. Я написала длинное мотивирующее послание.
Откликнулось более 40 человек. Мне даже пришлось проводить собеседование.
Отобрала 5 сотрудников.
– По каким критериям
отбиралась эта пятёрка?
– Я точно знала, кто нам
нужен в команду. Спрашивала о навыках, умениях. Нужны были программисты,
которые бы сделали сайт, маркетологи и люди, которые будут отвечать за
финансовую составляющую стартапа. Для меня было важно, чтобы я могла видеть
примеры работ. Иногда на собеседовании при проверке проектов выяснялось, что
многое из того, что рассказывают о себе соискатели – фейк.
– Получается, что есть
школьники, которые разбираются в финансовой составляющей бизнеса?
– Оказалось, что есть.
Отмечу, что в моей команде я была одной из самых младших. На меня работали те,
кто учится в одиннадцатом классе. «Форайз» – это результат работы команды.
Именно эту идею мы выбрали из многих и доработали её. Сейчас в «Форайз» уже 7
человек.
– Финансисты, кадровые
перемещения – всё как в бизнесе. Если всё получится, то может ли простой
школьник попасть в ваш проект?
– Минимальный возраст
вхождения – 16 лет. Если у школьника есть наработки, команда, то он сможет
зарегистрироваться на нашей платформе и начать вести своё дело.
Регистрация в качестве
самозанятого или ИП не нужна. Только презентация проекта. Если придём к
решению, что стартап интересен, то поможем с юридической частью.
– У вас всё есть – идея,
специалисты. Для чего вы решили обратиться в центр «Мой бизнес»?
– Я понимала, что проект
должен быть эффективным уже на старте. Нужны были предприниматели с опытом,
которые смогли бы нас направить, что-то подсказать. Стала искать в интернете
организации, которые работают с такими людьми. Нашла центр «Мой бизнес». Поняла, что много раз проходила мимо этого
красивого здания, но никогда не заходила. Став предпринимателем решила, что
пора. И не ошиблась.
Один из важных этапов
создания бизнеса – поиск своей целевой аудитории. Общение с потенциальными
клиентами. Его мы решили начать с проведения исследования. Разговаривали с
предпринимателями и стартаперами, пытаясь понять особенности мышления каждого
из них. В «Моём бизнесе» нам очень помогли с контактами респондентов. На наши
вопросы отвечали: Юлия Марсель (компания «Гринвайз»), Егор Колобов (сити-ферма
«Грин Стафф»), Татьяна Бровкина (розлив природной воды «Цветной колодец»),
Сергей Верещака (бизнес-консалтинг «Маркетдрайв»), Андрей Моисеенков
(аудиторская компания «МАЛТОН»), Антон Липовский (кафе «Кофе-Космос»). Они, в
свою очередь, поделились контактами партнёров. Исследование сложилось.
Результаты нашей работы доступны на сайте www.forise.vercel.app.
– Как реагировали
предприниматели на просьбу поучаствовать в исследовании?
– Положительно.
Договаривались об интервью, назначали онлайн-встречи. Давали ценные советы. Я
всё записывала. Несколько респондентов заинтересовались «Форайз». Сказали, что
будут следить за проектом. Считаю, что у Калуги в людях огромный потенциал. Я
общалась с предпринимателями из разных сфер бизнеса. Они открыты, уверенно
смотрят вперёд. С лёгкостью обходят трудности. После запуска «Форайз»
респонденты писали, что хотят делать со мной бизнес. Сейчас у меня есть два
потенциальных новых дела. Предприниматели дают мудрые аргументированные советы.
С такими людьми хотелось бы сотрудничать в дальнейшем. Общаясь с ними, я поняла
свои ошибки в бизнесе.
–
А были ошибки? Можете поделиться неудачным опытом?
– Пожалуйста. Крупно
потеряла на рекламе. Нужно было продвинуть наш Телеграм-канал. На него
изначально были подписаны наши друзья и родственники. Но нам нужна живая
бизнес-аудитория. Для этого запустили рекламу в другой отечественной соцсети. А
там такая ситуация, что подписчиков много, а актива мало. В итоге деньги на
рекламу я потратила зря. Были только просмотры. Без откликов и реакций.
Следующую рекламу буду запускать непосредственно в Телеграм. Он активно
развивается, там много новых возможностей.
– Полина, вы изучаете
различные стартапы. Какой, на ваш взгляд, самый интересный?
– Из всего, что я видела –
интернет-карта с местами спортивных клубов. Работает как социальная сеть. В ней
можно найти места, где проходят нужные занятия и записаться. Всё на одном
ресурсе. Казалось бы, можно просто забить данные в поисковик и выбрать
спортзал. Но, когда информация собрана в одном месте, то это намного удобнее.
Именно на этом примере я поняла суть всех современных стартапов – очевидные
вещи сделать ещё проще и удобнее. Это очень умно, на мой взгляд. Разработчики
проекта сделали просто и победили.
– Когда у вас будет свой бизнес,
что вы сделаете прежде всего?
– Прежде всего я изучу
все виды господдержки. Со многими из них я уже познакомилась в центре «Мой
бизнес». Посмотрела гранты, как их можно получить. Понимаю, что критерии очень
строгие. Мы под них пока не подходим. Но, по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной
предпринимательской инициативы» есть и другие виды помощи – бизнес-консультации,
обучение, реклама.
– Что, кроме бизнеса,
вызывает у вас интерес? Присутствует ли в вашей жизни творчество?
– Конечно. Десять лет я
занималась танцами, три года ходила на борьбу – айкидо, джиу-джитсу. У меня два
зелёных пояса. Сейчас я увлеклась дизайном веб-страниц, разрабатываю логотипы.
– Полина, в свои 15 лет
вы много знаете и умеете. Не могу не спросить о ваших дальнейших планах.
– В этом году я перехожу
в московский лицей Национального исследовательского университета «Высшая школа
экономики». Десятый и одиннадцатый классы буду учиться там. Затем планирую
получить высшее образование программиста. Но бизнес всегда будет в моей жизни.
В идеале я хочу руководить собственной АйТи компанией. Это моя глобальная цель.
Беседовала Наталья
Новосельцева
Справочно:Агентство развития бизнеса учреждено в январе 2018 года министерством
экономического развития Калужской области с целью создания комфортной
бизнес-среды для реализации проектов на территории региона. В 2019 году на базе
Агентства открыт Центр оказания услуг «Мой бизнес». Агентство реализует национальные проекты: «Малое и
среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской
инициативы», «Международная кооперация и экспорт», «Производительность труда». Основные
направления деятельности: консультирование бизнеса, сопровождение проектов,
обучение предпринимателей. Калужская область – регион, где созданы
благоприятные условия для ведения бизнеса: предусмотрены субсидии, гранты и
различные преференции; совершенствуется логистика и инфраструктура.
Контакты:
ГАУ КО «Агентство развития бизнеса»
+7 (4842) 20-73-37