Труд при учении скучен,
да плод от учения вкусен.
Народная мудрость.
Возникает вопрос: должен ли крошка помогать маме с папой? У родителей может
возникнуть желание оградить ребёнка от любой, даже самой простой домашней
работы – ведь он так много занимается! Но ведь помимо усвоения учебного
материала нужно развивать и другие навыки, которые нужны всем людям.
Первые обязанности могут появиться уже в два года – это обслуживание себя:
умение есть ложкой, умываться, одеваться, обуваться. Не нужно пытаться всё
делать за ребёнка, каждый освоенный навык помогает развитию ребёнка, как
умственному, так и социальному.
Не стоит забывать о том, что все дети разные, и их способность
справляться с домашними делами во многом зависит
от их моторики и темперамента. Конечно, вы не станете предлагать
двухлетнему малышу пылесосить или шестилетнему - готовить обед, но есть
множество подходящих по возрасту задач, которые дети в состоянии выполнять, как
только они начинают понимать речь.
Дети могут: убирать игрушки; складывать грязную одежду в корзину; убирать
книги и журналы; вытирать пролитое; помочь маме сложить грязную посуду
в мойку; выбросить сухой мусор.
Наберитесь терпения и обязательно используйте моменты, когда у малыша
возникает желание помочь вам. Не
оставляйте его наедине с работой - так она ему моментально надоест.
Чтобы малыш успел выполнить всю работу и смог увидеть результат своих трудов,
необходимо подбадривать и мотивировать его. В результате ребёнок будет
стремиться завершить начатое дело.
Чего в процессе приучения к труду не стоит делать: не требуйте от ребёнка
того, чего не делаете сами, ребёнок все равно будет подражать вашим действиям;
не угрожайте и не шантажируйте ребёнка, если вы на самом деле не собираетесь
выполнять угрозу, это подрывает доверие ребёнка к вашим словам; нельзя уборкой
или какой-либо работой наказать ребёнка, не заставляйте (особенно - используя
крик и угрозы) ребёнка помогать вам, это может вызвать у него стойкое
отвращение к труду.
Бывает, что ребёнок совсем не хочет убирать игрушки или развешивать свои
вещи. В этом случае можно прибегнуть к некоторым игровым ситуациям, которые помогут
побудить малыша помочь вам, например:
- Мы с тобой будем роботами - уборщиками игрушек. (Нажмите
«на кнопку» на животе малыша и передвигайтесь по комнате как роботы, собирая
игрушки.)
-Я буду подъёмным краном, а ты подавай
мне игрушки. (Когда ребёнок даст вам игрушку, ваша рука - «стрела», будет
поднимать или опускать игрушку в нужное место.)
- Давай поскорее уберём все игрушки, погрузим
игрушки в самосвал и развезём по местам. а то прилетит дракон и съест их.
Необходимо показать ребёнку, что вы действительно цените его участие и
желание помочь. Вселяйте в ребенка уверенность в своих силах.
Когда ребёнок к концу дошкольного возраста хорошо
справляется со своими весьма несложными делами, можно считать, что он
подготовлен к выполнению более сложных обязанностей, которые возложит на него
школа.
А. ТЕРЕХОВА, воспитатель детского сада №6 «Ягодка».